Отчет Deloitte: глобальные тенденции ритейла в 2017 году
Ключевые тенденции ритейла в этом году: омниканальность, диктат потребителей, инновационность ритейлеров, оперативность в предложении новых товаров и доставке их покупателю, ставка на эмоции и личный опыт, а не на количество вещей.
Исследовательская компания Deloitte подготовила подробный отчет Global Powers of Retailing — 2017, в котором рассмотрела глобальные тенденции мирового ритейла, влияющие на сектор розничной торговли в 2017 году. Помимо этого, в отчете рассмотрены результаты работы 250 крупнейших ритейлеров мира, общий обзор экономики мира, и выделены десять ключевых факторов, определяющих лицо мирового ритейла. RAU подготовила выдержки самых интересных фактов из доклада Deloitte.
Омоложение потребителей
Первый доклад Global Powers of Retailing был подготовлен компанией 20 лет назад, и за минувшие годы лицо ритейла кардинально изменилось. В документе Deloitte отмечается, что тогда – два десятилетия назад – большинству нынешних покупателей таких интернет-гигантов, как Amazon было всего 16 лет. А единственным прообразом социальной сети была американская AOL, и мало кто предполагал, что к 2016 году продвижение в соцсетях станет необходимостью и обязательной программой для любого бренда, заинтересованного в развитии и повышении продаж.
Сейчас смартфоны и гаджеты есть практически у всех потребителей, и доля покупок с мобильных устройств растет год от года.
«За последние 20 лет сфера розничной торговли и образ мышления потребителей претерпели колоссальных изменений, – отмечает Вики Энг, руководитель направления работы с розничным сектором международной сети Deloitte. – Мы живем в эпоху, когда потребители все активнее задают направление развития, стремясь одновременно к подлинности, новизне, удобству и креативности. Мы живем в условиях, где потребители являются движущей силой развития экономики». Ритейлеры все чаще сталкиваются с необходимостью искать возможность порадовать своих клиентов и повысить лояльность. Речь идет об овладении искусством и наукой привлечения клиентов в создание новых позитивных впечатлений и потребительского опыта.
Глобальные тенденции ритейла
Специалисты компании, опросив участников рынка и потребителей, выделили пять ключевых факторов, определяющих будущее ритейла на 2017 год.
Первый – потребители все больше ценят не количество вещей, а влияние покупок и потребительский опыт, полученный при их приобретении, на их жизнь. Иначе говоря: ценится не столько сам факт обладания, сколько эмоции, полученные при покупке и использовании вещи.
Второй – так называемая «экономика социальных сетей».
Все больше на выбор покупаемого товара влияет соответствие продукта созданному в соцсетях образу человеку, «личному бренду».
То есть если продукт не отвечает тому образу, которому потребитель пытается соответствовать, покупка маловероятна. И напротив, — даже не очень нужная потребителю вещь, если укладывается в лелеемый им образ, будет куплена.
Третий – изменение форматов. Культура общего потребления приводит к тому, что при выборе товаров покупатель обращает особое внимание на мнение других людей, ключевые тенденции и отзывы. Это требует от ритейлеров изменение системы взаимоотношений «продавец – покупатель» и разработки новых бизнес-моделей.
Четвертый – fast shopping. Самые платежеспособные потребители сейчас крайне ценят свое время, и стараются получить максимум сервиса за минимальное время. Поэтому компаниям сферы розничной торговли приходится подстраиваться под требования клиентов и стараться оперативно формировать и выполнять заказы в соответствии с запросами покупателя.
Отношение потребителя будет определяться способностью ритейлеров удовлетворить потребность современного клиента совершении покупок в любое время и в любом месте.
Пятый — жизнь по экспоненте. Экспоненциальные технологии, такие как искусственный интеллект, роботизация и виртуальная реальность, меняют образ жизни и пути осуществления покупок.
Конечно, далеко не все эти тенденции уже проявились в Украине, что и не удивительно – по уровню проникновения информационных технологий и развитию омникальных продаж наша страна пока что сильно отстает от западных стран.
Тем не менее, практика показывает, что в целом отечественные ритейлеры, пусть и со значительным опозданием, сталкивается с теми же проблемами и находит те же решения, что предприниматели из США и ЕС.
«Глобальные тенденции проявляются и у нас, хотя и в значительно меньшей степени и с некоторым опозданием. Ближе к глобальным трендам – онлайн и омникальные ритейлеры, которые используют интернет, в частности социальные сети, для продвижения своих товаров, и стремятся как можно быстрее выполнять заказы своих покупателей» , -резюмирует Ольга Шамрицкая, руководитель сектора оптово-розничной торговли компании Deloitte в Украине.