Владислав Семенцов, Eldorado: В марте мы начинали с глубочайшего минуса
Head of Digital Marketing Eldorado Владислав Семенцов во время панельной дискуссии на Open Talk от Promodo, посвященной теме «Бизнес во время войны», рассказал ситуацию в компании, продажах, изменениях в логистике и особенностях диджитал-маркетинга компании военного времени. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами его выступления.
О положении дел до 24 февраля
До последнего дня перед войной наша компания работала «по полной». Черная пятница прошла очень удачно: посещаемость нашего ресурса увеличилась в четыре раза по сравнению с обычным днем. Этот показатель держался около недели. Весь декабрь у нас были хорошие продажи онлайн.
24 февраля у нас была назначена внешняя стратегическая сессия с приглашенными экспертами. Но в этот день началась война, нам сорвали стоп-кран, и все остановилось.
О начале выхода из кризиса
Первые телефоны у нас покупали бойцы. Они приходили, показывали телефон с разбитым экраном, и просили такой же. В общем, телефоны раскупали очень быстро, в том числе и последние iPhone и Samsung.
Мы пережили непростые времена: цепочки поставок были разрушены, а большая часть закупленного товара хранилась на складах, в которые были попадания в первые дни войны.
Поэтому работу во время войны мы начинали с глубочайшего минуса: у нас не было поставок продукта, наши склады были разрушены. Это, конечно, был шок, но мы устояли. Большую роль в этом сыграло то, что мы смогли трансформироваться, и сформировали собственную внутреннюю сервисность. Трансформация добавила нам более человечное, простое общение внутри команд и понимание друг друга. Именно коммуникация со всей командой была нашей главной задачей в первые дни войны.
О продажах во время войны
На второй день войны у нас закончились все квадрокоптеры. На третий или четвертый день – закончились все павербанки. Товар стал дефицитным, поскольку новых поступлений не было, и неизвестно, когда поставки возобновятся. К примеру, ноутбуков почти не было совсем. Мы наполнили ими магазины 3-4 недели назад.
Интересно, что в марте у нас начались продажи холодильников. Потому что люди возвращались домой, открывали свой холодильник (видели то, что там внутри после долгого отсутствия), закрывали его, заматывали клейкой лентой, выносили и следовали за новым. Потому все холодильники скупили. Даже сейчас еще ощущается небольшой дефицит.
О логистике
У нас были магазины в Ирпене, Буче. К сожалению, они полностью разрушены. Там было и мародерство, и ограбление русской армией. Где была возможность, мы вывозили товар. Когда началась массовая релокация на западе Украины, мы также перевозили свой товар туда, поскольку там были клиенты. К тому же там можно было найти свободные склады. Это была титаническая работа наших логистов.
О рекламе и онлайн-трафике сейчас
В марте мы начали думать, когда включать рекламу. До начала войны у нас было около 250 000 сеансов в день, после 24 февраля – 30 000-50 000 сеансов. Торговля не останавливалась, потому что техника все равно была нужна людям. Но рекламы не было (как и денег).
Мы были одним из первых ритейлеров электроники, включивших рекламу. Начали с бренда, поиска и шопинга. Бюджеты были достаточно скромны. Если в ноябре у нас были миллионные бюджеты, то в апреле мы числили каждую тысячу. Мы добавили в команду аналитиков и ИТ-специалистов, которые помогали следить за актуальностью предложений и цен, то есть стали динамичнее.
Конверсия у нас была примерно в 1,5 раза выше довоенной, поскольку мы значительно сократили объем РРС, еще не было конкурентов в рекламе, и был дефицит товара. Благодаря повышенной конверсии, мы постепенно смогли наращивать бюджет. Сейчас у нас в 2-3 раза больше инвестиций в рекламу по сравнению с теми, с которыми мы стартовали в апреле. Уже подключили рекламу в Facebook и недавно даже включили медийную рекламу с тематикой «Back to school». Сейчас у нас задействованы почти все каналы, просто их объем меньше. Сейчас у нас очень значительный минус по товарообороту по сравнению с предыдущим годом, поэтому очень тщательно смотрим на эффективность. Но у нас есть план на постепенный прирост.
О SEO-оптимизации
В SEO-продвижении веб-ресурсов крупных бизнесов есть две проблемы: невозможность увидеть результаты от SEO-оптимизации мгновенно, и то, что все оптимизационные задачи требуют времени на разработку ИТ. Если в РРС я принес деньги, и уже через пару недель вижу результат, то результат SEO-оптимизации будет виден примерно через три месяца.
Недавно Google начал активно следить за региональностью. Мы были готовы к этому: региональные страницы были сделаны еще в начале года. За счет этого мы выжили, когда платные каналы были отключены, поскольку имели посещаемость исключительно из органики за счет предварительной SEO оптимизации.
В общем, работы по поисковой оптимизации в полном объеме мы возобновили в прошлом месяце, а 2,5 месяца до этого мы жили почти без SEO.
Очень круто, что сломали тренд запросов в поисковиках исключительно на русском языке. Так, если раньше поиск по-русски осуществлялся в более чем 80% случаев, то сейчас это уже 60%. Пока мы не можем полностью отказаться от русской версии сайтов, но и этот тренд вместе мы изменим.
Читайте также —
Владислав Чечоткін, Rozetka: Зараз слушний час для малих компаній стати королями ринку