Мебельный ритейлер Дубок масштабируется в Европе (+фото)
С началом полномасштабной войны в Украине многие бизнесы пытаются удержаться на плаву, а некоторые находят и возможности для развития и диверсификации рисков.
Одним из ярких примеров развития бизнеса в условиях войны является мебельный ритейлер Дубок. До войны компания развивала сеть офлайн-магазинов, которая насчитывала 19 мебельных салонов, и в процессе открытия было еще 3 салона.
“Долгосрочно мы планировали открыть гораздо более трех салонов. Также готовили франшизу. Пока отсрочили, но будем готовить скорее всего ее за границу. Война сначала нас очень накрыла, но мы пошли по отработанному сценарию – стратегия «Пружины», как в коронавирус: максимально сжаться, чтобы потом выстрелить. Стратегия успешно выполняется, о чем свидетельствует открытие салона во Львове и планы расширения”, – отмечает директор компании Наталья Денисова.
Несмотря на ведение деятельности в условиях войны, компании Дубок удалось выровнять ситуацию и сделать решительные шаги в сторону развития. Летом топ-менеджментом компании было решено масштабироваться на рынке Львова и попробовать свои силы в Европе.
В настоящее время сеть салонов компании насчитывает 15 салонов в Украине и салон мебели в Праге (Чехия).
Дубок в Европе: как это происходило
«Еще в прошлом году я получил предложение по открытию Дубок в Словакии. Тогда, исследовав рынок, я понял, что если двигаться – это должна быть Чехия или Польша. Тогда было «посеяно зерно», — вспоминает владелец и CEO компании Виталий Беленький.
Для команды Дубок из всех стран Европы Чехия больше по душе и подходит для выхода на европейский рынок по определенным причинам:
- Удобная география страны. Как внутренне очень удобно отстроить логистические процессы, так и внешне – близость к Украине, а также границу с Германией, Австрией, Польшей и Словакией;
- Ментальное сходство с Украиной. В Европе немного страны, ментально похожих на Украину, Чехия — одна из таких;
- Украинская диаспора. Очень многие украинцы всегда проживали в Чехии, здесь много бизнесменов, которые помогли найти ответы на многие вопросы;
- Конкурентоспособность. У Чехии есть очень сильные конкуренты – ИКЕА, XXXLutz, Möbelix, Sconto, Asco, JYSK и еще несколько сетей. На такую площадь страны их слишком много. В этих компаниях есть много общего, особенно масштабность, по которой неповоротливость. Но нет того что есть в Дубке – мобильность, скорость, простота.
Команда Дубок изучила рынок и определила, что перенасыщение рынка Чехии крупными сетями привело к невозможности выхода новых производителей, в первую очередь украинских и польских. От первых переговоров до появления продукции в сети у производителя может пройти несколько лет. И за счет того, что Чехия не является потребительски мощной по сравнению, например, с Польшей, Германией или Францией, то никто сюда и не смотрит. В этом компания увидела возможность представить конкурентных украинских и польских производителей.
Среди интересных особенностей рынка также команда выделяет «недооцененные» локальные магазины и очень благоприятное ценообразование аренды торговых площадей, логистики и оплаты труда.
“Чехия очень лояльна по ценам и не намного дороже довоенного уровня цен в Украине. К примеру, аренда в спальном районе в Праге может быть аналогична как в районном центре в Украине. Логистика на первый взгляд дорогостоящая, но здесь люди спокойно платят немалые суммы за услуги. Для них нормально заплатить за доставку по городу 1000 грн”, – объясняет Наталья Денисова.
Процесс подготовки к запуску в Праге
Итак, выбор страны сделан, а дальше нужно было действовать. «Чтобы не наступать на грабли и не изобретать велосипед, первое, что я сделал, так это начал искать знакомых. Как всегда случалось, всегда есть люди, желающие помочь. Практически все, что мы сделали в Чехии, пришло от знакомых, друзей”, — рассказывает Виталий Беленький.
Открытие юридического лица заняло очень мало времени. С пакетом необходимых документов открытие заняло четыре дня. Поиск аренды тоже довольно простой процесс, похожий на рынок Украины. Из особенностей выделяют трехмесячную комиссию риэлтора и стоимость аренды складов, которая может быть дороже аренды магазина.
Интересный момент был с мастером, делавшим ремонт салона. Оказывается, он из города Торчин Волынской области и когда-то покупал в Дубок в Луцке.
Быть онлайн. Интернет-магазин Дубок на чешском рынке
“Что касается запуска сайта, то это первое, что мы сделали, поскольку важно, чтобы Google проиндексировал сайт. Еще 15 марта, когда мало кто знал, что мы будем в Чехии, уже был зарегистрирован домен. Мы приступили к отбору продукции, которую должны продавать, и дальше все пошло относительно просто”, — говорит Наталья Денисова.
Но, конечно, не обошлось и без сложностей. Был недооценен момент с переводом сайта и ERP. В некоторой степени команда откладывала это на последний момент, но, как оказалось, — это довольно кропотливый процесс. И кроме перевода сайта для клиента нужно было перевести все материалы для новых работников в Праге.
Итоги и планы
“Многие моменты были невероятными, которые значительно легче, чем у нас в Украине. Особенно по ведению фирмы. Есть момент, который чувствуется, что бизнес развивает экономику, поэтому, если у бизнеса чистые намерения, то у него свободные руки”, — рассуждает Виталий Беленький.
Команда Дубок отмечает, что рынок Чехии очень интересен и отличается от украинского доверием к бизнесу со стороны государства и в обратном направлении от бизнеса. Например, в Чехии юридическое лицо может спокойно оперировать наличными и за него закупать материальные ценности. С другой стороны, было кое-что, что сначала просто стопорило работу. Да это то, что здесь никто никуда не спешит. Здесь почти каждая встреча «на пятницу», совсем иначе все планируется.
Так или иначе, первый мебельный салон Дубок в Европе уже стартовал и имеет первые заказы. Команда работает в режиме стартапа, изучает рынок и многое экспериментирует.
“Задача №1 – изучить клиента, услышать его боли, понять его мышление, понять, нравится ли наш ассортимент и формат. А с нашим опытом и возможностями мы можем стать мощным баером, представителем мебельных производителей Украины. Поэтому мы развиваем оптовое направление в Чехии. Уже на сегодняшний день подготовлено четыре фуры из Украины и идет изучение спроса среди мебельных магазинов Чехии”, — заключает Наталья Денисова.
Следующим этапом развития компании в Европе является открытие еще около пяти шоурумов в Праге, после которых – масштабирование по всей Чешской Республике.
Читайте также —
Виталий Беленький, сеть Дубок: Каждый кризис для нас становится этапом развития