Nielsen: Пять причин по которым растет украинский рынок FMCG
Виталий Брык, директор стратегического развития компании Nielsen (Украина, Беларусь), в своей колонке для издания Новое Время, рассуждает, что стимулирует рост розничного товарооборота в Украине и как долго продлится успешный период.
В первом квартале этого года рынок товаров повседневного спроса (FMCG) вырос на 1,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Впервые с 2014 рост объемов показали одновременно и продуктовые, и непродуктовые категории. Это хороший знак для производителя, дистрибьютора, розничной сети, для государства с точки зрения налогов и разумеется, конечного покупателя. Поскольку рост отображает покупательскую активность и его финансовые возможности.
Что же произошло в первом квартале, что повлияло на рост продаж?
Если в Европе наибольший вклад в динамику продаж на рынке FMCG оказали Пасхальные праздники, то в Украине факторов больше. Остановимся на пяти:
- Конец зиме. Прощайте, счета за отопление. Следствие логичное: когда доход семьи не меняется, все решает структура наших расходов. Если мы тратим меньше на коммунальные услуги, можем себе позволить потратить на себя или на своих родных и побаловать себя вкусным. Результаты ритейл-аудита Nielsen подтверждают, что на рост объемов продаж в первом квартале этого года повлияли категории: шоколад, сладкая газированная вода, печенье и виски.
- Выросла минимальная зарплата до 3 200 грн. В первые месяцы повышение не дало никакого эффекта из-за коммунальных платежей и вопроса с субсидиями, однако стратегически это решение сыграло свою роль и улучшило настроения потребителей, хоть и временно.
- Традиционно национальная валюта стабилизируется к весне. В результате, бизнес прогнозирует смелее, уменьшает размер закладываемого риска, а значит, стабилизирует цену на товар, от чего в конечном итоге выигрываем и мы с вами — покупатели.
- Покупатель продолжает меняться. Замечает рост цен и знает цены на товары в магазинах. Гривня из года в год нестабильна. Бизнес приспосабливается и не останавливается, направляя массу усилий на стимуляцию спроса маркетинговыми инструментами: выводит новинки на рынок, проводит акции, дает скидки. Каждый второй (56%, по данным исследования поведения покупателей в Киеве) предпочитает скидку в магазине из всех видов промо-акций. Высокая конкуренция среди брендов и товаров, беспрерывные активности в магазинах приводят к тому, что покупатель не успевает отслеживать цены, а просто подходя к полке, определяет, готов ли заплатить эту цену за товар или не готов. Даже если видит скидку.
- Производители и ритейлеры не сдаются в борьбе за умного покупателя. Активации с вовлечением покупателя, как с улыбкой от известной торговой марки чипсов, новинки от шоколадных брендов с новыми вкусами, продуманная выкладка товаров торговыми сетями приводит к тому, что растет число покупателей, которые тратят сверх запланированного списка. Очевидно, что покупатель откликается на выгоду, но нельзя забывать, что, покупая, он расстается с деньгами, а это психологически тяжело. На помощь приходит эмоция. Покупателю важно заменить опустевший кошелек положительной эмоцией в виде персональной скидки на следующую покупку, атмосферы в магазине, приветливого персонала, который не поскупится на консультацию или удобную парковку.
В Украине стабильность давно перестала быть нормой. Разве что, стабильность в кризисе. А нужна ли она? Инновации идут в разрез со стабильным политическим и экономическим равновесием, культурой и организационными процессами в государстве. Для того чтобы создать что-то новое, приспособиться к изменениям, надо анализировать прошлое и учиться у будущего!
Автор — Виталий Брык, директор стратегического развития компании Nielsen (Украина, Беларусь)
Источник: nv.ua
Читайте также –
Аналітика Nielsen: як росте ринок товарів повсякденного попиту в Україні та Європі