«Не женское» дело: как большая война повлияла на гендерное соотношение в ритейле

«Не женское» дело: как большая война повлияла на гендерное соотношение в ритейле

24.02.2025 09:05
  209
Дарія Осіїк

Полномасштабная война в Украине стала катализатором изменений во многих сферах, в том числе и в гендерном соотношении на рабочих местах. Из-за мобилизации мужчин женщины начали активно осваивать профессии, которые традиционно считались мужскими: водителей грузовиков, охранников и обвальщиков мяса. Как изменилась ситуация в украинском ритейле и какие новые возможности открылись для женщин — читайте в материале RAU.

Как изменилась экономическая активность женщин

Полномасштабная война в Украине стала катализатором изменений во многих сферах, в том числе и в гендерном соотношении на рабочих местах. В частности, из-за мобилизации в ряды ВСУ значительно увеличился дефицит кадров в профессиях, которые традиционно считались мужскими, поэтому женщины стали осваивать новые профессии как водителей грузовиков, охранников или обвальщиков мяса.

По данным компании robota.ua гендерное соотношение среди соискателей работы по итогам 2024 года выглядело следующим образом: 51% мужчин и 49% женщин, тогда как в довоенный 2021 год этот процент женщин, которые искали работу был на 7% ниже.

Аналитические данные по состоянию на февраль 2025 принадлежат компании robota.ua

Исследование Youcontrol говорит о том, что женщины стали значительно активнее в предпринимательской сфере: в 2024 году 6 из 10 ФЛП открыли женщины (61%). Этот показатель вырос по сравнению с 2023 годом, тогда количество открытых ФЛП женщинами составляло почти 58%.

General manager компании Fillin Дмитрий Карпенко отмечает, что из-за войны и мобилизации многие мужчины оставили свои рабочие места, что побудило бизнес к пересмотру кадровых стратегий. Как следствие, больше женщин занимают руководящие должности, работают в технических специальностях и берут на себя более широкий круг обязанностей.

«В то же время многие женщины выехали за границу или взяли на себя единоличную ответственность за семью, что ограничило их экономическую активность. И хотя спрос на дистанционную работу увеличился, что позволило части женщин совмещать профессиональные задачи с уходом за детьми, а государственные и международные программы по переквалификации и поддержке предпринимательства также дают свои результаты, — гендерная диспропорция на рынке труда все еще остается ощутимой», — отмечает эксперт.

Как изменилась ситуация в ритейле

Полномасштабная война и мобилизация мужчин привела к определенным изменениям в кадровой политике украинских ритейлеров и увеличению найма женщин. И хотя некоторые компании отмечают, что гендерное соотношение в их компаниях за последние три года не изменилось, другие отмечают увеличение количества именно женщин среди своих работников.

Рассмотрим конкретные цифры и тенденции на примере нескольких украинских компаний.

В сети мультимаркетов Аврора процент женщин в общей численности вырос с 77,9% до 81,5%.

Руководитель HR-департамента компании Эпицентр К Олег Плахтий отметил, что с начала полномасштабного вторжения гендерное соотношение в компании претерпело существенные изменения. Доля мужчин, трудоустроенных в компании, сократилась почти на 5 процентных пунктов — с 60,5% в январе 2022 года до 55,7% в феврале 2025-го. Соответственно, доля женщин в указанный период выросла с 39,5% до 44,3%.

Кадровая структура Suziria Group также претерпела определенные трансформации. До начала полномасштабной войны доля женщин в Suziria Group составляла 37%, а сейчас этот показатель вырос до 44%. «В MasterZoo, где традиционно работало больше женщин, их доля достигла с 72% до 84%. Всего в группе компаний Suziria Group работает почти 2300 человек», — сообщили в пресс-офисе группы компаний Surizia Group.

В АТБ-Маркет количество женщин увеличилось примерно на 1000 человек, достигнув 35 868, тогда как количество мужчин составляет 20 412.

В компании WOG отмечают, что гендерное соотношение за время войны в ее структуре изменилось несущественно. Так, в 2022 году количество мужчин составляло 49,53 %, женщин — 50,47 %, сейчас — 47,66 % мужчин и 52,34 % женщин.

В Ukrnafta сообщили, что за последний год в компании было закрыто более 3 000 вакансий, из них 727 позиций заняли женщины. Всего в компании работает более 20 000 сотрудников, среди них — 27% женщин.

В то же время некоторые компании отмечают, что гендерное соотношение среди их работников почти не изменилось. HRD ООО «РУШ» (сеть магазинов Eva и Eva.ua) Инна Печерица отметила, что в штате компании исторически преобладают женщины. Сейчас в компании работает более 14 000 сотрудников, из которых мужчин всего 20%. За время войны это соотношение не изменилось.

Похожая ситуация и в сети Novus. «Фуд-ритейл является одним из наиболее открытых секторов для трудоустройства женщин, которые играют здесь ключевую роль, занимая как операционные, так и руководящие позиции. Война не изменила общую тенденцию, но ускорила процесс гендерной трансформации в отдельных сферах. По состоянию на февраль 2022 года в Novus работало более 75% женщин, мужчин — около 25%. Это соотношение остается актуальным и в 2025 году. Сейчас в нашей компании работает около 5000 женщин, а общее количество сотрудников превышает 7000 человек», — рассказывает генеральный директор сети Novus Марк Петкевич.

HR-директор сети Фокстрот Яна Якимович рассказала, что по их оценке на рынке труда отмечается тенденция уменьшения количества мужчин среди кандидатов. «Поэтому планово проводим исследования наших соискателей, чтобы повысить привлекательность Фокстрот как работодателя для аудитории женщин», — говорит Якимович. Однако поскольку привлечение в команду происходит в соответствии с утвержденным профилем должности, где основными требованиями являются наличие hard и soft skills, гендер при утверждении или отборе кандидата не имеет значения. «Предоставление равных условий — подтверждается цифрами: на конец 2024 года в магазинах сети работает 40% женщин, что на 3% меньше, чем работали до войны. В офисе Фокстрот, как до войны, так и сейчас, женщин работает больше, чем мужчин: 60% женщин — эта доля остается неизменной с 2022 года. Если говорить о должностях, то количество женщин выросло на 5% только по единственной должности — специалист сервисной логистики», — объясняет Якимович.

Интересно, что в сети Сильпо в отличие от всех других компаний среди работников увеличилось именно количество мужчин: «С начала полномасштабного вторжения в компании не было существенных изменений в гендерном соотношении. Традиционно в Сильпо доля женщин превышала мужчин: 65% против 35%. Сейчас мы видим интересную динамику: среди новых «преемников» (работников — ред.) две трети — молодые ребята. Это увеличило общую долю «преемников»-мужчин на 4%. Очевидно, что такая тенденция обусловлена активным движением бизнеса в сторону найма несовершеннолетних», — сообщила пресс-служба Сильпо.

В Новая почта рассказали, что несмотря на вызовы войны, гендерное соотношение в компании осталось почти неизменным. На февраль 2025 года в Новой почте работает 7052 женщины и 20 373 мужчины. «Но мы видим, что все больше женщин выбирают работу в логистике, в том числе на позициях, которые ранее считались чисто мужскими», — добавляют в компании.

Женщины на «мужских» должностях

Все опрошенные игроки рынка отмечают тенденцию, что сейчас женщины активно осваивают новые профессии и занимают позиции, которые традиционно считались мужскими. Ярким примером изменений является компания Ukrnafta. «Сегодня женщины все чаще занимают традиционно мужские профессии, такие как операторы по добыче нефти и газа, токари, слесари-ремонтники, машинисты кранов, электрогазосварщики и водители АТЗ», — отмечают в компании. Благодаря равным условиям, женщины успешно адаптируются к этим ролям, демонстрируя высокий уровень мастерства, ответственности и выносливости.

Сеть мультимаркетов Аврора также активно привлекает женщин к работе на должностях, которые ранее считались мужскими. «В логистике в сети Аврора женщины занимают должности водителей погрузчиков и водителей грузовых авто, в рознице — охранниц, — рассказали в компании. — В офисах поддержки они реализуют себя в таких направлениях, как IT, управление проектами, аналитика и операционный менеджмент».

Сеть Eva также поддерживает женщин, которые хотят работать в логистике. «Компания пытается обучать работниц логистического направления управлению погрузочной складской техникой и грузовиками, — отмечает Инна Печерица. — Но это — сложный процесс, где невозможно получить быстрые результаты. Именно это мы видим по всему рынку. Потому что традиционно рынок труда не готовил женщин к такой работе. Особенно это касается управления грузовиками. Компания даже сформировала команды поддержки, которые готовы отправиться на помощь, если с транспортом что-то случится по дороге. Но это лишь частично закрывает вопрос. Чтобы женщины уверенно чувствовали себя в новых ролях, нужен длительный период не просто обучения, но и психологической адаптации».

Сеть Эпицентр К также расширяет возможности для женщин. «Компания все чаще привлекает женщин на должности охранников, кладовщиков, бригадиров на участках производства (завод керамической плитки), водителей погрузчика, обвальщиков мяса и т.д. Больше всего выросла доля женщин на должностях: кладовщик (с 5% в январе 2022 до 12,3% в феврале 2025-го), продавец (с 38% в январе 2022 до 49% в феврале 2025-го), охранник (13% в январе 2022 до 17% в феврале 2025-го)», — комментирует руководитель HR-департамента компании Эпицентр К Олег Плахтий.

В компании Suziria Group женщины все активнее осваивают профессии, которые ранее считались «мужскими». В частности, это касается технических специальностей, работы на складах, производстве и в сфере логистики. «Это, в свою очередь, позволяет командам быть гибкими и взаимозаменяемыми»,- отмечают в компании.

В сети АТБ все 1000 женщин, которые в прошлом году присоединились к компании, начали работать на должностях охранников, которые ранее занимали исключительно мужчины.

В компании Novus, по информации от Марка Петкевича, женщины работают в логистике, управлении складскими процессами, контроле поставок, обеспечении безопасности магазинов и даже на технических позициях. А в логистическом центре существенно возросло количество женщин на таких должностях, как контролер-ревизор по вывозу грузов, специалист по контролю складских операций и тому подобное.

Сеть супермаркетов Сильпо также активно привлекает женщин к работе на традиционно «мужских» должностях. «Во время полномасштабной войны женщины все чаще работают водителями, комплектовщицами, пекарями-тисторобами, охранницами — раньше эти роли чаще занимали мужчины», — сообщили в компании.

В компании Новая почта женщины работают водителями грузовиков и бусов, грузчицами, диспетчерами терминала, специалистами по проблемным отправлениям и пешими курьерами. «Эти профессии требуют физической выносливости, внимания к деталям, гибкости и коммуникационных навыков. Очень важно, что женщины не просто осваивают новые профессии, но и собственными примерами меняют стереотипы о «гендере» в работе», — отмечают в компании.

А как насчет руководящих должностей

Определенные изменения в гендерном соотношении произошли и на руководящих должностях украинских ритейлеров. И хотя они не такие существенные как среди линейного персонала, все же тенденция к увеличению количества женщин среди топ-менеджмента присутствует.

Сеть Сильпо достигла значительного прогресса в выравнивании гендерного баланса на топ-позициях. Если в 2021 году соотношение женщин к мужчинам среди руководителей было 1 к 3, то сейчас — 49% женщин и 51% мужчин. Новая почта сообщила, что по сравнению с 2022 годом, количество женщин на должностях директора направления или департамента выросло на девять человек. В компании Ukrnafta в 2022 году среди топ-менеджмента была только одна руководительница, но сейчас в команде из 11 руководителей высшего звена работает две женщины. В сети Аврора количество женщин среди топ-менеджмента выросло с 33% до существенных 53%.

«В MasterZoo этот показатель составляет 50/50 — женщины занимают ключевые позиции в коммерции, маркетинге, операционном департаменте и HR. На уровне группы соотношение мужчин и женщин на руководящих должностях составляет 60/40, с преимуществом мужчин», — сообщили в пресс-офисе группы компаний Surizia Group.

А вот сети Novus, Фокстрот (35% женщин на руководящих позициях), АТБ, Эпицентр, Eva и АЗК WOG (почти 30% руководителей высшего и среднего звена управления составляют женщины), не претерпели значительных изменений в соотношении мужчин и женщин на топ-позициях.

Но все компании отметили, что при отборе кандидатов на руководящие должности руководствуются принципом равных возможностей, и ключевые позиции занимают лучшие специалисты с высокой экспертностью независимо от пола.

Изменения в кадровой политике: адаптивность и инклюзивность

Полномасштабная война в Украине стала катализатором не только для изменений в обществе, но и для трансформации подходов к работе с персоналом в украинских компаниях, в частности в ритейле. Изменения коснулись не только гендерного баланса, но и подходов к обучению и переквалификации работников.

Многие компании в украинском ритейле активно внедряют программы обучения и переквалификации для женщин, чтобы помочь им освоить новые профессии, в частности те, которые традиционно считались «мужскими».

Компания Ukrnafta запустила инициативу #МожетКаждая, которая дает женщинам возможность освоить 16 сложных промышленных профессий. «Укрнафта» также сотрудничает с Reskilling Ukraine, предлагая женщинам бесплатное обучение на водителей грузовиков и автобусов.

Сеть Eva обучает работниц логистического направления управлению погрузочной техникой и грузовиками.

Эпицентр активно развивает электронное обучение и собственную учебную платформу, разрабатывая программы для различных должностей, в том числе и тех, которые ранее считались сугубо мужскими.

Сеть Сильпо запустила перекрестное обучение, что позволяет работникам осваивать новые профессии. Сильпо также имеет программу обучения женщин-водителей, которую уже прошли 10 женщин.

Новая почта предлагает обучение по программе «Водитель электротележки» и участвует в программах переквалификации и переобучения работниц, в частности женщин-дальнобойщиц.

В целом война заставила украинские компании пересмотреть свои кадровые стратегии и стать более гибкими и адаптивными. Многие компании активно работают над увеличением женщин на всех уровнях, в частности на руководящих должностях и в традиционно «мужских» профессиях.

Почти все игроки рынка предлагают программы переквалификации и обучения для работников, чтобы помочь им адаптироваться к изменениям на рынке труда. Важно, что компании становятся более гибкими в подходах к найму и карьерному развитию работников, работают над созданием инклюзивной рабочей среды и предлагают различные варианты занятости и возможности для обучения и внутренних переходов.

«Предполагаю, что гендерный баланс в украинских компаниях и в дальнейшем будет трансформироваться под влиянием войны и ее последствий. Ведь меняется не только гендерный состав на должностях, но и профессиональные интересы женщин. Война стала для них, как вызовом, так и мощным социальным лифтом, способствующим преодолению устоявшихся стереотипов.

После войны темпы этих изменений будут зависеть от скорости восстановления экономики. Если появятся новые рабочие места и благоприятные условия для развития бизнеса, тенденция к расширению возможностей для женщин будет сохраняться.

Отдельный вызов — реинтеграция ветеранов, ведь не все смогут или захотят вернуться к своим довоенным профессиям.

Государство уже поддерживает женское предпринимательство и переквалификацию: более половины получателей грантов на открытие бизнеса и обучение — женщины. Однако долгосрочные изменения возможны только при условии комплексной стратегии развития страны», — резюмирует Дмитрий Карпенко.

 

К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка