Четвертая лишняя: Как бизнес отреагировал на изменения в правилах беспошлинного ввоза

Четвертая лишняя: Как бизнес отреагировал на изменения в правилах беспошлинного ввоза

12.12.2017 09:08
  747
Дарья Златьева

Депутатам все-таки удалось внести изменения в правила беспошлинного ввоза товаров в Украину. Если президент подпишет новую редакцию документа, ситуация на украинском рынке e-commerce заметно изменится.

Читайте українською

В традиционную “бюджетную ночь”, оказавшуюся в этом году непривычно короткой, в числе прочих законов Верховная Рада приняла законопроект 6776-д.

В нем заложены ограничения по беспошлинному ввозу товаров в Украину как при самостоятельном пересечении гражданами границы, так и при получении посылок.

Если закон подпишет президент, то это будет означать заметное усложнение бизнеса интернет-магазинов, не имеющих собственного склада в Украине и работающих по модели cross-border.

Борьба в партере

Главная задача законопроекта — регулирование налогообложения почтового импорта в Украине с целью борьбы с теневым сектором экономики.

Это не первая попытка государства сократить объемы теневого импорта: в ноябре 2016 года Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) лоббировала законопроект, которым предусматривалось снижение предельной цены международных отправлений, не облагаемых таможенными пошлинами, со 150 до 22 евро. Среди аргументов приводился и международный принцип исчерпания прав (когда продукцию отдельных брендов поставлять в страну имеют право лишь вендоры и авторизованные представители производителя), на котором настаивали крупные импортеры и официальные представители известных мировых брендов.

Отчасти благодаря возмущению общественности и небольшого бизнеса, проект не приняли. Представители логистических компаний и интернет-магазинов, работающих по модели cross-border, заявляли о том, что подобная инициатива убьет их бизнес и ограничит свободу украинских потребителей.

Летом в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 6755, согласно которому предлагалось внести изменения в правила ввоза международных отправлений, в частности беспошлинный ввоз до 150 евро в течение месяца, а не в течение дня. Однако он также не был принят.

8 декабря, поздно вечером, Верховная Рада приняла законопроект 6776-д о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году. 

Один из инициаторов проекта, Нина Южанина — народный депутат Украины 8-го созыва по списку блока Петра Порошенко, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

«Участники рынка и Европейская бизнес ассоциация раскритиковали законопроект. Зато, протянуть данную инициативу решили без обсуждений в один день внесением изменений в Налоговый Кодекс»,-отмечают в Укрпошта.

В случае подписания законопроекта спикером и президентом, украинцам без уплаты пошлины можно будет получать три посылки в месяц, стоимость товаров в каждой из них не должна превышать 150 евро. Но есть нюансы.

Рынок растет

Как рассказали в Нова пошта, компания в 2016 году доставила более 1 млн международных отправлений, за январь-ноябрь 2017 года – уже более 5 млн.

В 2014 году по оценкам маркетинг-группы OS-Direct, объем рынка cross border  составлял около $50–60 млн (покупки на зарубежных интернет-площадках B2C для личного пользования — тех, у которых нет локализированного сайта и они не продвигаются в Украине: eBay, Amazon, Asos). Общий рынок e-commerce Украины в 2014 году составил $1,6 млрд, то есть на трансграничную торговлю приходилось менее 5% продаж.

По данным группы компаний EVO, по итогам 2016 года украинский рынок электронной коммерции, который растет на 30-40% ежегодно, оценивался в 38 млрд грн. Прогноз на этот год — 50 млрд грн. Если в среднем оценивать объем cross border как 5%, то в 2016 году этот сегмент мог составлять около 95 млн грн.

Президент компании Unitrade Group Владимир Колодюк говорит, что количество международных отправлений увеличивается почти в 10 раз год к году.

“Если раньше были тысячи посылок в месяц, то сейчас уже десятки тысяч, — отмечает топ-менеджер. — Те, кто попробовали этот сервис, обычно заказывают товары регулярно. И есть очень большое количество постоянных клиентов у кого 5-7 посылок в месяц является нормой. Я сам делаю не менее 10 заказов в месяц — от спортивных вещей, до банальных стаканов”.

Украинцы любят покупать на международных площадках, об этом свидетельствует статистика покупок в «черную пятницу»: Приватбанк отчитался о том, что украинцы совершили более 517 000 покупок на сумму $9 млн на AliExpress. Об этом ABCnews сообщили  в пресс-службе банка. Так что желание крупных операторов остановить бурный рост трансграничной торговли вполне понятно.

Как утверждают в Институте экономических исследований и политических консультаций, льготные условия безналогового ввоза товаров для личных нужд граждан часто используются для импорта товаров с целью осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому конкуренция становится недобросовестной, а рынок товаров наполняется серым импортом. Эксперты исследовательского центра CASE Ukraine в рамках работы по разработке плана реформирования таможни даже составили перечень наиболее популярных схем, используемых при «сером» и «черном» импорте.

В Укрпошта отмечают, что механизмов обойти прописанное в законе ограничение множество: можно, например, оформить заказ на близких или воспользоваться за соответствующую плату услугами юридических лиц (на которых ограничения не распространяется).
«При этом уменьшается конкуренция на рынке и создаются дополнительные препятствия для клиентов. Те, кто раньше обходил нормы налогового законодательства, смогут делать это снова. Достаточно посмотреть на крупных импортеров, которые работают как сотни или тысячи ФЛП»,-аргументируют в Укрпошта.

Что покупают

Законодатели апеллируют к данным опроса потребителей GfK и утверждают, что инициативы не коснутся обычных физических лиц-покупателей. Этот вопрос рассматривался в октябре на инициированном Институтом социально-экономических и политических консультаций, Институтом социально-экономической трансформации и компанией ЛІГА:ЗАКОН круглом столе.

Согласно опросу «Онлайн-покупки для собственного потребления в Украине и за рубежом», проведенного GfK в августе-сентябре этого года, чаще всего онлайн украинцы приобретают одежду, мелкие аксессуары для техники, подарки, обувь, косметику, парфюмерию, смартфоны. Средняя частота покупки составляет около 12 раз в 2017 году (в прошлом  — 9 покупок). Из-за рубежа наши потребители получают около 13 посылок (10 — в прошлом году).

В исследовании говорится о том, что стоимость одного заказа при доставке из-за рубежа составляет 1292 грн и всего 10% пользователей делали онлайн-заказы от 5000 грн на зарубежных сайтах.

Из числа респондентов, осуществляющих покупки на зарубежных сайтах за последний год, 94% покупали для личного пользования, 15% — для дальнейшей перепродажи, свидетельствуют данные опроса. При этом покупатели, осуществляющие покупки товаров с доставкой из-за границы с целью их дальнейшей перепродажи делали это чаще, чем те, кто покупал товары для личного пользования (в среднем 28 против 13 раз в году).

Надо ж дать

Онлайн-ритейлеры пока не спешат комментировать проект и ждут дополнительных трактовок.

Директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова не считает, что эти ограничения существенно повлияют на массовый Fashion e-commerce.

“Средний чек колеблется в пределах 450-700 грн, обувь — 1500 грн. Изменения отразятся разве что на любителях luxury-брендов и тех, кто консолидирует заказы с американских сайтов», — уточняет она.

Логисты придерживаются мнения, что это ограничит свободу выбора украинских потребителей и акцентируют внимание на отсутствии государственного учета международных посылок.

В Answear не комментируют новый закон. Однако в прошлом году генеральный директор интернет-магазина одежды Answear Виктор Супеев говорил retailers.ua, что принятие этого закона означало бы фактически закрытие бизнеса компании в Украине.

Владимир Колодюк полагает, что такие ограничения могут привести к коррупции. “Проще кому-то дать взятку, чем собирать справки, что ты всего три посылки  получил”, — утверждает он. По его мнению, пока на практике не увидят механизм работы, никто не сможет сказать насколько это снизит количество посылок.

По его словам, средняя стоимость посылки сейчас составляет $100, поэтому постоянных клиентов это явно огорчит.

К тому же, по его словам, покупатели получат еще одну головную боль: если стоимость будет превышать всего на $1, таможня будет требовать оформлять декларацию через брокера. Оформление затянется на неделю, и к стоимости покупки прибавляется еще 200-300 гривен.

В Укрпошта считают, что существенно возрастет количество отправлений для оформления, пропорционально возрастет время, необходимое для этого, количество таможенных инспекторов, количество сотрудников Укрпочты или других операторов, необходимых для сопровождения этих отправлений и др.
«Клиент не рад будет отстоять в очереди и узнать, что для того, чтобы получить посылку за $ 5 (например с AliExpress), необходимо пойти и заплатить пошлину в размере $ 1. И это при условии, что единая государственная база на зависнет, как это ежегодно происходит с системой электронного декларирования. При этом заказанный товар на внутреннем рынке у посредников будет стоить гораздо дороже. И кому это выгодно?»,-отмечают в Укрпошта.

Тонкости подсчета

“Существует вероятность очень сложной системы контроля данных нововведений, что может привести к замедлению и удорожанию процесса обработки международных посылок, в результате чего снова пострадают наши потребители”, — считает Василий Журавель, CEO International Meest Group.

“Никакого учета не ведется. В Украине более 30 операторов и между ними нет никакой связи, чтобы обмениваться информацией. У таможни тоже есть только информация по количеству деклараций и нет никакого точного идентификатора. То есть закон есть, но как его администрировать — абсолютно непонятно”, — резюмирует Колодюк.

“Остается непонятным, кто и каким образом для целей расчета НДС будет считать посылки, получаемые физическим лицом и стоимость таких посылок. Это значит, что до 2019 года законодатели будут думать относительно механизма реализации принятой нормы”, — отмечают в Нова пошта.

Новые ограничения на посылки будут неэффективными и затратными для государства и Укрпочты. «Взимать пошлину с посылок из Китая, где средний чек по статистике меньше $ 10 выйдет дороже для государства»,-отмечают в компании.

По подсчетам в Укрпошта, общие расходы только на ИТ составят более 150 млн грн., которые необходимо направить на создание и поддержку защищенной ИТ-системы для хранения данных, внедрение системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров, контроля стандартов качества процедур таможенного оформления и др. Операторы должны понести затраты на сбор, анализ и проверку данных для импорта, затраты для оформления таможенных деклараций, внедрение системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров и другие статьи расходов.

В комментариях изданию День, Олег Платонов, глава общественного совета при Министерстве экономики Украины говорил о том, что надо прописать в законе механизм идентификации лиц с помощью идентификационного номера, поскольку паспорта меняются или бывают двойники-тройники среди пользователей почтовых услуг: «Только ИНН может работать — тогда работает налоговая система».

Министерство финансов выступало с инициативой создания базы получателей, которая должна работать в онлайн-режиме и объединять всех игроков логистического рынка. «Но если две посылки придут одновременно Укрпочтой, а две — другим оператором — с какой считать пошлину? Каким образом собирать персональные данные (ИНН) с зарубежных площадок, как данный реестр должен работать в некомпьютеризованих офисах сельской местности?»,-эти вопросы законодателям задают в Укрпошта.

Что и как облагать?

С момента принятия парламентом этой нормы, в СМИ и соцсетях сформировались два диаметрально противоположных мнения: одни эксперты считают, что не будут облагаться налогом три отправления по 150 евро каждое, другие — три отправления суммарной стоимостью 150 евро. Для первой позиции есть почва в виде пояснительной записки Минфина, — говорят в Нова пошта.

“Из формулировок изложенных норм нельзя однозначно утверждать, что именно каждая из трех посылок, которые потребитель имеет право получить без уплаты НДС, не должна превышать сумму в 150 евро. Наоборот, она читается так, что суммарная стоимость товаров в трех посылках в месяц не должна превышать 150 евро”, — отмечают в компании. Возникает вопрос как происходит налогообложение, если потребитель ввозит 4 посылки по 1 евро каждая, если в течение месяца потребитель ввезет 3 посылки по 1 евро (чехол для телефона, наклейки), а 4-й раз товар — на сумму 100 евро? Нужно ли в таких случаях платить НДС? И где логика ограничения количеством без определения общей границы таких отправлений в месяц?

Не совсем ясно и со сроками. Норма законопроекта по снижению порогов безналогового ввоза товаров в первых трех международных почтовых и/или международных экспресс-отправлениях, вступает в силу с 1 января 2019. Однако сам законопроект вступает в силу в общем порядке вместе с другими нормами этого Закона, то есть с 1 января 2018-го. “А это противоречит основам налогового законодательства, а именно: принципу стабильности. Так, пп. 4.1.9 Налогового кодекса Украины предусматривает, что изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки”, — добавляют в Нова пошта.

Логисты в шоке

Василий Журавель считает, что приняв законопроект, власть в очередной раз отобрала у граждан возможность выбора: “Это не станет эффективным инструментом дополнительного наполнения бюджета или борьбы с теневым импортом”. По его словам, бороться нужно не за счет ограничения прав украинцев на приобретение более дешевых и качественных товаров за рубежом, а в первую очередь необходимо разобраться в структурах таможенных органов, где часто царит коррупция и хаос.

“Такая инициатива определенно лоббирует интересы крупных импортеров и официальных представителей известных мировых брендов, которым не выгодно, чтобы украинцы дешевле покупали товары за рубежом, поскольку дороже предлагают их на внутреннем рынке”, — говорит топ-менеджер.

По его словам, международный бизнес компании понесет значительные потери. “Количество посылок из Китая в Украину в месяц может уменьшиться в 3-4 раза”, — отмечает Журавель.

Он говорит о том, что примеры внедрения таких инициатив в таких странах, как, например, Канада или Белоруссия, свидетельствуют о том, что стоимость их администрирования значительно превышают поступления в бюджет. “Другой пример — США, которые в 2015 году увеличили лимит с $200 до 800 без количественных ограничений в месяц, заботясь о своих гражданах”, —  приводит пример топ-менеджер.

Данные Института экономических исследований. международный опыт 

Инициаторами изменений в Налоговый кодекс не представлено расчетов ожидаемого дохода в государственный бюджет. В Укрпошта прогнозируют, что новые поступления в бюджет будут меньше расходы государства на администрирование. Опыт стран, которые пошли по пути уменьшения размера беспошлинного лимита, демонстрирует тенденцию уменьшения доходов в государственный бюджет.

«Так, после сокращения беспошлинного лимита с $ 200 до 22 евро в Беларуси, по данным региональных таможенных служб, произошло уменьшение объемов импортных «мелких пакетов» из плановых 24 млн шт. к фактическим 12 млн шт. Кроме того, на этом фоне в Беларуси наблюдается активизация «серых» перевозчиков, доставляющих импортные отправления нелегальными каналами через Россию»,-говорят в Укрпошта.

В любом случае, украинский бизнес уже привык, что любые ограничительные меры, вводимые властями, направлены не на улучшение бизнес-среды и инвестиционной привлекательности Украины, а на создание дополнительных препятствий и возможностей для коррупции. Основания видеть в новом нормативном документы какие-либо другие мотивы отсутствуют.

Читайте также — 

CEO Philips Ukraine: «Сірий» ринок техніки в Україні становить до 20%

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка