Покупательское настроение: розничные продажи вытягивают украинскую экономику из кризиса
Потребительский спрос восстанавливается быстрее ожиданий и становится ключевым фактором развития экономики.
Еще в апреле консалтинговая компания NAI Ukraine прогнозировала, что после окончания карантина 52% украинцев будут реже посещать ТРЦ. Но желание сделать новое приобретение победило страх подцепить коронавирус. Тренд возобновления продаж заставил различных экономистов, включая правительственных, ожидать роста ВВП в 2021‑м на 4%. Об этом идет речь в материале журнала НВ. RAU публикует самое основное из этой публикации.
Позитивная статистика
Розничные продажи быстро восстанавливаются, рассказывает Глеб Вышлинский, директор Центра экономической стратегии (ЦЭС). Вопреки опасениям, что потребители испугаются коронавируса или начнут откладывать деньги после новостей о приближающемся финансовом кризисе.
По данным Госстата, в мае индекс розничного товарооборота вырос на 15% по сравнению с апрелем. Причем рост продаж происходил не только за счет инфляции: в мае потребительские цены выросли всего на 1,7% в годовом исчислении. Потребительские настроения, которые рассчитывает компания Info Sapiens при поддержке Dragon Capital, в последний месяц весны тоже выросли на 10,1 пункта по сравнению с апрелем — до 76,3 (при максимальном значении в 200). Некоторые ритейлеры полны оптимизма. Так, датская сеть мебельных магазинов JYSK в один день, 25 июня, открыла в Украине сразу семь новых торговых точек.
Онлайн пока не догнал офлайн
Потребители все активнее покупают онлайн. За время карантина онлайн-продажи ювелирного дома Zarina выросли в три раза. Но они все же не смогли компенсировать потери из‑за закрытия магазинов. Как рассказал Сергей Бадритдинов, гендиректор компании Intertop Ukraine, во время карантина они создали маркетплейс, что увеличило продажи через интернет на 70% вместо ожидаемых 50%. Однако на докарантинный уровень продаж пока не вернулись ни монобрендовые магазины обуви и одежды, ни Intertop – в июне продали на 10% меньше, чем в июне 2019-го. Ситуация может отличаться в разных торговых центрах и регионах страны. Где-то продажи растут на 20%, а где-то упали на 20-30%.
По словам Дмитрия Ермоленко, директора компании Zeebra, управляющей сетью магазинов для дома Butlers, после карантина сеть продает уже 70% от тех объемов, которые были в прошлом году.
Фактор потребителя
Но поведение потребителей все же изменилось: они реже, чем в докарантинный период, делают спонтанные покупки. Зато гораздо чаще изучают каталог магазина в интернете и затем приходят за конкретным товаром.
Интерес покупателей ритейлеры подогревают различными скидками, которые в среднем по Киеву составляют 30−40%, а порой достигают 50%. Скидочные программы есть практически у всех заметных игроков рынка — от часового магазина Секунда до косметических бутиков Yves Rocher. Это часть антикризисной стратегии ритейлеров для наращивания продаж.
С одной стороны, доходы населения сокращаются, безработица растет, что может сказаться на покупательской способности. Но, как говорит Вышлинский, есть и хорошая новость: многие потребители откажутся от отпуска и вместо этого потратятся на шопинг. Поэтому существенного падения продаж произойти не должно.
Работа с арендодателями
Во время карантина многие владельцы торговых площадей отказались от взимания арендной платы, но после ослабления ограничений — это предмет постоянных переговоров ритейлеров с арендодателями. По словам Натальи Нетовкиной, владелицы Zarina, во многих ТРЦ удалось договорится о скидках в 30-50%. Но теперь скидки обсуждают каждый месяц отдельно, на более длительный период никто не загадывает. С теми же, кто не идет на уступки, расторгают договор аренды. При этом в ближайшие несколько месяцев сети могут отложить развитие и сконцентрироваться на поддержке существующих точек продаж.
Источник: НВ
Читайте также —
В одной лодке: как вели себя ТРЦ с арендаторами в период карантина и после него