Ростислав Кисиль, Meest: Как монополия убивает рынки и почему это плохо
Президент и основатель глобальной группы компаний Meest Ростислав Кисиль рассказал в своей колонке, как попытки монополизации уничтожают экономику и чем грозит стране возможная монополия Укрпошта.
Читайте українською
«Монополия — это бизнес в конце своего путешествия», — утверждал известный американский экономист Генри Ллойд и, безусловно, был прав. Свободная и честная конкуренция предполагает наличие на рынке большого количества игроков, которые борются за внимание потребителей, а, следовательно, — постоянно повышают качество своего товара или услуги.
Такая конкуренция идет на пользу не только конечному потребителю, но и государству в целом, способствует регулированию цен на товары, влияет на их качество, уровень обслуживания и так далее. На рынке, свободном от монополии, у потребителя всегда есть выбор — он может предпочесть ту цену или качество, которые его действительно устраивают, самостоятельно определить конечную сумму, которую готов потратить. С монополистами все наоборот.
Когда выбирать не из чего, просто из-за того, что все ресурсы сосредоточены во власти одной компании, потребители вынуждены принимать те правила игры, которые установил монополист — платить ту цену и принимать то качество, которые предложит его компания. Иными словами, именно монополист диктует потребителю: какие товары или услуги ему покупать и сколько это будет стоить.
Монополии вредят как экономике, так и людям. Исследования показывают, что такие компании меньше вкладывают в инновации. А некоторые монополии вообще могут вызвать инфляцию — например, экспортеры нефти.
Украина — не исключение. У нас также есть ряд монополистов, которые пользуются своим положением: либо отсутствием конкурентов, либо помощью государства. Один из таких примеров — Укрпошта. На протяжении многих лет национальный оператор стремится монополизировать рынок международных отправок в стране — и недавно предпринял еще одну попытку.
Монополия на рынке почтовых услуг
В логистике существует такой термин как ММПО — место международного почтового обмена. Это, собственно, точки, которые позволяют почтово-логистическим операторам обмениваться почтовыми отправлениями между странами. То есть, непосредственно, проводить международную деятельность. В Украине ММПО есть у Укрпошта, Meest и еще у пары компаний.
Несколько дней назад на сайте Верховной Рады был опубликован законопроект №4353 «О почтовой связи». На первый взгляд, документ нацелен на то, чтобы улучшить условия для конечных потребителей. С помощью законопроекта, в частности, предлагают ввести электронные марки, обновить почтовые ящики, а также определить действия для борьбы с контрабандой.
Но на самом деле эти нормы — лишь способ отвлечь внимание от другого, крайне губительного решения, которое хотят «продвинуть» авторы законопроекта. В статьях 17 и 29 есть положения, которые сделают Укрпошта монополистом украинского рынка.
Нормами предусматривается, что национальный оператор получит уникальную возможность определять те же ММПО — места международного почтового обмена. А остальные компании, у которых это право в настоящее время есть, его лишатся. Что это значит?
Укрпошта станет единственным оператором, который сможет осуществлять международные почтовые отправки. Это невозможно представить в условиях рыночной экономики, которая в Украине так или иначе существует.
Международный опыт
Авторы законопроекта объясняют свой шаг стремлением гармонизировать украинское законодательство с законодательством Европейского союза в соответствие с положениями Директивы 97/67/ЕС Европейского Парламента и Совета от 15 декабря 1997 года об общих правилах развития внутреннего рынка почтовых услуг Сообщества.
Но на самом деле закон №4353 только нарушает Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Если говорить конкретно — абсолютно противоречит статье 110, где речь идет о предотвращении монополистической практики в секторе почтовых и курьерских услуг. В большинстве стран Европейского Союза такие монополии отсутствуют.
Сейчас в ЕС можно свободно получить лицензию на международные почтовые отправления. Это и наш опыт тоже: у Meest, например, есть ММПО в Германии, которое зарегистрировано во Всемирном почтовом союзе (ВПС). Благодаря этому мы можем отправлять международные посылки во все страны мира.
Другой аргумент Укрпошта заключается в том, что частные места международного обмена противоречат принципам ВПС. Это тоже не так. Чтобы получить независимое заключение по этому вопросу, Meest обратилась за экспертизой к исследовательской компании. Вывод однозначен. Во-первых, у ВПС нет инициатив, которые запрещали бы деятельность уже разрешенных мест международного обмена. Во-вторых, ММПО Meest, как в Украине, так и в Германии, работают четко по закону и никогда не вызывали вопросов у компетентных органов в этих странах.
Наконец, наличие этого законопроекта мотивируют стремление к борьбе с почтовой контрабандой. Это действительно актуальная тема, которая требует решительных действий. Но она не должна решаться с помощью монополизации рынка — наоборот, такой шаг лишь усугубит ситуацию.
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития считают, что почтовую контрабанду можно искоренить благодаря санкциям, привлечением всех заинтересованных игроков рынка для совместных государственно-частных инициатив, а также внедрением новых технологий. Как видите, здесь нет ни слова о закрытии частных ММПО.
Что будет дальше
Если «монополистический» законопроект каким-то образом примут, и он заработает, это будет крайне неутешительные последствия для каждого украинца. Во-первых, монополизация, как я уже писал выше, всегда ведет к ухудшению качества предоставляемых услуг.
Соответственно, при такой ситуации, сроки доставки посылок и ее стоимость увеличатся, а качество — заметно снизится. Украинцы потеряют право выбора компании для получения услуг. Даже сейчас у Укрпошта нет достаточного материально-технического и человеческого ресурса для единоличного присутствия на рынке международных отправок. Изменится это в будущем — вопрос открытый.
Во-вторых, это приведет к подорожанию товаров в интернете для украинских потребителей на 20-30%.
Все потому, что крупные интернет-магазины, которые работают на украинском рынке в формате трансграничной торговли, могут прекратить свою деятельность на территории нашего государства или же поменять бизнес-модель. Это обязательно отразится на цене.
В-третьих, законопроект может лишить работы десятки тысяч людей. И произойдет это в самый сложный с экономической и социальной точки зрения период за последние годы. Стоит ли оно того? И не следует забывать о международных инвесторах. Если компания инвестирует большие деньги в создание продуктов для украинских потребителей, а затем лишается возможности работать в обычном формате, у других иностранных инвесторов сразу возникают вопросы о целесообразности работы на конкретном рынке.
Украине действительно нужно обновить законодательное регулирование почтово-логистической сферы. Но оно должно разрабатываться совместно с другими компаниями и учитывать позицию и интересы присутствующих в секторе игроков.
Только так можно внести изменения, которые на самом деле пойдут на пользу украинским потребителям.
А сейчас мы находимся в ситуации, когда Укрпошта уже который год пытается «подложить» собственный законопроект под голосование за бюджет. Ранее соответствующие комитеты Верховной Рады и народные депутаты логично отвергали такие инициативы, потому что понимали последствия. Надеюсь, на этот раз снова победит логика и здравый смысл.
Оригинал материала был опубликован на Rbc.ua
Читайте также —