Пункт назначения: как ритейлеры обеспечивают доставку персонала на работу
Из-за закрытия метро и пригородного сообщения многим сотрудникам компаний сферы розничной торговли почти невозможно доехать в магазины и на распределительные центры. Как бизнес выходит из сложившейся ситуации
С 18 марта в Киевской области и ряде других регионов Украины из-за коронавируса введен режим чрезвычайной ситуации. В самой столице и других крупных городах Украины остановлено метро и ограничена перевозка пассажиров общественным транспортом (в маршрутках до 10 человек, в автобусах, троллейбусах и трамваях – до 20). Мало того, без защитных масок садиться в транспорт запрещено.
Это создало немало трудностей для предприятий, которым еще разрешено работать. Так как в Киев, например, многие приезжают на работу из пригородов. Напомним, разрешено работать магазинам, где продаются продукты, топливо, средства гигиены, лекарства и изделия медицинского назначения.
Как сообщили в пресс-службе Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), по оперативной информации Министерства инфраструктуры Украины, перевозки сотрудников в транспортных средствах, принадлежащих компаниям (или путем заключения соответствующего договора на перевозки с автопредприятием), подпадают под категорию регулярных специальных перевозок. И на них не распространяется запрет на пассажирские перевозки, в том числе пригородные.
RAU расспросила участников рынка о последствиях такого решения для отрасли, а также действиях компаний по минимизации ущерба в сложившейся ситуации.
Долгий путь
Вопросы доставки персонала на рабочие места разные компании решают по-разному. Так, в сети магазинов Антошка закрыли все услуги, кафе, детские площадки и парикмахерские. При этом оставили возможность купить детское питание, а также подгузники и средства гигиены. Сотрудники магазинов в большинстве случаев добираются на работу общественным транспортом или на своих личных авто.
«Сотрудники распределительных центров также используют общественный транспорт. В некоторых городах мы организовываем доставку сотрудников централизовано, так как сам РЦ находится удаленно от города», – сообщил Иван Чивкин, директор по операциям и развитию магазинов сети Антошка.
В Сiльпо сотрудники добираются всеми способами. И общественным транспортом, и вместе с коллегами на их автомобилях (кооперируются те, кто живет рядом), и специальными развозками, например в РЦ, если люди живут в области. Специально для персонала, компания скорректировала график работы. «Из-за введения дополнительных мер и ограничений движения общественного транспорта и для заботы о сотрудниках, мы приняли решение скорректировать регулярный график работы некоторых не круглосуточных магазинов. И уменьшили на час время их открытия и закрытия. Теперь почти 180 супермаркетов Сільпо будут работать с 9:00 до 22:00, чтобы наши коллеги могли беспрепятственно добраться на работу и домой», – уточнила Нина Мищенко, руководитель департамента корпоративных коммуникаций Fozzy Group.
Как заявляют в Сільпо, новый график не повлияет на доступность товаров и сервис для гостей: в компании активно работают над тем, чтобы полки были полными, а на складах было достаточное количество продукции. Актуальные часы работы супермаркетов рекомендуют смотреть на сайте компании, так как есть несколько супермаркетов, которые закрываются в 21:00 и 21:30.
Доставим в срок
Metro Cash&Carry Ukraine обеспечивает доставку сотрудников магазинов Metro и РЦ с помощью корпоративного такси и специально организованных трансферов на микроавтобусах.
Для решения всех вопросов, связанных с карантином, в том числе и транспортных, в магазинах сети Ашан создали целый штаб. «У нас есть специальный комитет по вопросу коронавируса, который уже три недели собирается ежедневно для оперативного принятия решений по безопасности клиентов, сотрудников и партнеров», – сообщила Дарья Кирьятская, руководитель отдела коммуникации и КСО Ашан Украина. Так, для преодоления транспортных сложностей в компании предприняли сразу несколько мер:
- организовали доставку сотрудников маршрутными такси Ашан (опция, которая есть и для клиентов сети);
- позволили делать «рокировку» некоторых сотрудников между магазинами, и временно работать в том магазине, который ближе к месту проживания;
- организовали «Ашан Бла-бла кар» — таким образом сотрудники кооперируются и помогают друг другу добраться на работу.
В последнем случае при помощи Google-инструментов у сотрудников есть общий доступ к единому файлу, и они могут видеть все маршруты и обновления в реальном времени. Особенно полезен такой «бла-бла кар» для сотрудников, которые живут за городом.
«Ситуация с городским транспортом может поменяться и это будет ощутимее. Но мы к этому готовимся, все отслеживаем. Магазины знают, где живут сотрудники и готовят планы перевозок с целью оптимизировать маршруты», – сообщили в Ашан.
Аналогично в Нова пошта оперативно разрабатывают различные варианты подвоза сотрудников к рабочим местам. «Мы проанализировали место проживания сотрудников, работающих на терминалах и складах. Разработали маршрут автобусов, которые развозят сотрудников таким образом, чтобы они проезжали мимо тех станций метро, где живут наши сотрудники и вовремя забирали их», – сообщила пресс-секретарь Нова пошта Оксана Тарасенко.
Количество рейсов таких автобусов увеличили, чтобы перевозить не более 20 человек за один раз, как того требуют введенные властями ограничения. Также сотрудников терминалов перевели временно на работу те объекты, у которых они проживают. Например, если сотрудник живет в Броварах, а работает в Киеве, его переводят на работу ближе к месту жительства.
И наоборот. Разрабатывается возможность перевода работников на работу в отделение, куда они могут добраться пешком. Что касается сотрудников офисов (в Киеве и Полтаве), то с 13 марта все они перешли на дистанционный режим работы.
Оперативно принимают решения также в сети магазинов EVA. Для доставки сотрудников компании до места работы в Киеве и других крупных городах, руководство компании «РУШ» приняло решение о ротации сотрудников и их переназначение в магазины, которые находятся в пределах района их проживания. «Для того чтобы сотрудники вовремя начинали свой рабочий день, компания организовала специальные корпоративные перевозки. Учитывая карантинные ограничения, все работники соблюдают меры предосторожности, как то: перед посадкой в так называемую «развозку» проходят температурный скрининг, и по приезду на место работы они также проверяют температуру. Отдельно для сотрудников сортировочного центра в Одессе, где работает небольшой штат, компания компенсирует расходы на такси», — рассказали в пресс-службе EVA.
В центральном офисе Линии магазинов EVA именно в эти дни происходит тестирование возможности работы сотрудников на удаленном доступе.
Стой там, иди сюда
В целом опрошенные ритейлеры с пониманием относятся к предпринятым мерам. «Мы все ждем завершения карантина, чтобы все могли вернуться к обычному ритму жизни», – говорит Иван Чивкин.
Metro, как международная компания, которая работает на всех рынках строго придерживаясь законодательства, считает, что данные временные меры являются адекватными сложившейся ситуации и с понимаем относятся к решениям властей.
Как сообщили в департаменте по связям с общественностью ООО «Эпицентр К», все автобусные маршруты, обеспечивающие перевозки сотрудников в ТЦ и распределительные центры, работают в штатном режиме по утвержденным маршрутам и специально установленному расписанию: «За последние дни мы ничего не сокращали — компания предоставляет возможность работникам, как и раньше, добираться на рабочие места с помощью нашего собственного корпоративного транспорта. В частности, на распределительный центр в Калиновке Киевской области возим людей из пяти населенных пунктов».
Что касается сотрудников центрального офиса, то часть из них перевели на удаленную работу. Для тех сотрудников, которые не имеют собственного транспортного средства и работают в офисе, компания организовала трансфер «дом — ЦО – дом» легковыми авто из собственного автопарка. Для этого формируются маршруты по заявкам сотрудников.
Единственное пожелание к властям высказали в сети Ашан: «Мы очень надеемся на то, что власти помогут урегулировать вопрос с масками, которые сейчас в большом дефиците на рынке Украины и в первую очередь предоставляются медицинским учреждениям».
Читайте также —
Выжить любой ценой: что делает ритейл и девелопмент в условиях карантина