Toy Story: рынок игрушек Украины в цифрах, фактах и графиках
Какой объем украинского рынка игрушек в денежном выражении, кто, как и почему принимает решения о покупке подарка для ребенка, сколько украинцы готовы тратить на игрушки и в каких сетях покупают презенты для детей.
На прошедшей 1 ноября в Киеве Третьей конференции «Рынок игрушек в Украине. На шаг впереди» президент Украинкой ассоциации индустрии игрушек (УАИИ) Павел Овчинников презентовал итоги года данного сегмента украинского рынка. Собравшиеся на форуме собственники и топ-менеджеры компаний, работающих в сфере торговли товарами для детей, обсудили нынешнюю ситуацию и перспективы развития рынка. Портал RAU публикует подготовленный УАИИ обзор рынка игрушек и исследование потребительских предпочтений.
Состояние рынка игрушек
Уже больше нельзя говорить о том, что Украина отстает от трендов Европы и США хотя бы на год. Все ритейлеры, производители, импортеры и дистрибьюторы привозят новинки практически одновременно с мировыми лончами. Исключения могут быть связаны лишь с лицензионными продуктами, когда в США мультфильм уже показали, а в Украине — еще нет.
При этом продажи игрушек на мировом рынке выросли за последний год на 4%. По данным NDP Group в топ-10 мировых брендов игрушек по сумме продаж в январе-июне 2018 года вошли L.O.L. Surprise!, Total Marvel, Star Wars, Nerf, Barbie, Hot Wheels и другие. Закрывает десятку лидеров LEGO City. Схожие тенденции наблюдаются в Украине.
Согласно исследованию УАИИ, с прошлого года объем рынка игрушек Украины увеличился на 14,9% и до конца года может дотянуть до 20%, достигнув $633 млн. Для сравнения: в 2017-м рынок составлял $551 млн, а годом ранее – $472 млн.
Растет также экспорт игрушек из Украины, который до конца 2018-го увеличится на 50,4%. В финансовом эквиваленте это соответствует сумме в $34,6 млн.
По каналам сбыта в Украине безусловным лидером является специализированная розница. По данным УАИИ, за последний год она выросла всего на 1,5%, но при этом обеспечивает колоссальные 69,7% общих продаж. Магазины более широкой специализации, для которых игрушки – лишь некоторая часть ассортимента, продают 9,04% игрушек.
Говорить об интернет-торговле, как о тренде будущего, последнее время очень модно. Тем не менее, за последний год этот канал уменьшил свою долю с 13,21% до 12,31%. Очевидная тенденция для Украины в том, что что традиционная розница продолжит жить и процветать, несмотря на все популярные предсказания о том, что онлайн уничтожит офлайн.
Потребительские предпочтения
В рамках исследования, проведенного совместно УАИИ и OSD Group, опросшено 1200 родителей в восьми крупнейших городах Украины. Из них 48% мам и 52% отцов. Как выяснилось, основным лицом, принимающим решение о выборе игрушки, остается мама – 69,19%. Роль папы в принятии решения, хоть незначительно, но продолжает снижаться на 0,5% и достигла 17,71%. Роль ребенка выросла на 4% в сравнении с исследованием 2017 года и достигла 13,1% всех решения в выборе игрушки.
В то же время мамы остаются основным покупателем игрушек для ребенка. В октябре 2018 года они покупали игрушки в 4,5 раза чаще папы.
Основные мотивы покупки игрушек по сравнению с 2017 годом остаются неизменными, но изменилась их приоритетность. На первое место вышло желание развивать ребенка с 59%, а приоритетность праздничных поводов снизилась до 50% по сравнению с 58% год назад. Спонтанные покупки игрушек у родителей случаются лишь в 10% случаев.
Большинство респондентов, как и в 2017 году, отметило, что покупают игрушки без повода чаще трех раз за 6 месяцев. Количество таких родителей составило более 70% опрошенных. Также отмечено снижение количества респондентов, которые отказываются от покупки игрушек.
Наибольшие суммы тратятся на игрушки без повода, но их основной барьер – суммы за одну игрушку до 300 грн. Самые дорогие игрушки родители покупают на праздники, прежде всего, на День рождения: сумма выросла на 15% в сравнении с 2017 годом.
До 600 грн по праздничному поводу тратит 74% опрошенных родителей. В то же время количество респондентов, которые потратили на покупки более 1000 грн, выросло за год вдвое с 4% до 8,48%. Непосредственно игрушки продолжают оставаться наиболее распространенным подарком. Но популярность гаджетов и одежды также продолжает неизменно расти: гаджеты дарят 10,11% родителей, что делает магазины техники и электроники своего рода новым конкурентом магазинам игрушек. Одежда же приподнялась с 4,28% до 5,06% за год.
Основные критерии выбора игрушки остались неизменными: безопасность и цена. Роль цены незначительно снизилась с 72,2% до 70% важности, роль желания ребенка выросла практически в два раза в сравнении с предыдущим исследованием. Продолжают снижаться важность удобства, пользы и рекомендации, что свидетельствует о том, что в 2018 году респонденты больше основываются на собственных предпочтениях и желании ребенка.
Интернет-магазины и детские сети продолжают занимать лидирующие позиции в качестве мест покупки игрушек – 37,63% и 29,38% соответственно. Но доля покупки в интернет-магазине уменьшилась почти на 3% в пользу покупки в сетевых магазинах детских товаров. Развивающийся тренд социальных сетей вырос более, чем на 50% с 1,97% до 2,75% от доли всех мест предпочтений покупок потребителями.
При покупке в интернет- магазине решение принимается по следующим принципам:
- 56% ищут детальное описание, отзывы, видео в интернете
- 21% ходят в магазин и тщательно изучают будущую покупку
- 19% достаточно информации, которые предоставляет интернет-магазин
- 14% пытаются изучить игрушку у друзей/близких.
Лидеры и тренды
Больше всего детские игрушки онлайн родители предпочитают покупать на маркетплейсе Rozetka.ua – его упомянули 16,4% опрошенных. Лидер украинского сегмента товаров для детей (не только игрушек) – Panama – оказался на втором месте с результатом в 13,1%. Замыкает топ-3 интернет-магазин BabyPlus – о нем вспомнил примерно каждый десятый респондент – 9,2%. Из мультиканальных ритейлеров в топ списка попали Антошка и Будинок іграшок.
В топе наиболее популярных игрушек лидируют игрушки для творчества и развития малышей. Связано это с тем, что для самых юных детей сложно такие игрушки чем-либо заменить. Кроме того, родители пытаются в раннем возрасте максимально долго удерживать ребенка от доступа к гаджетам. Далее в топе следуют конструкторы, машинки, трансформеры, настольные игры, паззлы, куклы и пупсы.
В топ-5 брендов в категории лицензионных игрушек по мотивам мультфильмов или фильмов для детей входят такие бренды, как Barbie, Peppa Pig, Paw Patrol, LOL Surprise!, Baby Born и Robocar POLI. Продолжают удерживаться среди лидеров Thomas & Friends, а также феи Winx.
По данным NDP Group, Inc., среди главных европейских трендов:
- Игровые наборы с куклами
- Игровые наборы для сражения
- Игры за исключением STCG
- Прочие
- Куклы с возможностью кормления
В рождественский список самых желаемых подарков в США и Европе в 2018 году попали:
Читайте также —
Дорослі ігри: рейтинг інтернет-магазинів дитячих іграшок за версією УАІІ