Исследование Deloitte: к чему стремятся покупатели накануне больших распродаж
27.04.2023 08:30В 2022 году сеть Аврора открыла или восстановила 125 магазинов, расширив сеть до 880 торговых точек. Еще 90 магазинов разрушены или остаются на оккупированной территории. Выручка сети выросла более чем вдвое: с 5,8 млрд грн до 13,5 млрд грн. Почему компании удается успешно развиваться, несмотря на войну, и в какую из европейских стран Аврора планирует выйти в ближайшее время.
Большие потоки переселенцев и потеря доходов украинцев ускорили развитие отрасли one dollar store. По данным Pro-Consulting сеть Червоний маркет увеличилась со 107 до 170 магазинов, One Price – с 55 до 77 торговых точек. По словам владельца One Price Левана Паикидзе, всего по отрасли средний чек в гривне вырос на 15%, однако количество покупателей снизилось на 20%. В новом номере печатной версии журнала Forbes приводятся основные факторы, способствовавшие успеху именно сети Аврора. RAU предлагает главное из материала.
Сеть Аврора основали в Полтаве в 2011 году Лев Жиденко, Тарас Панасенко и Леся Клименко. Они строили сеть дискаунтеров, сделав ставку на операционную эффективность, автоматизацию и data-driven решения: унифицировать процессы, снижать издержки, жестко контролировать качество товаров. Также компания активно экспериментировала с ассортиментом, чтобы ускорить товарооборот. Например, другие ритейлеры в погоне за количеством магазинов были готовы переплачивать за хорошее место, Аврора была бережливой в вопросах аренды, сохраняя высокую операционную эффективность.
В первые месяцы после вторжения, когда полки большинства ритейлеров пустовали, Аврора было чем торговать. Ее склады в Полтаве не пострадали. Ритейлеру отчасти сыграла на руку блокада портов: поток китайских товаров и «морской» контрабанды в Украине остановился. Для части конкурентов это было безальтернативным источником поставок.
В период острого дефицита в первые месяцы вторжения поставщики и дистрибьюторы предпочитали ритейлеров, которые платили заранее и не имели больших долгов. Аврора в отличие от конкурентов и до войны платила без отсрочки или даже заранее. Платежная дисциплина помогала получить лучшую цену.

С 2019 года компания внедряла систему бережливого производства lean, предусматривающую передачу максимальной ответственности на нижнем уровне. У компании был почти культ децентрализации, там поощряли предложения, улучшающие процессы и пытались создать атмосферу, в которой сотрудники, проявляя инициативу, лишены страха совершить ошибку.
Один из элементов lean помог сохранить управляемость компании в первые дни вторжения. Это ежедневные утренние встречи «асаичи», которые проходят сначала в магазинах, далее в бэк-офисе и наконец среди топ-менеджеров. Главная задача такого собрания — мотивировать сотрудников решать проблемы на местах: чтобы до руководства доходили только вопросы, которые невозможно решить на предыдущих уровнях. Привычка собираться каждое утро помогла быть в постоянной коммуникации и понимать проблемы в каждом магазине.

Через родную для компании Полтавскую область прошли около 200 000 переселенцев. Среди них немало с довоенными доходами «средний» и «средний плюс». Эта прослойка раньше не посещала магазины типа one dollar store, но во время войны они пришли. Утрата доходов и неопределенность, принесенные войной, сделала потребителей более рациональными, бренды стали не столь важными. Особенно для людей, переехавших подальше от ужасов войны. У Аврора таких клиентов выделили в отдельную категорию «все сначала». Под них увеличивали ассортимент, в т.ч. увеличили выбор посуды. Часть стратегии lean – просчитать, что наиболее нужно потребителю и чем сеть может быть полезна покупателю.
Отдельный поток клиентов Аврора обеспечивали международные благотворительные фонды, которые начали выдавать людям ваучеры на приобретение товаров. Так, «Общество Красного креста Украины» предоставляло такие сертификаты в местах транзита переселенцев — Кривом Роге, Кропивницком, Умани, Виннице и т.д. Ваучер можно было отоварить не за один визит, а за несколько. Украинцы использовали таких ваучеров в сети Аврора на 30 млн. грн.
В прошлом году Аврора со второй попытки вышла на рынок Киева. Предыдущая – в 2019 году – завершилась неудачей, поскольку прибыль не покрывала дорогую столичную аренду. В военный год арендные ставки просели, и Аврора открыла более 20 магазинов в Киеве. По плану, в Украине количество мультимаркетов должно пересечь отметку в 1000 магазинов. Кроме того, запланировано выйти на рынок Румынии, где уже в этом году должно появиться около двух десятков маркетов.