Дуэт или дуэль: как интернет-магазинам выбирать поставщиков
Как работают поставщики с онлайн-магазинами и в чем заключается основная сложность их взаимодействия.
В колонке для портала delo.ua основатель и руководитель бизнес-сети Hubber Артем Шевченко рассматривает различные варианты взаимодействия онлайн-ритейлеров и поставщиков товаров, а также объясняет, в чем причина периодического недопонимания между интернет-магазинами и дистрибьюторами. RAU публикует сокращенную версию материала.
Сфера e-commerce находится на пересечении с IT, считаясь родной гаванью для молодых предпринимателей и большого количества стартапов. Тем не менее сотрудничество интернет-магазинов и поставщиков сложно назвать партнерским, так как им непросто найти общий язык. Почему? Поставщики зачастую не ориентируются на клиентов, которые продают в онлайне. А е-commerce сложно работать по правилам, созданным для классической розницы.
Разберем более детально, как работают поставщики товаров в Украине. Обычно, это большие компании-импортеры, работающие по классической для себя бизнес-модели.
У них сложная иерархия и не менее сложные дистрибьюторские каналы. Именно такая громоздкость не позволяет им быстро реагировать на запросы интернет-магазинов.
В свою очередь, онлайн-магазины — это гибкие компании. В Украине работают 25-30 тысяч e-commerce ритейлеров: 53% рынка занимают 10 больших интернет-магазинов, а остальные 47% делят между собой средние и мелкие игроки. Поэтому для большинства онлайн-магазинов, которые не могут наперед закупать большие партии товаров, коммуникации с поставщиком недостаточно.
Как интернет-магазины работают с поставщиками
Большие ритейлеры стараются быть независимыми от поставщиков, они в состоянии диктовать им свои условия или занимаются импортом самостоятельно. Но таких компаний немного.
Сегодня 95% интернет-магазинов вынуждены сотрудничать с компаниями-импортерами, а также их региональными субдилерами.
Существует три самых распространенных модели сотрудничества между импортерами и онлайн-ритейлерами:
- Работа с собственным складом. Пока не грянул кризис, это была самая распространенная модель работы. Такой подход имеет значительно больше рисков, чем выгод, в том числе «заморозку» денег в товаре и высокую вероятность кассового разрыва — когда сроки поступления денег не совпадают со сроками платежей. Такой вариант партнерства могут позволить себе онлайн-магазины с большими оборотными средствами и хорошим финансовым планированием.
- Дропшиппинг, то есть продажа товара со склада поставщика. В данном случае интернет-магазин выступает лишь посредником, а главная его задача состоит в привлечении траффика на виртуальные полки. Логистику и другие процессы берет на себя поставщик. К преимуществам такого сотрудничества можно отнести сокращение издержек и возможность гибкой работы с сезонным спросом. Недостатками данной модели работы являются низкая маржинальность и полная зависимость e-commerce ритейлера от логистики своих партнеров.
- Работа по гибридной модели, которая объединяет преимущества и недостатки вышеперечисленных вариантов сотрудничества. При наличии даже небольшого склада продажа мелкогабаритного, но маржинального товара повысит прибыль онлайн-магазина. А работа по дропшиппингу позволит не ограничиваться объемом склада и продавать крупногабаритный и сезонный товар с минимальными финансовыми рисками.
Когда ошибки превращаются в убытки
Поставщики зачастую пассивны в сфере e-commerce. Как правило, они не ориентируются на конечных потребителей и интернет-ритейлеров, в которых видят лишь один из каналов сбыта товаров. В погоне за объемами продаж поставщики не спешат менять модель взаимодействия с e-commerce, поскольку доля электронной торговли в объеме розничного товарооборота в Украине не превышает 5%.
А вот для интернет-магазинов очень важно быстро обрабатывать запросы клиентов и обеспечивать им качественный сервис. Эта задача усложняется, когда интернет-ритейлер зависим от поставщика. Типичная ситуация: клиент, заходя на сайт онлайн-магазина, вместо информации о стоимости и условий доставки, видит предложение позвонить по телефону и уточнить всю информацию. Бывает и так, что на сайте информация не соответствует действительности — искомого товара у магазина просто нет в наличии, что подтверждает менеджер по телефону, предлагает перезвонить позже, когда «посмотрит» на складе. Только он не говорит, что склад принадлежит не магазину, а поставщику, которых может быть несколько для каждого товара.
На этапе запроса информации и проведения сделки неудача может настигнуть как магазин, так и поставщика. Поставщик может сообщить об отсутствии товара уже после оформления заявки. А магазин может отменить заказ, потому что другой партнер быстрее среагировал.
В любом случае, если клиент быстро не получит актуальную информацию — он будет разочарован. Путь на сайт конкурента займет у него несколько кликов. По нашим данным, причиной 30% несостоявшихся покупок становится долгое ожидание клиентов информации о цене и наличии товара.
Критерии при выборе делового партнера и автоматизация рутинных процессов
Так, интернет-ритейлеру следует обратить внимание на статус официального поставщика и наличие сервисного центра, а также готовность работать с возвратами.
Приоритетным остается и вопрос цены. Существуют средняя оптовая, рекомендованная розничная цена, а также индивидуальные скидки, которые поставщик предоставляет своим надежным партнерам.
Поэтому менеджеру онлайн-магазина нужно быть не только хорошим продавцом, но и дипломатом.
Поставщик заинтересован в объеме продаж, который способен выполнить магазин, и в его готовности работать по предоплате.
Технически упростить взаимодействие поставщиков и интернет-ритейлеров можно с помощью автоматизации процессов. Существуют решения, которые позволяют синхронизировать информацию о цене и наличии товаров. Главными требованиями для таких решений являются простота, доступность и надежность.
Источник: delo.ua
Читайте также —
Сергій Янчук, Fozzy Shop: За рік товарообіг інтернет-магазину виріс в 2,8 рази