Евровидение-2017: где может заработать украинский ритейл

Евровидение-2017: где может заработать украинский ритейл

01.05.2017 09:00
  1093
Микола Маранчак

Сколько потратил Киев на Евровидение, как заработают на событии украинские ритейлеры, ТРЦ и другие бизнесмены, чем грозит незаконное использование символики конкурса.
Евровидение, в котором примут участие 43 страны, Украина принимает уже во второй раз. Заработать на иностранных гостях сможет не только столица, но и украинский бизнес. Прежде всего, гостиницы и рестораны, которые, по традиции перед крупными международными мероприятиями, вроде Евровидения-2005 и Евро-2012, повысят цены на 20-30%. Но кроме них, официальные спонсоры и партнеры мероприятия, среди которых ТРЦ Gulliver, а также предприимчивые украинские предприниматели, которые уже сегодня стараются выжать из темы максимум. Кто и как зарабатывает на Евровидении-2017, сколько стоит конкурс и что говорят юристы о незаконном использовании символики конкурса, в обзоре rau.ua.

В соцсетях до сих пор не утихают споры: окупится ли мероприятие для страны или останется лишь имиджевой составляющей. Тем временем украинский бизнес потирает руки и уже начинает подсчитывать дивиденды, ведь заработать есть на чем: производство и продажа футболок и сувенирной продукции, организация трансферов, проживания и досуга для туристов, размещение фуд-кортов и обслуживание фан-зоны — вот далеко не все возможности, которые позволят украинским предпринимателям заработать на конкурсе.

Сколько стоит конкурс

Чтобы сделать расходную составляющую мероприятия более справедливой, принимающая страна вкладывает лишь часть суммы в его проведение. 50% расходов на подготовку обычно на себя берет организаторы конкурса, а часть покрывается за счет комиссионных взносов от других участников конкурса и спонсоров.

Стоимость шоу в Стокгольме, согласно заявленной цифре, обошлась организаторам в 20 млн евро. Бюджет Евровидения-2016 исходил из показателей конкурса четырехлетней давности в Малме, который сегодня считают показательным. Тогда только за время конкурса удалось окупить около 93% всех затрат в $25 млн, а чистую прибыль уже принесли туристы.

В Украине в этом году из госбюджета выделили еще меньше — всего 15 млн евро. Правда, без финансовых скандалов все равно не обошлось. После того, как на сайте системы Рrozorro была опубликована документация с указанием суммы, которую заплатили за разработку логотипа на Евровидение-2017 агентствам Republique и Banda Agency, в соцсетях и СМИ разразился скандал. Разработка логотипа обошлась в 420 тысяч гривень.

По предварительным прогнозам Киевской городской администрации, во время проведения конкурс столицу посетит более 20 000 иностранцев, которые оставят в городе до 600 млн грн, часть из которых перепадет и ритейлерам.

Доля спонсоров и партнеров мероприятия

Основную долю доходов традиционно разделят между собой официальные спонсоры и партнеры мероприятия. Так, например, ТМ «Львовское» в рамках официального спонсорства в конце марта 2017 года запустила в точках продаж лимитированную серию «Львовское 1715», представленную в специальном дизайне, приуроченному к событию.

Основную прибыль компания Carlsberg, в портфель которой входит «Львовское», планирует получить именно в дни проведения конкурса от продажи пива в фан-зонах. Для компании это не первый опыт поддержки крупного песенного события — в 2016 году бренд стал партнером концертного тура группы Океан Ельзи.

«Так как на сегодняшний день реклама алкогольных брендов запрещена, спонсорство для нас остается единственной возможностью говорить от имени бренда, — прокомментировал менеджер по маркетингу компании Carlsberg Ukraine Тарас Маципура. — И для того чтобы ее использовать, мы берем спонсорский проект и активируем его на полную. То есть, пытаемся построить многостороннюю коммуникацию относительно спонсорства, как повод говорить от имени бренда о том, что он собой олицетворяет, и какие ценности исповедует, активизировать наше общение с потребителем на площадках, где проводятся мероприятия и концерты. Для нас главное, чтобы потребитель нас замечал и делился впечатлениями, связанными с «Львовское».

Компания Visa, как официальный партнер 62-го песенного конкурса Евровидение, получила уже второй год подряд от Европейского вещательного союза (EBU) широкие ивент- и медиа (включая программное спонсорство) права. Платежные решения компании будут задействованы снова. Также Visa запустила акцию с возможностью выиграть билеты на музыкальный праздник, для этого достаточно расплатиться картой, сохранить чек и зарегистрировать транзакцию на сайте.

По словам генерального менеджера Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Менди Лэмб, Евровидение — отличная платформа для взаимодействия платежной системы с банками-партнерами и держателями карт, в частности с помощью промо кампаний, связанных с конкурсом. «Мы с нетерпением ждем старт сотрудничества с организаторами конкурса Евровидения и нашими партнерами, чтобы приобщиться к созданию незабываемой песенной события для всех украинцев и гостей конкурса», — сказал он.

Еще один официальный партнер мероприятия — кофе Jacobs —  предлагает выиграть билеты в одной из предложенных торговых сетей: АТБ, Fozzy, Фора, METRO и Novus. Для этого нужно купить кофе Jacobs на сумму от 50 грн одним чеком, использовать на кассе зарегистрированную карту лояльности, например, Novus и тогда у каждого появляется возможность принять участие в еженедельные розыгрыше 40 билетов, а также 80 вишиванок и 160 зарядных устройств.

А вот дистрибьютором сувенирной продукции Eurovision Song Contest 2017 в Украине стала рекламная компания Original Solution. Она представила коллекцию Celebrate Diversity с широким выбором одежды, аксессуаров и сувениров. В ассортименте футболки, худи («кенгурушки»), бейсболки, сумки, магниты, чехлы для телефонов, брелки и кружки. Минимальная стоимость сувениров — 100 гривен. Приобрести их можно как через сайт рекламной компании, так и на официальном сайте конкурса.  Также предварительно можно было заказать официальные CD, которые поступили в продажу с 28 апреля. А вот официальные DVD и Blu-Ray можно ожидать лишь с 23 июня.

Товары Original Solution уже можно заказать онлайн, а с 1 мая они будут доступны на официальных локациях конкурса – в Еврогородке на Крещатике, а также в Международном выставочном центре на Левом берегу. Правда заявленных в концепции сувениров в виде брендированных носков и зонтов, представленных на момент создания символики агентствами Republique и Banda Agency, в продаже пока так и не появились.

Фан-зона — царство ритейла

Главным местом для ритейла в Киеве к Евровидению-2017 станет Городок Евровидение (Eurovision Village) – официальная фан-зона песенного конкурса – расположенная на Крещатике (от улицы Прорезной до улицы Богдана Хмельницкого), которая будет работать с 4 по 14 мая. Здесь на четырех экранах будут транслировать оба полуфинала и финал конкурса, а также церемонии открытия и награждения. Именно здесь официальные спонсоры и партнеры мероприятия разместили свои ключевые торговые зоны, например, Carlsberg bar.

Впрочем, для разборчивых туристов на самом Крещатике, а также в районе вокзала и в непосредственной близости от МВЦ, присутствуют знакомые им рестораны МакДональдз. Местонахождение в стратегически важных местах от Евровидения станет козырем сети. «По случаю Евровидения, мы хотим подарить всем нашим посетителям праздничное настроение, чтобы они чувствовали, что в стране происходит знаменательное музыкальное событие, — рассказывает директор по маркетингу и коммуникациям компании МакДональдз в Украине Юлия Бадритдинова.    Поэтому в наших ресторанах мы уже создали музыкальную атмосферу, предложив посетителям специальные стаканы с микрофоном, украсив витрины МакДональдз декором на музыкальную тематику. Также все желающие могут принять участие в акции #поївспівай в социальных сетях.»

В период проведения Евровидения МакДональдз ожидает увеличения количества посетителей, особенно в заведениях, которые находятся в центральной части Киева и рядом с выставочным центром на левом берегу, где будет проходить финал конкурса.

По словам Юлии Бадритдиновой, в компании не проводят никаких дополнительных мер по привлечению туристов в период Евровидения, рассчитывая на узнаваемость бренда: «Конечно, на период Евровидения мы увеличим количество персонала в выше указанных заведениях, кроме того, значительное количество информационных материалов о еде будет доступна на английском языке».

В целом зоны активности и ритейла заняли в центре столицы площадь 13 000 кв. м, а запущены уже с 30 апреля. Потому,можно сказать, что для ритейлеров главный праздник, после долгой подготовки, начался еще за неделю до старта официального мероприятия.

В ожидании покупателей

Найти способ привлечь аудиторию Евровидения нашли и в многофункциональном комплексе Gulliver – техническом партнере мероприятия. Более, чем 60-летнюю историю песенного телевизионного конкурса здесь решили представить в фотопроекте «История Евровидения», который открылся 27 апреля. Экспозиция включает в себя фотографии, которые ранее нигде не были представлены, и состоит из 45 работ. Также в фотопроекте ТРЦ можно увидеть легендарные фото награждения группы АВВА в 1974 году, слезы радости победительницы 33 конкурса Селин Дион, выступление немецкого коллектива «Чингизхан», созданного в 1979 году специально для выступления на Евровидении, изменения главного приза Евровидения, «дикие танцы» Русланы в Стамбуле в 2004 году и многие другие.

Кроме выставки, фанатов Евровидения решили привлечь в торгово-развлекательный центр чередой автограф-сессий с музыкантами, которые тем или иным образом связаны с песенным конкурсом. Это и участники Национального отбора на Евровидение, и его победители, среди которых Melovin, DETACH, TAYANNA, O.Torvald, а также представители двух других стран-участниц конкурса в этом году: Латвии, Швейцарии, Белоруси, Грузии и других. Непосредственно перед финалом песенного конкурса, 12 мая, посетителей ждет диджей батл, в котором украинские диджеи замиксуют треки-финалистов Евровидения.

В конце апреля на территории Gulliver открылась точка продажи оригинальных сувениров Евровидения-2017: чехлы на различные модели телефонов, сумки, чашки, магниты, кепки, туристические путеводители по Киеву. А всем знакомые на входе в ТРЦ буквы I LOVE KYIV украсили символом Евровидения-2017 – бусами, с которыми все желающие могут сфотографироваться.

«Евровидение — это не просто яркое шоу и международный эстрадный сейшен. Для украинцев это, прежде всего, еще одна возможность ощутить себя настоящей частицей современной Европы, — добавляет управляющая МФК Gulliver Лилия Резвая. — Мы хотим донести до каждого нашего посетителя, что придя в Gulliver в канун Евровидения, он окунется в европейскую атмосферу и почувствует себя максимально причастным к этому празднику музыки».

Руководитель управления туризмом КМДА Антон Тараненко также заявил, что именно на Gulliver, среди других ТРЦ столицы, возложена задача сформировать положительный имидж Киева: «Во время Евровидения город посетят представители 46 стран-участников конкурса. Мы ожидаем до 30 тысяч туристов – болельщиков, членов команд, журналистов. И чем больше будет площадок, которые смогут обеспечить туристическую, развлекательную и познавательную программу такому количеству гостей, тем лучше».

Стильную бренд-айдентику Eurovision перенял и ТРК Проспект, украшенный брендированными бусинами.

Продавцы готовы

В период мероприятий популярностью будут пользоваться также точки street-food. Уже очевидно, что к проведению конкурса далеко не все МАФы в районе Левобережной будут демонтированы. «Временные сооружения, владельцы которых имеют необходимую документацию и оплатили паевой взнос, временно перенесены на другие локации», — заявил первый заместитель директора департамента благоустройства Киевгорадминистрации Тарас Панчий. Владельцы киосков, оставшихся в районе песенной арены Евровидения, обязаны изменить фасад и им запрещено продавать алкоголь.

По мнению Ольги Насоновой, директора компании Ресторанный консалтинг, зрители Евровидения — это в основном средний класс, молодые люди, среди которых популярна недорогая уличная еда. Поэтому смогут неплохо заработать автокофейнии другие точки, которые будут торговать бургерами, хот-догами, шаурмой. «В ресторанах и кафе будет пользоваться популярностью еда на вынос, поэтому рестораторы запасаются упаковкой. Также выиграют те, у кого есть система пегас — для разлива пива в бутылки, которое будут также покупать на вынос. Конечно, цены вырастут на 5–10%, но не везде — в недорогих кафе и ресторанах на левом берегу, а также в центре, где будут гулять гости», — говорит Насонова.

Как зарабатывают на Евровидении предприниматели

Тем временем, на просторах сети появились уже десятки объявлений о продаже товаров с символикой песенного конкурса. Например, на сайте olx можно приобрести бусы, идентичные логотипу Евровидения-2017. Стоимость сувенира — 500 грн. Товар ручной работы сделан из шерсти, бисера и ручной вышивки. А вот целый комплект предлагают приобрести за 550 грн — в него входят ожерелье, браслет и серьги ручной работы из запекаемой полимерной глины и бусин из стекла индийского производства.

Магазин футболок Футболочка+ предлагает целый набор футболок с символикой Евровидения, с указанным производством «Польша». Доставка действует в любой регион Украины в течении 24 часов, а стоимость изделия всего 150 грн.

Не исключено, что во время конкурса также будут пользоваться спросом всевозможная полиграфия и мелкая сувенирка, вроде магнитов и брелоков

После проведения Евровидения-2005 не все остались довольны выручкой. В канун Евро-2012, генеральный директор ООО Украинские сувениры Тамара Степаненко заявила: «Наша фирма купила право на использование логотипа Евровидение-2005, однако прогорела. Нам дали место во Дворце спорта. А в центре все было наводнено дешевым контрафактом с логотипом Евровидение-2005 — вещами, не имевшими никакого отношения к национальному колориту. Это были дешевые майки, футболки, блайзеры, ручки, чехлы и подвески для мобилок. Думаю, что фирм, которые выиграют тендер на использование логотипа Евро-2012, ждет наша участь».

Прошел ли этап рыночного палеолита, полного безответственности и непрофессионализма, украинский рынок, покажут итоги Евровидения-2017.

Мнение юристов об использовании символики Евровидения-2017

По словам юристов юридической фирмы GOLAW, исходя из информации, размещенной на официальном международном сайте Песенного конкурса Евровидение, в 2004 году Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union (EBU), членом которой является Национальная общественная телерадиокомпания Украины, презентовала общий логотип для Песенного конкурса Евровидение, который сопровождается уникальной творческой концепцией и слоганом для каждого отдельного конкурса.

Логотип Песенного конкурса Евровидение могут использовать исключительно EBU, ее члены и официальные партнеры мероприятия. Средства массовой информации могут использовать логотип, но только в редакционном контексте. Любое другое коммерческое или некоммерческое использование логотипа строго запрещается без письменного разрешения Европейской речевой союза.

Официальная символика Песенного конкурса Евровидение-2017 состоит из логотипа, который является сложным обозначением в графической форме, состоит из слова «Eurovision» – зарегистрированного международного знака, и тематического произведения (творческой концепции), состоящий из визуального символа, который отражает традиционное украинское ожерелье, и слогана «Celebrate Diversity».

В свою очередь, символ и слоган Евровидения было разработано ЧП «Группа Ре Дизайн» по заказу ПАО «Национальной общественной телерадиокомпании Украины» (далее – Национальная телерадиокомпания) в соответствии с договором о предоставлении профессиональных дизайнерских услуг, а именно: создание творческой концепции Песенного конкурса Евровидение-2017 и соответствующего Брендбука (использование символики на брендированных материалах, транспорте, сувенирной и рекламной продукции) заключенного по результатам переговорной процедуры публичных закупок, согласно статьи 35, пункта 41 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О публичных закупках» и постановления Кабинета Министров Украины от 21.12.2016 года № 966. Согласно данному договору исключительные имущественные права интеллектуальной собственности на созданную концепцию Евровидения принадлежат Национальной телерадиокомпании.

То есть, международный знак «Eurovision», творческая концепция, символ и слоган Евровидения являются объектами права интеллектуальной собственности и их использование охраняется законами Украины и международными договорами.

Так, согласно условиям указанного договора и статьи 424 Гражданского кодекса Украины Национальная телерадиокомпания, как член EBU и обладатель имущественных авторских прав на концепцию Евровидения, имеет в Украине исключительными правами: на использование символики Евровидения; разрешать использование этой символики; препятствовать неправомерному ее использованию, в том числе запрещать такое использование; другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные договором и законом.

Таким образом, использование символики Евровидения другими лицами, в том числе размещение ее на брендированной, сувенирной и рекламной продукции, должно осуществляться только с согласия Национальной телерадиокомпании.

Вполне ожидаемым является то, что во время проведения Евровидения много человек захочет заработать путем реализации различной продукции с символикой песенного конкурса. Однако, такие действия без разрешения владельца авторских прав будут неправомерными. Конечно, деятельность мелких малозаметных ритейлеров может быть и не замечена. Однако, если все же будет доказано, что те или иные лица осуществляют изготовление или распространение контрафакта, их ждут соответствующие негативные последствия. Например, по решению суда может быть:

— изъято из гражданского оборота товары, изготовленные или введенные в гражданский оборот с нарушением права интеллектуальной собственности и уничтожено такие товары;

— обязал нарушителя возместить убытки (материальный ущерб), включая упущенную выгоду, или взыскан доход, полученный нарушителем вследствие нарушения им авторского права и (или) смежных прав, или выплатить компенсацию;

— взыскано компенсацию с нарушителя, что определяется судом, в размере от 10 до 50 000 минимальных заработных плат, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Кроме того, нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности может повлечь для виновного лица и более тяжкие последствия в виде административной или уголовной ответственности. Так, например, незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности может повлечь за собой привлечение к административной ответственности в виде штрафа от 10 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования и материалов, которые предназначены для ее изготовления (статья 512 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Также, следует обратить внимание, что осуществление даже незначительной переработки, адаптации, изменения символики Евровидения с целью «обойти» запрет ее использования без согласия владельца прав интеллектуальной собственности, также является неправомерным, поскольку эти действия могут осуществляться лишь с его согласия.

В свою очередь, статья 21 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» и статья 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» предусматривает случаи использования объектов авторского права, торговых марок без обязательного согласия владельца прав интеллектуальной собственности, однако данные случаи связаны прежде всего с их некоммерческим использованием или с принципом исчерпания прав интеллектуальной собственности.

Так, например, если экземпляры правомерно опубликованного произведения законным образом введены в гражданский оборот путем их первой продажи в Украине, то допускается их повторное введение в обращение путем продажи, дарения и т. п. без согласия автора (или другого лица, имеющего авторское право) и без выплаты авторского вознаграждения, а относительно произведений изобразительного искусства – с учетом положений статьи 27 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». Однако в этом случае право сдавать в имущественный наем или коммерческий прокат остается исключительно за лицом, которое имеет авторское право.

Отдельно обратим внимание, что по сравнению с прошлыми годами, законодательные нормы, охраняющие право интеллектуальной собственности, почти не изменились. Однако, с каждым разом правообладатели и общественные организации все больше и больше внимания уделяют защите прав интеллектуальной собственности, мониторинга и устранению их нарушений.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка