Марк Петкевич, СЕО Novus: Масштабирование в других городах – это новые вызовы в будущем
Генеральный директор сети магазинов Novus Марк Петкевич о процессе реформирования Billa, инвестициях в новые объекты, о будущем магазинов у дома, проекте мини-маркетов Mi-маркет и развитии сети.
Читайте українською
В августе Novus открыл четвертый новый супермаркет за месяц. Он расположился в недавно открытом столичном ТЦ ХІТ MALL на площади около 2500 кв. м. и стал 73-й магазин сети по счету. Прошло чуть больше месяца, и к числу маркетов прибавилось еще девять новых магазинов. Стремительное развитие сети стало результатом покупки магазинов австрийской сети Billa в прошлом году, реформат которой сопровождается открытием совершенно новых объектов литовского ритейлера в Украине. О развитии сети, e-commerce-продажах, инновациях и доставке RAU рассказал генеральный директор сети Novus Марк Петкевич.
— Регулярные открытия новых магазинов Novus в Киеве и области стало уже традицией. Сколько магазинов открыто на сегодняшний день?
— Под брендом Novus открыто 81 магазин. 79 из них – это собственно супермаркеты нашей сети, еще два объекта в настоящее время работают по франшизе в Николаевской области. Плюс 8 магазинов формата у дома «Ми Маркет».
— Как проходило реформатирование бывших магазинов Billa? Ранее компания заявляла, что планируете завершить процесс к концу осени 2021-го. Успеваете в срок?
— Идем по графику. Как и планировали, уже до 1 декабря ребрендируем все магазины Billa под Novus. Сделаем это даже раньше заявленного срока, если не учитывать три объекта, в которых запланирована полная реконструкция и перепланировка здания. В связи с тем, что объектам уже 12-15 лет, они не соответствуют современным технологиям. По подсчетам специалистов, реконструировать некоторые из них дороже, чем построить новые. Поэтому их открытие перенесли на 2022 и 2023 год. Мы предпочли вложить больше средств и времени, но сделать качественный и комфортный объект.
— Сколько в среднем Novus вкладывает инвестиций в открытие реформатированного магазина?
— Если очень в среднем, то $300 000 – $800 000. Новые иногда требуют до $4 млн вложений. Разные форматы, соответственно и суммы.
— В Novus открылось немало магазинов с уменьшенной площадью, что кажется весьма непривычным для сети. Насколько такой формат оправдывает ожидания?
— После приобретения магазинов Billa, в нашем портфолио появилось много небольших супермаркетов, что стало для нас новым вызовом — с одной стороны, а с другой — возможностью быть ближе к нашим покупателям. Признаюсь, пока не все гладко, мы в процессе доработки, но путем коммуникации с клиентами нам удается лучше изучить их потребности и быстро внедрить то что нужно покупателю, в основном это касается ассортимента и сервиса.
Также изучаем новый для себя формат у дома через Mi Маркет. Приняли решение пока не открывать его под собственным брендом, все-таки там нет всех преимуществ NOVUS. На 70-90 кв. м нет возможности реализовать то, к чему привык наш клиент: большие витрины, широкий ассортимент как food, так и non-food категорий, большой выбор фреш-продукции, парковки и другие сервисы. Но в мини-формате есть свои привилегии – когда у клиента нет времени/желания куда-то ехать, особенно актуально в холодное время года, то Mi Маркет всегда под рукой, он хорошая альтернатива для небольших закупок, и к тому же компактный и уютный.
— Планируете в перспективе Mi Маркет тоже реформиратировать в Novus или они так и останутся суббрендом?
— В ближайший год такого в планах нет. Хотим открыть еще минимум 20-30 торговых точек Mi Маркет, четко сформировать концепт, изучить рынок, потребности покупателя, а после принимать решение о масштабировании. Пока Mi Маркет – пилотный проект на стадии изучения. Кроме того, у нас уже были пять объектов Novus Express. Они успешные, а с приобретением Billa появились магазины не то Express, не то Novus – что-то посередине. Нам нужно здесь усовершенствоваться. Мы много вкладываем в маркетинг и исследования, изучение потребностей клиентов, нам нужно будет вводить много изменений, чтобы в любом формате Novus покупатель ощущал себя одинаково комфортно.
— Что стало главным вызовом после покупки Billa?
— Мы открылись в новых районах, где Novus раньше представлен не был. Клиент на Оболони и ДВРЗ очень разный в своих предпочтениях к ассортименту. Поэтому одним форматом очень тяжело максимально эффективно покрывать потребности разных клиентов. Под каждый район и траффик будем индивидуально подходить к ассортименту и сервисам.
— Сеть продолжит развиваться лишь в киевском регионе?
— Да, пока продолжим открывать магазины в пределах Киева и киевского региона. Всеукраинских амбиций в данный момент нет. Хотим создавать достойный продукт и развивать его здесь, возможности позволяют. А вот масштабирование в других городах – это новые вызовы, операционка, дополнительная логистика. К этому тоже нужно быть готовым. Открывать по одному магазину во Львове, Харькове, Одессе или в других городах – неправильно. Нужно сразу открывать 8-10 магазинов, чтобы это было оправданно.
— Над какими инновациями сейчас работаете в сети?
— Активно работаем над проектами самообслуживания, поскольку этого желает современный потребитель. Для большинства украинцев в приоритете минимальные затраты времени на покупку, и только часть клиентов хочет индивидуального сервиса — чтобы при них нарезали, упаковали, поблагодарили. Множество людей отдают предпочтение заранее подготовленным к быстрой покупке продуктам. Для данной целевой аудитории маркет – не то место, где они хотят провести время, а всего лишь необходимая к посещению локация, дабы покрыть свои потребности и уехать. В связи с этим мы работаем над развитием самообслуживания, открытием витрин для легкого доступа к продукции, над фасованной линейкой товаров To Go.
Мы продолжим развивать различные сервисы, такие как кассы самообслуживания, Scan & Go. А также, много усилий сконцентрировано на поиск решения, способного привлекать кадры. Глобально это связано с оттоком сотрудников из страны.
— Насколько изменилась доставка поле двух локдаунов?
— В 2020 году за март–май она выросла в 20-30 раз. И в 2021-му к исходной точке она не вернулась – все еще в два-три раза больше, нежели в 2019 году. Люди адаптировались к новым реалиям, прощупали новую опцию, осознали ее удобство и решили использовать. В локдаун они были вынуждены приспособиться и пробовать новое, и многим, выражаясь современным сленгом «зашло». Моя семья до сих пор совершает покупки в интернете, а магазин офлайн посещаем только из-за отдельных товаров.
— Ощутимый рост продаж в e-commerce есть?
— 5% продаж, которые мы поставили себе целью, пока не достигли, но на уровне 1-1,5% мы уже идем. В 2019 году было радостью иметь 1%, но сейчас это почти в два раза больше. Это также зависит от месяца. Препятствием к увеличению продаж является и сложная законодательная система, к примеру доставка алкогольных напитков невозможна, а часть покупателей, которые не могут купить себе на ужин бутылку вина, принимают решение все купить в магазине и не дробить покупку на две части.
— Если осенью будет новый локдаун, как будете адаптироваться?
— Нашему бизнесу повезло, на нас локдауны не сильно влияют. Затраты выросли, но есть возможность работать. Гигиенические средства уже на потоке, для e-commerce инфраструктура создана. Штат дополняется сборщиками, пикерами, экспедиторами. Как показывает опыт, в локдаун люди освобождаются из других бизнесов и идут на временные подработки. Рынок к этому уже приспособился.
— Как думаете, когда откроется 100-й Novus?
— На конец 2021 года будет около 85 магазинов, сюда войдут Billa, которые вскоре ребрендируются и откроются, а еще порядка трех новых проектов Novus, которые планируем завершить в этом году. В 2023 году точно будем праздновать открытие 100-го магазина.
— Какие задачи сейчас стоят перед вами, как руководителем?
— Эффективность бизнеса, сплоченность команды, фокус на достижении результата. У руководителя задач немного – создать команду профессионалов, сфокусировать на приоритетных задачах и достигать намеченные цели.
Читайте также —
Зеленая четверка: сеть Novus открыла четыре новых магазина (+фотообзор)