Анна Пинкевич, Novus: Мы стараемся знакомить покупателей с качественными винами по доступной цене
Начальник отдела группы товаров напитки сети Novus Анна Пинкевич в экспертной колонке рассказала о собственном импорте вина, ассортименте и трендах потребления.
Категория вина для сети Novus является достаточно широкой и состоит из таких сегментов как тихие вина, игристые вина, вермуты (крепкие вина с добавлением трав), а также хересы и портвейны.
Для нас вино является категорией притяжения, то есть одной из важнейших в нашем супермаркете. Поэтому мы позиционируем себя как уверенный специалист по вину, ведь мы имеем в своем ассортименте вина из всех стран, всех регионов, всех сортов и разновидностей.
Наши магазины являются хорошей альтернативой специализированным винным магазинам. То есть когда человек хочет пообщаться с сомелье, продегустировать напиток и получить живой контакт с консультантом, он пойдет в специализированный винный магазин. Если же покупатель хочет приобрести вино по дороге домой или вместе с закупкой других продуктов, он пойдет именно в Novus.
О целевой аудитории
Наш основной покупатель — это человек среднего возраста, имеющий средний доход или доход выше среднего, предпочитает уютные домашние дружеские встречи, имеет семейное авто, ценит комфорт, стабильность и предсказуемость. Наши покупатели очень тщательно выбирают продукты для своего рациона и так же тщательно выбирают и вино, которое потребляют. Они смотрят на страну согласования напитка, его этикетку и состав.
Очень важным фактором является то, что для нашей целевой аудитории именно вино является частью социальной коммуникации и важным атрибутом семейных и дружеских встреч. Поэтому, чтобы удовлетворить потребности наших клиентов и предоставить им хороший выбор, мы постоянно держим руку на пульсе — следим за трендами и расширяем ассортимент. В целом у нас представлены все самые востребованные позиции. Поэтому если человек захочет купить сабли или вино из определенного региона Италии, он найдет его у нас, просто выбор будет не из 10-15 позиций, как в специализированном магазине, а из 1-2 позиций.
О собственном импорте
Всего сейчас у нас в ассортименте представлено 1590 артикулов всех разновидностей вина, из которых 999 артикулов является наш собственный импорт. В этом году мы уже завезли 180 новых артикулов и до конца года планируем представить нашим покупателям еще много интересных новинок.
Конечно, развивать любую категорию легче с поставщиками, но тогда мы становимся от них зависимыми и вынуждены развивать категорию вина через видение партнеров. Мы же стремимся отличаться от конкурентов и развиваться самостоятельно, поскольку являемся экспертами в этой сфере. Именно поэтому основную ставку мы делаем именно на собственный импорт.
Мы посещаем все крупнейшие международные специализированные выставки, непосредственно общаемся с виноделами и владельцами винных заводов, самостоятельно дегустируем и отбираем вино для своих магазинов. Такой подход позволяет нам не только знать возможности и производственные мощности поставщика и быть убежденным в продукте, который мы продаем, но и лучше его презентовать его покупателю. Мы сотрудничаем со всеми крупнейшими винными заводами Европы, а также с огромным количеством небольших виноделен, которых самостоятельно отбираем.
Об ассортименте и ценовом диапазоне винной полки
Сейчас наш основной фокус — предоставить нашему покупателю широкий выбор качественного вина по доступной цене. На наших полках представлены вина в ценовом диапазоне от 70 до 5000 грн, а наш основной фокус на расширении ассортимента в среднем ценовом диапазоне. Мы не идем в сегмент очень дорогих вин, где одна бутылка стоит 25 000 — 100 000 грн, поскольку такие вина требуют специального места и особой презентации. К тому же наша целевая аудитория — люди среднего возраста со средним доходом, которые не будут тратить большие средства на алкоголь.
Существует ошибочное мнение, что чем дороже вино, тем оно лучше. На самом деле за 150-300 грн можно купить очень качественное вино, виноград для которого собран лично виноделом. Именно такие бренды мы стараемся поставлять в свои магазины.
Всего у нас представлены вина из основных 24 винных стран. Наибольшим спросом в Украине пользуются вина из Испании, Италии, Франции и Грузии. Остальные — для настоящих ценителей и гурманов, которые хорошо разбираются в вине.
О трендах в потреблении вина
Сейчас главным мировым трендом, который прослеживается и в Украине, является увеличение потребления безалкогольных вин. Именно поэтому у нас представлен едва ли не самый большой выбор безалкогольных вин. Этот тренд объясняется тем, что молодое поколение 20-30 лет тщательно следит за своим здоровьем, ведет здоровый образ жизни, внимательно выбирает продукты для своего ежедневного рациона и для дружеских встреч предпочитает безалкогольные напитки.
Интересно, что на безалкологизацию отбираются вина высокого качества, ведь после их нагрева для выветривания алкоголя в напиток нужно вернуть вкус и аромат вина, а это можно сделать только с качественным материалом. Сейчас изготовлением безалкогольного вина в основном занимаются во Франции, Испании, Италии, Германии и США.
В целом тренд на безалкогольные напитки сейчас активно растет. Это очень заметно на международных выставках, где есть целые стенды с безалкогольным джином, аперолем и даже виски. А в таких странах как Великобритания и США уже даже есть бары, где продают исключительно безалкогольные напитки.
В потреблении игристых вин прослеживается рост спроса на такие напитки как испанская Cava, французские вина креман и шампань из небольших нишевых виноделен. Также сейчас растет спрос на такую категорию как петнат — это игристое вино, которое проходит только один этап ферментации в отличие от других игристых, имеет больше осадка и насыщенный горьковатый вкус.
Также продолжает расти спрос на органические вина. И большой популярностью пользуются оранжевые вина.
О сезонности в потреблении вина
Сезонность в потреблении вина есть, она более выражена в категории игристых вин и меньше в категории тихих вин. Легкие белые и розовые вина лучше продаются весной, тогда как красные и крепкие вина чаще покупают зимой.
Внутри категории игристых вин нет такой выраженной сезонности, но эти вина больше всего покупают на праздники и накануне новогоднего периода. Наибольшие продажи игристых вин всегда происходят в период с конца октября до конца декабря. Игристое вино воспринимается как напиток праздника, поэтому оно лучше продается именно на праздники.
О фестивале цен
Мы стараемся развивать культуру потребления вина и знакомить покупателей с новыми вкусами и разновидностями этого напитка. Именно поэтому дважды в год — первые две недели июня и первые две недели ноября — мы проводим фестиваль цен, предоставляя скидку в 40% на весь ассортимент вина.
На этот раз на нашем фестивале цен, который длится до 15 ноября, в магазинах Novus можно приобрести любое вино собственного импорта со скидкой в 40%. Такие масштабные акции требуют огромных инвестиций, но приносят хороший результат. Так, люди решаются пробовать что-то новое, что раньше не решались купить или не могли себе позволить, а мы получаем увеличение продаж вин собственного импорта на 10%.
Кроме того, с февраля этого года у нас действует постоянная акция, по условиям которой при покупке трех бутылок вина собственного импорта, покупатель получает скидку в 20%, а при покупке шести бутылок вина собственного импорта — специальную сумку в подарок, с которой удобно делать повторные покупки.
Как хранить и с чем лучше сочетать вино
Винный снобизм действительно существует, поэтому многие люди боятся пробовать новые вина, поскольку считают, что недостаточно в нем разбираются. Поэтому, моя главная рекомендация не бояться экспериментировать и пробовать новые сорта, новые вкусы и новые разновидности. Винная категория имеет наибольшее разнообразие среди всех видов алкоголя, поэтому стоит пробовать, чтобы найти свои любимые вкусы и разновидности.
Еще одно важное правило — не относиться предвзято к недорогим винам, поскольку среди них есть очень много качественных с богатыми вкусами напитков. Поэтому стоит покупать вина из разных ценовых категорий и сравнивать их.
Выбор вина как и выбор парфюма зависит от индивидуальных предпочтений — кто-то любит терпкие вкусы, кто-то легкие вина, кто-то крепкие, а кто-то сладкие.
Что касается еды, то к вину конечно лучше всего импонируют сыры. Если очень обобщить, то для белых вин лучше всего подходят мягкие сыры, а для красных — твердые сыры.
Сложнее всего правильно совместить вино с шоколадом. Здесь есть правило — сочетать сладости со сладким вином. Потому что могут быть очень хороший шоколад и очень хорошее вино, но их сочетание может получиться не вкусным.
Сладкие вина очень хорошо сочетать с мягкими сырами с голубой плесенью или фуагрой.
Хранить открытое тихое вино закрытое специальным кором стоит не дольше двух-трех дней. Игристое вино может храниться немного дольше, но чем дольше вино контактирует с воздухом, тем быстрее оно теряет свои вкусовые качества.
И напоследок поделюсь интересным лайфхаком как хранить игристое вино: если у вас нет специальной пробки, то достаточно в бутылку вставить чайную ложку, так газы дольше будут оставаться в самом напитке. Объяснения этому нет, но это работает.