
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Соучредитель группы компаний Эпицентр К Александр Герега рассказал Forbes об амбициях компании, влиянии войны на бизнес и трансформации бывших строительных гипермаркетов в торгово-развлекательные центры. RAU публикует главные тезисы материала.
Эпицентр проходит уже четвертую трансформацию: экономический кризис 2008 года — одна трансформация, события 2014-го — вторая, COVID-19 — еще одна трансформация. В каждый из этих периодов мы постоянно проходили определенный этап диверсификации бизнеса. Уже невозможно представить Эпицентр без фуд-зоны, аптеки, спортивных или детских товаров. Параллельно трансформируем сервисы для покупателя и развиваем электронную коммерцию, без которой будущее сейчас невозможно.
Компания не прекращала работу ни на день. Когда в начале войны захватчики двигались на Киев, мы эвакуировали часть наших коллег в Хмельницкую область, где еще в 2021 году открыли IQ-офис. В первые дни войны он фактически стал нашим запасным командным пунктом. Хотя уже 2 марта мы вернулись в Киев, начали завозить товар, «разбудили» поставщиков.
А уже 17 марта, меньше чем через месяц после начала войны, «разбудили» еще и наших строителей, чтобы они продолжили строить два торговых центра в Киеве и Львове, которые мы начали реализовывать еще до полномасштабного вторжения. Эти два года — большой вызов, который также открыл нам много новых направлений для развития. Например, логистику и солнечную генерацию.
Примерно 8,3% — это строительные материалы, 12% — отделочные материалы: обои, краски и тому подобное. Думаю, что после победы, когда начнется восстановление страны, доля строительных материалов может вырасти до 20%. Эпицентр — это уже давно не о строительстве. Он обо всем.
Торговые концепты формата shop-in-shop, которые мы внедрили, это своего рода рестайлинг. Мы постоянно меняем форматы, потому что в этом нуждается потребитель. Адаптируем их под разную площадь, города, локации. Где-то можем увеличивать или уменьшать, но концептуально не собираемся отходить от этого формата. Считаю, что это одна из лучших наших идей, которая нравится потребителю.
Десять лет назад я не был уверен, что это наш бизнес. Но появление новых тенденций в ритейле и СОVID-19 подтолкнули нас к входу в этот сегмент. Сейчас для каждого потребителя самое дорогое — это время. Покупатель хочет закрыть все потребности в одном месте. У нас есть опыт работы на наших локациях других продуктовых сетей. Но во время войны они могут оптимизировать расходы и закрывать свои магазины. Мы же не хотим зависеть от других игроков.
Мы всегда хотели создать что-то новое. Сначала нам нужно было придумать решение, чтобы поощрить женскую аудиторию приходить к нам и покупать. Это стало толчком для трансформации Эпицентра из строительного гипермаркета в строительно-хозяйственный. Чтобы привлечь более широкую категорию потребителей, добавили товары повседневного использования.
Трамплином для такой трансформации стал отдел бытовой химии и личной гигиены, который сейчас занимает около 5% в удельном весе.
Затем мы создали Галереи Деко. Впоследствии добавили еще и канцелярию, которую потом вывели в отдельный shop-in-shop «Пиши. Рисуй». В итоге Галереи Деко стали одним из флагманов нашего бизнеса с весомой удельной долей.
Наши конкуренты — это весь потребительский рынок. Вся розничная торговля связана. Не важно, какой это продукт. Даже если какой-то склад или монобренд сделает шикарную акцию и потребители понесут к ним свои средства, мы будем конкурировать с ними за клиента.
Это Intersport, Галереи Деко и детские товары E.Pic. Но сейчас отрабатываем еще несколько новых форматов. Наши shop-in-shop сбалансированы, просчитаны и с хорошим ассортиментом и могут работать отдельно, но сначала хотим максимально протестировать их эффективность в Эпицентре, чтобы потом выводить в другие ТРЦ. Да, мы можем выходить за пределы Эпицентра и сейчас, но точно не такими темпами, как это было в 2020-21 годах.
Польский рынок — один из самых перспективных рынков Европы на ближайшие 10-20 лет. Мы заходим в Польшу со спортивным направлением, потому что это перспективный рынок. Intersport в Польше раньше не имел стабильного собственника. Это были разные инвесторы. А сейчас мы хотим фактически объединить Intersport Польша и Intersport Украина в одно целое. Будем иметь возможность аккумулировать значительное количество товарной массы.
Мы уже закупаем товар централизованно и на Польшу, и на Украину. И теперь мы для международного Intersport совсем другой игрок.
После аннексии Крыма наша компания потеряла контроль над торговыми центрами, которые были расположены на полуострове. Фактически управление ими осуществлялось руководителями отдельных ТЦ, которые остались в Крыму и сотрудничали с оккупационными властями.
Они, к сожалению, использовали опыт и знания, которые приобрели в нашей системе. Из средств массовой информации мы узнали, что при участии тех же лиц торговые центры были национализированы и в конце концов ими присвоены. Поэтому любые упреки, что мы там работали или получали там какие-то прибыли, не соответствуют действительности.
Аналогичная ситуация с торговыми центрами на Донбассе.
Эпицентр развивается в офлайн-торговле, онлайн-торговле, маркетплейсе. Сейчас мы открыли еще продуктовое направление: фуд-маркет и фуд-корты. Считаем, что торгово-развлекательные центры — это также будущее для Эпицентра. Потому что есть классный якорь — это сам Эпицентр. Конечно, мы должны собрать классный пул арендаторов масс-маркета. И мы хотим добавить еще то, над чем работаем последние три года. Это будет совершенно новый формат, которого в Украине еще нет.
Сейчас мы имеем план развития на ближайшие 10 лет. Будем расти в зависимости от того, как будет трансформироваться общество. В Украине должно быть минимум 500 Эпицентров. Хотелось бы за следующие 20 лет достичь этого результата.
Источник — Forbes