Александр Лукьянченко, Эпицентр: Что происходит на украинском рынке мебели

Александр Лукьянченко, Эпицентр: Что происходит на украинском рынке мебели

18.02.2022 08:15
  491
Костянтин Симоненко

И.о. директора направления «Мебель» компании Эпицентр К Александр Лукьянченко в своей колонке рассказал, что в последние годы продажи мебели в Украине стабильно снижаются, но при этом ее стоимость продолжает расти. В чем причина таких тенденций и чего ожидать украинцам в 2022 году.

Читайте українською

Все нормально, падаем

За последние семь лет украинский рынок мебели сократился в 2,5 раза. По нашим оценкам, в 2021 году объем рынка составил около $570 млн, тогда как в 2014 году превышал отметку в $1,4 млрд. Столь существенное сокращение рынка связано с несколькими факторами: территориальным уменьшением рынка, кризисным периодом, ростом цен , оттоком экономически активного населения из страны и низким уровнем доходов граждан. Если проанализировать средний уровень заработных плат и потребительскую корзину украинцев, становится понятным, что покупка мебели для них становится роскошью.

По подсчетам аналитиков, большую часть доходов украинцы тратят на приобретение товаров первой необходимости и оплату жилищно-коммунальных услуг. А на покупку мебели в среднем остается около 2% дохода, или 360 грн ($12.87) в месяц.

Учитывая столь малые цифры, неудивительно, что рынок стабильно сокращается. В последние несколько лет падение было в пределах 7-10%, что соответствует общеевропейскому тренду рынка мебели. Однако для некоторых представителей малого и среднего бизнеса такое сокращение внутреннего рынка было роковым. Самые слабые игроки вынуждены сворачивать бизнес и искать счастья в других более перспективных сегментах торговли.

Наперекор тенденциям

В условиях падающего рынка мы, напротив, избрали стратегию масштабирования, улучшения эффективности и наращивания своей доли. Во-первых, за прошлый год увеличили количество Центров Мебели по сети Эпицентр до 42 объектов общей площадью более 100 000 кв. м. Во-вторых, продолжили реформирование торговых пространств, что позволяет привлекать новых клиентов и увеличивать продажи отдельных торговых точек на 40-150%. И в-третьих, усилили свой e-commerce: онлайн-продажи мебели в интернет-магазине epicentrk.ua в 2021 году увеличились на 52%, а их доля в общем обороте сегмента возросла до 15,7%. За счет масштабирования и усиления всех каналов продаж в прошлом году компания Эпицентр нарастила собственную долю на рынке на три процентных пункта – до 16%.

А уже в этом году рассчитываем двигаться еще быстрее: как за счет открытия новых магазинов, так и за счет расширения ассортимента и инновационных для украинского рынка технологических решений. К примеру, недавно подписали контракты с двумя крупнейшими производителями в Украине, а также реализовали для клиентов возможность выбора мебели с помощью технологии дополненной реальности.

Нестабильные цены

В то же время мы понимаем, что в 2022 году тенденция к сокращению украинского рынка, скорее всего, продолжится. Тем более, что на него продолжат давить пандемия коронавируса, перебои в логистике и рост цен на сырье и комплектующие, которые используются для производства мебели. В первую очередь речь идет о древесине, пластике, ДСП, металле и фурнитуре, цены на которые не стабилизировались до сих пор. В прошлом году нестабильность сырьевых рынков привела к увеличению стоимости мебели в Украине на 28%.

Конечно, столь существенные ценовые колебания влияют как на динамику продаж, так и на их структуру. Украинцы стали все чаще покупать мебель эконом-сегмента, а местные производители переключились на покрытие экспортных нужд, где продукцию можно продать подороже. Не исключено, что данные процессы будут продолжены и в этом году, ведь стоимость сырья и комплектующих в мире продолжает расти. В Украине проблем мебельному рынку может добавить политико-экономическая нестабильность, курсовые колебания и спад жилищного строительства.

Универсальность или специализация

На мой взгляд, в таких условиях мебельным ритейлерам придется конкурировать уже не только между собой, но и с другими сегментами розничной торговли. Условно говоря, бороться за внимание покупателя с продавцами бытовой техники, одежды, украшений или других товаров не первой необходимости. В этой конкурентной борьбе будут побеждать компании, которые смогут убедить потребителя в необходимости покупки не только рационально, но эмоционально.

При этом украинский мебельный рынок продолжит путь консолидации по примеру развитых стран мира. Наиболее системные игроки продолжат наращивать свою долю за счет нецивилизованного ритейла. Шансом для небольших компаний будет узкая специализация, позволяющая им качественно выделяться экспертизой на фоне масс-маркета.

Долгое время считалось, что специализацией сети Эпицентр есть только кухни, столовая и офисная мебель. И действительно, доля компании в этих сегментах самая большая – 14%, 19% и 21% украинского рынка соответственно. Однако с внедрением формата Центр Мебели мы стали универсальным мебельным продавцом, существенно нарастив предложение кухонь, заказной мебели, а также корпусной и мягкой мебели. И в ближайшие годы мы продолжим увеличивать свою долю рынка в этих сегментах как в оффлайне так и онлайн каналах продаж.

Автор: Александр Лукьянченко, и.о. директора направления «Мебель» компании Эпицентр К

Читайте также —

Первый в Украине: Эпицентр будет продавать мебель через дополненную реальность


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка