Евгения Шевчук, Watsons Украина: Сейчас открыть аптеку может любой
Что сейчас происходит на украинском рынке фармацевтики и товаров для здоровья, с какой рентабельностью работают аптечные сети и где будут открываться новые торговые точки Watsons.
Директор аптечной сети Watsons Украина Евгения Шевчук в интервью информационному агентству Интерфакс-Украина рассказала о ситуации на аптечном рынке страны, особенностях развития этого сегмента, актуальных трендах и планах Watsons на ближайшее время. RAU приводит сокращенную версию материала.
— Как оцениваете количество аптек в Украине?
— В Украине одна из самых больших в Европе концентрация аптек на душу населения – одна аптека на 2500. человек. Больше — только в Греции, где одна аптека приходится на 1200 человек. Для примера, в Италии, Польше или Франции – одна аптека на 3500-4000 человек.
— Это потому, что в Украине так много болеют?
— Нет, это потому что в Украине вход на этот рынок достаточно простой. Кроме того, у украинского рынка есть еще одна особенность: при очень большом количестве аптек крайне мало крупных сетей, которые бы занимали существенную долю рынка. Очень много мелких частных предпринимателей, у которых одна-две аптеки, но мало крупных сетей, лидеров, в чьих руках сосредоточено большое количество аптек. Такая тенденция наблюдается на протяжении последних 10 лет. Аптеки объединяются, но для того, чтобы такое объединение как-то влияло на рынок, чтобы оно переросло в 20%, 30%, 40%, должно пройти, еще минимум, лет пять.
— Что для этого должно произойти?
— Все должно прийти к тому, что зарегулированность данной отрасли должна стать меньше. При том, что вход на рынок достаточно простой, он имеет много законодательных ограничений деятельности. Есть лицензионные условия, и есть сети, которые их выполняют, но есть аптеки, частные предприниматели, которые соблюдают их не в полной мере. Сейчас любой может, при желании, открыть аптеку даже не имея кассового аппарата.
Время развиваться
— Какие планы развития на таком насыщенном рынке у сети Watsons?
— В этом году мы сосредоточены не столько на развитии аптечной сети, сколько на продвижении категории товаров для здоровья в магазинах и аптеках Watsons, т.к. наши покупатели заботятся о своем здоровье и хотят приобретать товары разных категорий в одном месте продажи. В настоящее время уже более чем в 220 магазинах сети представлена категория Health – биологически-активные добавки, фиточаи, травы, витамины, изделия медицинского назначения, которые не является лекарственными средствами, и выполняют превентивную функцию поддержания здоровья клиентов в норме. В ближайшее время планируется расширить линейку товарами здорового питания, сорбентами, аромомаслами.
В настоящее время сеть Watsons представлена 27-ю аптеками, 20 из которых расположены в Киеве и Киевской области, остальные находятся в Житомире, Львове, Дрогобыче и Ивано-Франковске. До конца года мы планируем открыть две аптеки и более 40 магазинов.
— На основании каких критериев принимаете решения об открытии аптек в том или ином регионе?
— У нас есть четкие финансовые критерии для принятия таких решений, по которым работает вся A.S. Watson Group. В пятилетней модели для аптеки учитывается очень много факторов, например, трафик, конкурентное окружение, месторасположение аптеки, арендная плата и др.
Перед открытием новой аптеки мы тщательно изучаем работу наших будущих конкурентов, их ассортимент, ценовую политику и программу лояльности.
Затем все эти данные вводятся в финансовую модель, и на ее основании принимается решение о том, насколько будет выгодно в пятилетней перспективе иметь аптеку в данном месте.
— Какой ваш план по расширению сети?
— Мы концентрируемся на Киеве и Киевской области. Наш формат — открытая выкладка, качественное обслуживание, широкий ассортимент не только медикаментов, но и сопутствующих товаров. По нашему опыту работы мы видим, что формат открытой продажи не в полной мере привычен для некоторых регионов, поэтому пока сосредоточили свое внимание на Киеве. Новые аптеки будут открываться рядом с магазинами Watsons в ТЦ и на центральных улицах городов Киевской области. В регионах у нас пока нет агрессивных планов развития. Я не говорю, что мы их исключаем, но на данный момент самые успешные аптеки представлены в Киеве.
— Планы по расширению сети аптек коррелируются с планами по расширению магазинов Watsons или это вообще отдельные процессы?
— Нет, они коррелируются. Но, учитывая, что для аптек есть лицензионные условия, которые мы соблюдаем, и в них жестко прописаны требования к помещениям аптек, мы не можем так же активно развивать сеть аптек, как и сеть магазинов. Поэтому в случаях, если есть помещения, подходящие и для магазинов, и для аптеки, то однозначно рассматриваются и магазин, и аптека. Наше приоритетное направление развития – открытие совместных магазинов и аптек для возможности и удобства совершать комплексные покупки.
Дорогое здоровье
— Насколько рентабельным вы считаете аптечный бизнес в Украине?
— Это самый большой парадокс нашей страны. Коллеги по рынку говорят о рентабельности на уровне 0,3%, при этом все СМИ говорят о 200-300% наценки. Уверяю, никто с такой наценкой не работает. Я, по крайней мере, таких сетей не знаю. Максимальная наценка на этом рынке составляет 30-35%, хотя обычно она гораздо ниже. И это именно наценка, это не маржа.
— По вашему мнению, аптечный бизнес в Украине это все-таки больше бизнес ритейла или все-таки есть какая-то социальная функция?
— Я считаю, что это все-таки больше бизнес ритейла, несмотря на то, что мы подчиняемся Минздраву и являемся учреждениями здравоохранения. Я не могу сказать, хорошо это или плохо, это специфика бизнеса, практически так есть во всем мире.
— Как бы вы оценили конкурентную среду в этом сегменте, ведь сегодня аптеки есть не только у Watsons но и у сети KOsmo, а в сети EVA активно продаются товары категории Health? Будет ли развиваться аптечный сегмент в основном бизнесе?
— Я думаю, что он будет развиваться, потому, что это правильное направление. Сети все больше внедряют товары этой категории. Покупатели товаров для здоровья более лояльны, чаще совершают покупки, и в их корзине, как правило, находятся товары нескольких категорий. Учитывая растущую тенденцию старения населения, а также желание клиентов оставаться не только красивыми, но и здоровыми, категория Health является стратегическим приоритетом развития для многих компаний и, в частности, для A.S.Watson Group.
Здоровье своими руками
— Есть ли собственные торговые марки в категории Health?
— В сети Watsons Украина большое внимание уделяется реализации товаров собственных марок, которые мы как импортируем из компаний группы A.S. Watson, так и производим. Я думаю, что в этом тоже есть большой потенциал, так как люди готовы к новому, хотят тратить меньше, но получать достойное качество.
— Где производятся товары собственной торговой марки (СТМ)?
— Большинство товаров СТМ категории Health производится в Украине. У нас заключены договоры с локальными производителями.
Мы оцениваем уровень украинских производителей как достаточно высокий.
Согласно строгим внутренним процедурам, в процессе тендера мы тщательно выбираем партнера для производства товаров, обязательно выезжаем на предприятие для проверки качества производственного процесса, проверяем все документы, необходимые для изготовления и продажи продукции, и только после этого принимаем решение о сотрудничестве.
— Сколько у вас производственных площадок в Украине для продукции категории Health?
— На данный момент мы сотрудничаем со следующими производителями — Фармак, Грин Фарм Косметик, Ключи Здоровья, Калина, Интерхим, Синтез, Делмас, Калита, Марина.
Лекарства через сеть
— Как оцениваете интернет-продажи лекарственных средств?
— В Украине запрещена продажа лекарств через интернет, но закон позволяет получить информацию и оформить заказ. Я уверена, что онлайн-продажи имеют огромный потенциал для рынка.
Исследования показывают, что многие клиенты испытывают потребность в заказе через интернет именно лекарственных средств.
При этом и уровень недоверия к качеству таких товаров высокий. Наша задача – предоставить покупателям возможность выбрать и забронировать товар в нашей аптеке и поработать с их опасениями во время покупки. Также мы развиваем сайт Watsons, на котором представлены не только товары категорий FMCG, но и товары для здоровья, и количество позиций, доступных для заказа, растет с каждым днем. Со временем мы планируем ввести функцию Click&Collect, которая даст возможность выбора и резервирования препаратов в аптеке через сайт. При этом при резервировании через сайт цена препарата будет ниже.
— За счет чего это будет дешевле?
— Когда человек покупает в интернет-магазине, он всегда хочет цену ниже, иначе ему такая покупка не интересна. С нашей стороны есть экономия в рабочем времени сотрудников, которые собирают товар по заявке и продают его клиенту в момент его прихода. Аптека же таким образом приобретает клиентов, которые ранее не посещали наши «кирпичные» аптеки, т.к. им комфортнее совершать покупки в сети и минимизировать общение с персоналом. Наш интернет-магазин активно развивается в разных направлениях. Сейчас мы включили в него дермокосметику – эта продукция в Украине продается только в аптеках. Через интернет-магазин наши клиенты смогут получать ее по почте.
Читайте также —
Аптека без цін: чому Аптека низьких цін була змушена поміняти вивіски