Печатное слово: как книжный ритейл выживает во времена пандемии
Как книжные ритейлеры развивают свой бизнес во времена коронавируса и стали ли украинцы больше читать на карантине.
Развивать книжный бизнес в Украине — нелегкое дело. А в условиях пандемии, экономического кризиса и постоянных карантинных ограничений — это, вообще, задача повышенной сложности. В своем материале RAU выяснила: как книжный ритейл выживает во времена пандемии, какие тенденции господствуют в книжном бизнесе и что сейчас читают украинцы.
Как пандемия сказалась на книжном бизнесе
Несмотря на логичное предположение, что во времена перманентного карантина и удаленной работы украинцы должны больше читать, этого не произошло. Результаты исследований украинского книжного рынка, сделанного Украинским институтом книги, 2020 года по сравнению с аналогичным исследованием 2018 года говорит о достаточно неутешительной динамике: частота покупки книг в маленьких магазинах уменьшилась с 17% в 2018 году до 11% в 2020-м, на книжном рынке — с 14% до 10%, в крупных книжных сетях — с 18% до 12%, на книжных ярмарках — с 8% до 6%, напрямую у издательств — с 4% до 2%. Неизменной осталась только частота покупок в супермаркетах — 7%, интернет-магазинах — 6% и по каталогу — 5%.
О падении основных показателей говорят и игроки книжного бизнеса. Например, сеть книжных магазинов Буква начала 2020 год с ростом почти в 12%, однако в результате перманентного локдауна падение продаж в физических магазинах сети в прошлом году составило около 21% на кв. м торговой площади. Представитель издательства и собственной сети магазинов «Клуб семейного досуга» Иван Лопатченко рассказал, что карантин негативно отразился как на работе издательства, так и на продажах сети: «Падение выпуска новых книг составило не менее 30-35% по сравнению с 2019 годом. Через карантинные ограничения и прекращения продаж в книжных магазинах мы вынуждены были переносить выход запланированных книг с весны-лета 2020 года на более поздние даты, издательские планы пришлось несколько раз пересматривать «. Издательство KMBooks также сообщило об уменьшении тиража книг почти на 30%. А директор ООО «Форс Украина» Александр Кирпичев рассказал, что сейчас средний тираж книг в издательстве BookChef составляет около 1100-1200 экземпляров, тогда как в 2019 году этот показатель был 1500-1700 экземпляров. «По нашим оценкам, падение продаж на книжном рынке по сравнению с 2019 годом составляет 20-30%. Хотя в некоторых издательствах падение объема продаж возможно достигает и 50%», — отмечает Александр Кирпичев.
Причины таких неутешительных результатов — отмена почти всех книжных выставок и фестивалей, отмена живых презентаций и промотуров и неполноценная работа физических магазинов, через которые исчезли «эмоциональные» покупки «здесь-и-сейчас». А в украинском книжном ритейле обычно именно офлайн-торговля обеспечивала высокие выручки, которые превышали онлайн-продажи.
По мнению начальницы аналитического отдела Украинского института книги Ирины Батуревич ожидаемого всплеска чтения на карантине не произошло, поскольку встревоженные экономическими проблемами люди не настроены на чтение и дополнительные расходы, связанные с приобретением книг, а книжная онлайн-торговля в Украине не настолько развита, чтобы полностью компенсировать потери офлайна: «Книжные интернет-продажи, как и онлайн-активность издателей, не столь развиты в Украине, как и культура чтения, поэтому ситуация выявила, что не все были готовы к переходу в онлайн. Не в последнюю очередь — из-за значительного распространения пиратства «, — говорит Ирина Батуревич.
Онлайн спас
Основной тенденцией книжного ритейла является активное развитие онлайн-форматов: теперь здесь и презентуют, и продвигают, и продают, и книжные фестивали проводят.
В самой выгодной ситуации оказались интернет-магазины, которые уже имеют многолетний опыт онлайн-торговли. Например, CEO интернет магазина Yakaboo Иван Богдан сообщил, что их продажи в первом полугодии прошлого года выросли на 30%.
Александр Кирпичев отмечает, что сейчас каждая вторая книга продается через интернет-магазин. И хоть это полностью не компенсирует падение продаж в офлайне, однако спровоцировало определенные положительные изменения: во многих издательств заработали собственные интернет-магазины, начал активно развиваться рынок легальных продаж электронных и аудио-книг (например, интернет-магазин Yakaboo сообщил о 35- процентном росте продаж именно электронных и аудиокниг). Также магазины начали использовать новые способы и форматы продаж и продвижения книг. Например, PR-менеджер сети магазинов Буква Шитякова Кристина рассказала, что после карантина сеть открыла книжный магазин нового формата. Он значительно меньше как по площади, так и по ассортименту (здесь представлены только 10 000 из 50 000 книг сети), но главная особенность — цены, которые точно такие же как в интернет-магазине.
Исполнительный директор издательства Наш Формат Анастасия Никитина рассказала, что в прошлом году они вывели собственный интернет-магазин на первое место среди каналов сбыта книг, поэтому за счет скидок и акционных предложений, онлайн-продажи количественно выросли вдвое и обеспечили рост прибыли. А вот руководитель отдела продаж «Видавництво Старого Лева» Назарий Ковальчук рассказал, что интернет смог лишь частично компенсировать общее падение, поэтому многим издателям пришлось помимо прочего воспользоваться и грантовой помощью от государства, чтобы удержать свои показатели близкими к результатам 2019 года.
Читательский выбор
Сейчас украинцы стали больше покупать книги «для себя» и именно те, которые хотят сразу прочитать. Значительно меньше покупают «про запас» и подарочные издания. Все больший спрос приобретают интерактивные книги и те, которые имеют дополнительные преимущества (например, книги с QR-кодами, которые ведут на youtube-ролики и т.п.). Сеть Буква отметила, что во время карантина вырос спрос на кулинарные книги. Очевидно, это связано с тенденцией домашнего питания. Также среди топов находятся книги по саморазвитию, психологии, детективы и детские книги.
Важный тренд — рост популярности книг от украинских авторов и напечатанных на украинском языке. Так, все опрошенные издатели и книжные сети своими главными бестселлерами назвали именно книги современных украинских писателей среди которых «Сторітелінг для очей, вух і серця» Марка Ливина, «Фізика. Основи і механічний рух» учителя и видеоблоггера Павла Виктора, «Big money. Принципы первых» Евгения Черняка, «Дмитро Дубілет. Бізнес на здоровому глузді. 50 ідей, як домогтися свого» автора Тимура Вороны, «Справа Василя Стуса» Вахтанга Кипиани, «Як виходити заміж стільки разів, скільки захочете» Ирэны Карпы, «#ГАЛЯБЕЗГОЛОВЫ» Любко Дашвар и книги современных украинских писателей Светланы Талан, Дарьи Гнатко и Андрея Кокотюхи.
По данным исследования УИК в прошлом году впервые за историю независимой Украины интерес к книге на украинском языке превысил интерес к русскоязычной — по сравнению с 2018 годом в 2020 году продажи украиноязычных книг выросли на 32%. CEO интернет магазина Yakaboo Иван Богдан также отметил чрезвычайную популярность украиноязычных книг: «В 2018 году каждый второй покупал книги на русском языке. Но с 2019 года начало расти количество проданной украиноязычной литературы. В сентябре 2019 продажи украиноязычных книг составили 50%, а в августе 2020 — 63%. Тенденция однозначно в пользу украинской книги».
Тенденции книжного бизнеса в 2021 году
Ирина Батуревич с Украинского института книги предполагает, что в этом году будет всплеск посещений магазинов и литературных событий, по которым читатели очень соскучились. Однако в условиях почти 50% падения тиражей, восстановление книжного рынка до показателей 2019 года почти невозможно.
Главными тенденциями в книжной сфере в этом году будут:
- развитие онлайн-платформ и инструментов;
- сокращение тиражей, но расширение количества названий;
- рост цены за книгу;
- рост спроса на нон-фикшн как «полезную» литературу (бизнес-литература, литература для саморазвития и т.п.);
- увеличение ассортимента в дорогой ценовой категории;
- интерес к интегральному чтению — комплексного инструмента удовлетворения информационных потребностей (например, книга+подкаст+видеоканалы+лекции автора).
Читайте также —
Иван Богдан, Yakaboo: Враг книжного рынка – пиратская и контрафактная продукция