Трудный год: как изменились доходы, прибыль и убытки ведущих ритейлеров Украины
Согласно данным, которые опубликовал Опендатабот со ссылкой на данные Минцифры и Госстата, RAU выбрала по пять основных игроков из сферы ритейла и электронной коммерции по показателям дохода, прибыли и убытков.
Прошлый год, 10 месяцев из которого украинский бизнес был вынужден работать в условиях полномасштабной войны, стал большим испытанием на прочность для отечественного ритейла. Необходимость полностью перестраивать свою логистику, эвакуировать сотрудников, создавать новые запасы товаров, чтобы обеспечить украинцев всем необходимым – все это сказалось на экономических показателях операторов ритейла. В частности, на динамике товарооборота, полученной прибыли или убытков.
Самые большие по росту дохода
Сеть мультимаркетов Аврора, развиваемая ООО «Выгодная покупка», по итогам 2022 года почти в 2,5 раза увеличила свой доход: с 5,8 млрд грн до 14 млрд грн. Рост выручки на 8,2 млрд грн сети обеспечила модель магазинов суперэкономного формата dollar store, которых по всей стране уже работает более 700 (до войны было более 830). Бизнес-модель, построенная на быстром обращении товара и экономии на расходах, оказалась максимально востребована в условиях стремительного падения доходов населения.
На втором месте — оператор доставки Нова пошта, активно осваивающая европейский рынок. Ее доход в прошлом году увеличился почти на 2 млрд грн, достигнув 24 млрд грн. Высокие результаты почтовому оператору обеспечила большая востребованность услуг доставки, когда многие вынуждены были покинуть дома, или не в состоянии были ходить по магазинам, в том числе из-за многочисленных воздушных тревог или отключения света.
Наконец, почетное третье место по размеру наращивания товарооборота заняла компания Таврія В, которая развивает одноименную сеть супермаркетов и жестких дискаунтеров Пюре. Ее обороты в прошлом году увеличились на 900 млн и достигли 10 млрд грн. Напомним, кроме супермаркетов уже почти два года сеть Таврія В активно развивает магазины нового формата «экспресс». В пятерку лучших вошли также супермаркеты Varus (компания Омега) и сети супермаркетов Велмарт и Велика кишеня (оба развивает компания Фудком). В частности, сеть Varus также увеличила выручку на 900 млн грн, но ее общий оборот больше Таврія В и составляет 14,6 млрд грн. Соответственно обороты Фудком чуть меньше – 13,5 млрд грн, что на 800 млн грн больше показателей 2021 года.
Кто терял выручку
Больше всего упали обороты у Metro C&C Ukraine – на 5,8 млрд грн и за прошлый год сеть наторговала «только» 20,1 млрд грн. Что объясняется потерей нескольких гипермаркетов во время военных действий и общим падением покупательной способности населения. Значительное сокращение дохода показали также сети Comfy (-3,2 млрд. грн). Крупнейший онлайн-ритейлер в Украине Rozetka, по словам основателя Владислава Чечоткина, в начале войны был на грани банкротства, сократил выручку на 2,8 млрд грн, до 18,4 млрд грн.
Аналогичное падение выручки в 2,8 млрд грн показала сеть супермаркетов Сільпо, однако по отношению к ее общему размеру дохода в 70 млрд грн это не так ощутимо, как для компаний с оборотами в 10-20 млрд грн.
Самые прибыльные компании
Однако увеличение дохода не всегда означает прибыльную работу бизнеса. Поэтому интересно отметить, что даже несмотря на отсутствие сети АТБ среди наращивавших обороты, она является первой по размеру полученной прибыли в размере 2,8 млрд грн. Конечно, здесь свою роль сыграла как модель, где жестко контролируются расходы, так и самая большая сеть по количеству маркетов в Украине.
На втором месте с сопоставимым с гигантом продовольственного ритейла результатом в 2,3 млрд грн прибыли оказалась сеть мультимаркетов Аврора. Замыкает тройку лидеров оператор Нова пошта – 2,1 млрд. грн.
Прибыль супермаркетов Велмарт и Велика кишеня на порядок меньше – всего 200 млн грн и это обеспечило сети четвертое место. Пятую позицию делят маркетплейс Rozetka и сеть Таврія В с показателем в 100 млн. грн.
Если же взглянуть на динамику прироста прибыли, то здесь Аврора – вне конкуренции. Сети мультимаркетов удалось увеличить в 2022 году прибыль на 1,9 млрд. грн. Ближайший конкурент по этому показателю – сеть магазинов EVA, работающая в сегменте drogerie и прибавившая 200 млн грн, дотянув размер прошлогодней прибыли до 1 млрд грн. Выходит, Аврора добавила себе почти два годовых дохода EVA, создавая потенциал для дальнейшего агрессивного развития.
В свою очередь Велмарт увеличил в прошлом году прибыль на 110 млн грн, обеспечив себе третье место. В топ-5 также попали Rozetka и Таврія В с показателями 70 млн грн и 20 млн грн соответственно.
Ритейлеры с нагрузкой
Далеко не все компании смогли добиться финансового успеха. Среди тех, у кого расходы значительно превысили доход, прежде всего выделяется сеть супермаркетов Сільпо, которая лидирует как по абсолютной величине убытков (7,4 млрд грн), так и по динамике их наращивания: за год сумма увеличилась на 5,6 млрд грн.
Значительный отрицательный результат в 2,5 млрд грн зафиксировали и в сети Novus, это в пять раз больше чем у другого иностранного ритейлера Metro C&C Ukraine, сработавшего в минус на 500 млн грн. По темпам увеличения убытков немецкий ритейлер тоже на третьем месте (-1,5 млрд грн), пропустив вперед сеть АТБ, которая за год сократила свою прибыль на 5,5 млрд грн (однако осталась прибыльной в отличие от Сільпо).
На четвертом месте по темпам падения прибыли Нова пошта с результатом на 500 млн грн меньше ее прибыли в 2021 году. Завершает список ритейлеров с существенными потерями сеть супермаркетов Varus. Ее убытки в прошлом году составили 40 млн грн против прибыли в 200 млн грн, зафиксированной в 2021-м.