Слышать друг друга: почему украинский бизнес и контролирующие органы должны работать по одним правилам

Слышать друг друга: почему украинский бизнес и контролирующие органы должны работать по одним правилам

Сьогодні
  12
Костянтин Симоненко

В ходе RAU Expo 2025 ведущие компании ритейла открыто и довольно эмоционально обсуждали с представителями государственных органов, как бизнесу и государству перейти к качественному партнерству.

Участниками дискуссии стали первый заместитель председателя Государственной налоговой службы Украины Леся Карнаух, заместитель министра экономики Украины по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации Александр Циборт, и.о. о. директора Бюро экономической безопасности Украины Сергей Перхун, председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Сергей Ткачук, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман, директор по корпоративным вопросам сети мультимаркетов Аврора Инна Бойчук, CEO Intertop Ukraine Сергей Бадритдинов. Модератором выступил руководитель отдела Government Relations RAU Алексей Француз. В фокусе дискуссии была современная регуляторная политика и детенизация экономики как основа устойчивого развития бизнеса в Украине. RAU предлагает ее основные тезисы.

О цифровой дерегуляции

По словам Александра Циборта, бизнес сегодня требует от государства не только уменьшения количества регуляций, но и прозрачности (читай-понятности) и предсказуемости действий. В Минэкономики при построении любых цифровых решений сначала производят реинжиниринг всех процессов. В частности, переосмысление самой необходимости получения лицензий или разрешений. Чтобы получить быстрый, удобный и прозрачный инструмент для ведения бизнеса. И, соответственно, снизить регуляторную нагрузку на компании и одновременно повысить качество государственного контроля.

В министерстве видят свою стратегию развития в переходе на риск-ориентированный подход в регуляции, когда с помощью искусственного интеллекта и специальных dash-board определяются «красные флажки», которые могут свидетельствовать о потенциальном нарушении. И только тогда контактировать с бизнесом.

Чтобы лучше понимать проблемы, с которыми сталкиваются украинские компании, в Минэкономики запустили проект «Пульс». Здесь оставили свои отзывы и предложения уже более 130 000 представителей украинского бизнес-сообщества. Именно такое сотрудничество, основанное на общих данных, в Минэкономики считают очень перспективным и призывают, в том числе ритейлеров, к активному взаимодействию.

Об улучшении налоговых методов контроля

В свою очередь в Государственной налоговой службе хорошо понимают значение ритейла, как одного из основных наполнителей государственного бюджета. За январь-май 2025 года ГНС перевыполнила показатели росписи Минфина на 11%, и, в частности, ритейлеры обеспечили 51,1 млрд грн поступлений.

В то же время 16500 фактических проверок за этот период показывают типичные нарушения, в том числе и в ритейле. Например, по словам Леси Карнаух, среди нарушений, выявленных во время проверок, фиксируются фиктивные чеки, продажа товаров без применения РРО/ПРРО, дробление бизнеса путем привлечения ФЛП — одной из главных бед ритейла в Украине. Но ситуация понемногу меняется к лучшему: за пять месяцев текущего года на 23,9% выросли выторги через РРО.

Налоговики также фиксируют вывод прибыли в низконалоговые юрисдикции из-за занижения экспортной цены и выплаты роялти, например по ПО, зарегистрированному на иностранную компанию. Как отметила Леся Карнаух, ГНС понимает, для чего это делается и это предмет совместной работы с правоохранительными органами, в частности, в случаях выплаты зарплат в конвертах налоговики обращаются за помощью к БЭБ.

По мнению заместителя главы ГНС, налоговики должны совместно с бизнесом прекращать типичные нарушения в сфере ритейла. Поскольку это не вопрос выполнения показателей, а того, будут ли деньги у государства на образование, медицину и собственно свою защиту.

Примеры эффективного сотрудничества с бизнесом уже есть. Так, благодаря проведению руководством налоговой встреч с бизнесом удалось наработать ряд изменений в постановление №1165 по приостановке регистрации налоговых накладных. Это уже позволило снизить процент заблокированных налоговых накладных, а внедрение новых изменений значительно сократят их количество.

Взгляд правоохранителей и защитников прав потребителей

В БЭБ тоже готовы слышать конструктивную критику. Основные задачи – выявить наибольшие риски для бюджета и предложить пути их устранения или минимизации. А также предотвращать другие экономические правонарушения и возмещать нанесенный государству ущерб. Сергей Перхун тоже видит большой потенциал в общении с представителями бизнеса ради улучшения ситуации с детенизацией экономики.

И здесь еще много работы. По словам Сергея Ткачука, проверки производителей молока и мяса в стране показали, что 50% производства по некоторым направлениям находится в тени. Если в прошлом году из 10 000 проверок Госпродпотребслужбы 8000 было осуществлено по инициативе самих компаний, то уже в этом году из-за отмены моратория на проверки по рыночному надзору статистика будет несколько иной.

О размере теневой экономики

Оценить размер тени и успехи в ее преодолении помог координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. По его данным, ежеквартальный анализ по подакцизным товарам (с учетом сезонности, объемов выручки, численности населения и т.п.) показывает, что в 2023 году потери бюджета по этой группе составляли 45-48 млрд. грн. Теперь цифры немного меньше – 35-38 млрд грн.

Эксперты анализируют по семи отраслям экономики среднюю налоговую нагрузку и размер зарплаты персонала у топ-30 компаний на рынке. По их данным, на рынке горючего два года назад налоговая нагрузка в определенных сетях АЗК была на уровне 0,2-0,7 грн/л, а теперь – уже больше 2 грн/л. Это результат совместных усилий БЭБ, налоговой и других органов власти. Однако на топливном рынке до сих пор остаются «минимизаторы» налогов. Похожая картина наблюдается и по средним зарплатам, на что существенно повлияли новые критерии для бронирования работников. В топливной отрасли они уже выше 20 000 грн.

В отличие от рынка топлива торговля техникой и электроникой вызывает серьезную обеспокоенность. Если у «белых» компаний налоговая нагрузка составляет 3-3,5% от оборота, то у некоторых игроков она не превышает 0,1-0,5%. То же касается и зарплат, которые у лидеров рынка достигают уже 70 000 -100 000 грн, а у других компаний есть оклады по 7000-10 000 грн. И это является прямым указателем для контролеров – куда стоит наведаться с проверкой.

Что беспокоит украинских ритейлеров

Но кроме теневых угроз честной конкуренции ритейлеры называют наибольшим вызовом поставки напрямую потребителям товаров из иностранных маркетплейсов.

Директор по корпоративным вопросам сети мультимаркетов Аврора Инна Бойчук называет это фактически легализованной контрабандой, из-за которой в 2024 году государство потеряло более 20 млрд грн. И этот фактор будет только усиливать свое влияние, особенно после выхода в Украину новых международных маркетплейсов. Это ставит наших производителей и ритейлеров в неравные условия. Следовательно, по примеру других стран, стоило бы отменить освобождение таких посылок от налогообложения.

«Если мы не будем платить налоги – здесь будет Рязань!» – эмоционально поддержал коллегу CEO Intertop Ukraine Сергей Бадритдинов. Это нужно понимать всем украинцам, и ФЛП в том числе, на которых, например, оформляют арендованные площади в ТРЦ. Поскольку большинство средств, собранных государством, направляется на оборону от врага. Поэтому необходимо изменять отношение к уплате налогов и совместными усилиями строить равные условия работы для всех участников рынка. Иначе враг заберет все, что сэкономили.

О возможных совместных действиях

Среди возможных решений по улучшению ситуации Сергей Бадритдинов предлагает применить современные технические решения для фискализации ритейла, поскольку реформа упрощенной системы налогообложения не найдет политической поддержки. Речь идет об уже упомянутом риск-ориентированном подходе, когда сбор аналитических данных о продажах позволяет определить конкретные магазины для проверки. Дополнительно государственные контролеры могут совместно заняться проверкой оборотов сетей, где самые низкие зарплаты и вероятно существуют выплаты в конвертах. Собственно, в ГНС уже начали сверять данные на кадровых порталах с налоговой отчетностью компаний и скоро начнут рассылать так называемые «письма счастья». Также налоговики с помощью недавно внедренной системы Big Data TP для контроля трансфертного ценообразования имеют возможность сразу формировать перечень рискованных субъектов.

В свою очередь крупные операторы могут организовать выплату кэшбека или лотерею на фискальных чеках, чтобы стимулировать граждан требовать такой чек, а не бумажки только похожие на него. Для этого можно использовать опыт Казахстана и Узбекистана, где даже на базарах выдают чеки.

Наконец, нужно отменять льготу de minimis на зарубежные посылки, поскольку Китай и Польша уже выстроили целую бизнес-модель по поставке в Украину дешевых товаров с маркетплейсов без уплаты НДС. Только в прошлом году сюда зашло 100 млн. почтовых отправлений, а в этом году может быть вдвое больше. Поскольку Украина осталась едва ли не единственной страной в мире, где нет налогообложения дешевых посылок.

Важно отметить, что все участники встречи были конструктивно настроены на сотрудничество. В частности, представители государства неоднократно подчеркивали, что с готовностью пользуются помощью бизнеса в выявлении правонарушений и улучшении регуляций. Ибо главное – это доверие между бизнесом и властью, чтобы можно было создать одинаковые правила игры для всех участников рынка, в том числе иностранных.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка