Большая игра: рынок игрушек Украины в 2020 году в цифрах, фактах и графиках
В каких торговых сетях украинцы покупают игрушки в 2020 году, какие суммы тратят, какие тренды на рынке игрушек наиболее актуальны и какой его объем в денежном выражении в целом.
В рамках онлайн-конференции «Потребительские приоритеты – 2020. Тенденции рынка индустрии игрушек» Павел Овчинников, президент Украинкой ассоциации индустрии игрушек (УАИИ), презентовал итоги года в данном сегменте. Более 150-ти участников украинского рынка игрушек обсудили нынешнюю ситуацию и перспективы развития рынка. RAU публикует ключевое из доклада УАИИ о рынке игрушек за 2020 год.
Несмотря на пандемию, которая затронула весь мир, и турбулентность, повлиявшую на рынок игрушек, часть стран все еще показывает рост. Если, к примеру, в Северной Америке падение рынка составило -3,7%, по Европе -4,6%, то в Китае, вопреки всему, рынок вырос на 3%, а в Индии на 6,1%.
Согласно данным членов УАИИ, за прошлый 2019 год объем рынка игрушек Украины в розничных ценах увеличился на 18%, достигнув $740 млн. Рост продолжался все последние три года. О текущем 2020-м все еще трудно что-либо прогнозировать, падение может варьироваться в пределах 10-25%.
Ситуация по экспорту игрушек из Украины практически не изменилась: он составил $31,2 млн, а прогнозируемое падение может составить всего 3%. В целом на рынке Украины на данный момент 112 импортеров, 172 – экспортеров и более 2000 розничных точек.
По каналам сбыта в Украине, с января по сентябрь 2020 года, специализированные магазины на 2% увеличили свою долю в продажах и теперь составляют 53% от общего объема. Также на 2% выросли интернет-продажи — они достигли доли в 13% от общего объема рынка. А вот альтернативные каналы потребители стали реже выбирать для покупки – доля заправок, книжных магазинов, киосков и рынков упала с 18% до 13%.
Покупатели игрушек – 2020. Кто они?
По данным исследования УАИИ, основным человеком, принимающим решение о выборе игрушки, остается мама. В 2020 году ее роль незначительно снизилась в пользу папы ребенка, который теперь главный у товарной полки в 21,5% случаев. Также на 11,4% в сравнении с исследованием 2019 года и на 32% в сравнении с исследованием 2018-го выросла роль ребенка.
Твердо сохраняет свои позиции мама в роли главного покупателя игрушек. В октябре 2020 года она покупала игрушки в 4,8 раза чаще папы.
Основным мотивом покупки остается желание развивать ребенка, рост этого стимула составил 6,4%. Немного повысилась приоритетность праздника в сравнении с 2019 годом. Наблюдается некоторое снижение мотивов «желание ребенка» и «желание поощрить». Впрочем, большинство респондентов не ограничиваются только одним мотивом при выборе игрушек для покупки игрушек.
Многие, как и в прошлом году, покупают игрушки без повода чаще трех раз за шесть месяцев. Но в целом частота покупки игрушек ребенку снизилась.
Безопасность против цены
«Безопасность игрушки» все еще играет ключевую роль при выборе игрушки для покупки – ее называют 88,2% респондентов. «Цена» постепенно догоняет этот критерий – ее считает ключевой для себя 76% опрошенных. Продолжают снижаться критерии «Удобство», «Польза» и «Рекомендации», что свидетельствует о том, что в 2020 году респонденты продолжают основываться на собственных предпочтениях и желании ребенка. Незначительно снизился вес критерия «Производитель» после стабильного роста за последние два года.
Самые крупные суммы родители тратят на покупку подарка ко Дню рождения ребенка. В 2020 году 32,7% респондентов готовы тратить на ее покупку от 1000 грн и более. Покупка игрушки дешевле 600 грн продолжает терять вес. В целом игрушки покупают 66,9% респондентов, что на 2,4% меньше, чем годом ранее. Деньги и гаджеты в качестве подарка на День рождения также немного сдали позиции. Увеличивают свою долю развлечения и детский транспорт (скутеры, самокаты, электро-самокаты и другое). Смартфоны и планшеты упали на 3%, что можно связать с тем, что у детей от трех лет уже обычно есть гаджеты, иногда по несколько.
По другим праздничным поводам затраты на подарки снизились в среднем на 10% в сравнении с 2019 годом. Лишь 2,5% респондентов все же готовы потратить более 2000 грн на игрушку в подарок ребенку по праздничному поводу. 68% респондентов тратят до 600 грн.
Без повода большинство родителей предпочитают покупать игрушки стоимостью до 300 грн.
Место покупки игрушек
Интернет-магазины и торговые сети продолжают занимать лидирующие позиции в качестве мест покупки игрушек. Тенденция к снижению популярности офлайн-розницы наблюдается в пользу социальных сетей, которые выросли за год на 1,4%. Это говорит о том, что люди начинают все активнее выбирать продукцию в соцсетях, и прямо там же ее приобретать.
Значительно упала доля покупок на зарубежных сайтах. В 2020 году на них покупают в три раза реже, чем в 2019-м. Также снижается интерес покупателей к покупкам игрушек в небольших сетях, супермаркетах и на рынках.
Данные 2020 года подтверждают глобальный тренд ухода в онлайн. 71,3% респондентов ищут в интернете детальное описание, отзывы и видео в интернете, и лишь для 19,4% достаточно информации, которую предоставляет сайт магазина игрушек. 7,8% респондентов, до того, как совершить покупку, идет в магазин и тщательно изучает ее.
Среди любимых онлайн-магазином в 2020 году покупатели называют значительное количество украинских и иностранных ресурсов. Два прошлогодних лидера Rozetka и Panama несколько снизились в своей популярности среди покупателей игрушек. Доля первого упала на 2,1% до 30,6%, второго – на 3,8% до 21,2%, что, впрочем, не мешает им занимать половину рынка.
Третье место разделяет между собой целый ряд ресурсов таких сетей, как Chicco, Garnamama, Цитрус, Алло, OLX, KidStaff, Minizone, Kasta, Mikki и другие. К основным интернет-ресурсам для покупки детских игрушек относятся также Pampik, BabyPlus, Будинок Іграшок и Антошка. Также наблюдается рост количества покупок в социальных сетях.
Потребительские тренды
Всеобщая диджитализация дает о себе знать во всех сферах. Украинцы стали еще больше потреблять виртуальные развлечения и видеоконтент. Из-за пандемии уже не только покупки, но и медконсультации, рабочие встречи и переговоры онлайн стали новой нормой. Появился спрос на многосервисный e-commerce с быстрыми бесконтактными доставками. Им способствует рост количества почтоматов по стране.
Бестселлерами в коронакризис стали пазлы и игрушки-конструкторы. Во второй половине марта американский производитель пазлов Ravensburger продемонстрировал рост продаж на 370% год к году, а продажи 25 марта были в 10 раз выше, чем в тот же день в 2019 году.
Феноменальный рост продаж показали также батуты, качели и игровые комплексы. Продажи компании MGA Entertainment, производителя игровых домиков, баскетбольных колец и батутов, выросли на 100% в марте по сравнению с 2019 годом. Также популярны товары для хобби и рисования.
Трендами нового мира стали:
- Биоинженерия
- Смен роли глобальных рыночных игроков
- Рост доля цифровой экономики
- Перенос ключевых локаций производств
Читайте также
Взрослые игры: рынок игрушек Украины в 2019 году в цифрах, фактах и графиках