Дмитрий Ануфриев, Deloitte: Восстановление рынка ритейла уже началось
Колонка партнера департамента финансового консультирования компании Deloitte Дмитрия Ануфриева о перспективах украинского ритейла и факторах, сдерживающих его развитие.
Також матеріал доступний українською.
После кризиса 2014-15 годов розничный рынок Украины начал свое восстановление, впервые демонстрируя рост товарооборота в 2016 году. По данным Госстата, оборот розничной торговли в Украине за 9 месяцев 2016 года составил 829,8 млрд грн, что на 3,3% больше, чем в январе-сентябре прошлого года.
Положительные тенденции
Позитивные изменения на рынке также подтверждает выход новых зарубежных (хоть и в основном по франчайзинговой модели) и украинских брендов. В 2016 году в Украине появился ряд новых брендов из Италии (Tezenis, Atos Lombardini, Isabel Garcia), Германии (Steiff), США (Converse), Турции (KIWI) и Египта (Ravin jeans). В торговых центрах открылся ряд магазинов украинских брендов, таких как Kids Republic, Miracle Me, Goldi. Динамика FMCG розницы в 2016 году также позитивная – наблюдается открытие магазинов по всей территории Украины. Среди наиболее активно развивающихся сетей – Eva, Watsons, ProStor, ATБ.
Выигрывают от оживления розничного рынка девелоперы – спрос на торговую недвижимость вырос. Если в 2014 году уровень вакантности торговой недвижимости в Киеве составлял 7,3%, то ко второму кварталу 2016 он снизился до 4,1% (по данным Colliers International).
О потенциале развития розничного сегмента в Украине свидетельствуют несколько факторов.
Во-первых, до кризиса 2014-15 годов розничный рынок в Украине являлся одним из наиболее динамичных среди стран Центральной и Восточной Европы. Восстановление этого рынка уже началось, а значит можно ожидать дальнейшей положительной динамики.
Во-вторых, в Украине насыщенность городов-миллионников торговыми центрами значительно ниже, чем в ближайших европейских странах. Например, в Киеве, который является наиболее развитым с этой точки зрения городом, этот показатель составляет всего 368 кв. м на 1 000 жителей, по сравнению с 734 кв. м/1 000 жителей в Праге или 1 068 кв. м/1 000 жителей в Братиславе.
Стоит отметить достаточно медленные темпы введения в эксплуатацию новых торговых площадей, в том числе из-за пересмотров планов завершения строительства или их заморозки. Тем не менее, согласно прогнозам Ukrainian Trade Guild, в 2017 году ожидается ввод в эксплуатацию около 400 тыс. кв. м.
Сдерживающие факторы
Основные факторы, сдерживающие инвестиции в ритейл и девелопмент, те же, что и в отношении всей инвестиционной привлекательности Украины – коррупция, слабая защита кредиторов/инвесторов, макроэкономическая нестабильность, ограничение на вывод дивидендов, низкая платежеспособность населения. Кроме того, на розничный рынок негативно влияют непрозрачные бизнес процессы, такие как отсутствие контроля за розничным товарооборотом, наличие серого импорта, неофициальные зарплаты персоналу.
Со стороны девелоперов серыми зонами остаются:
- получение разрешения на строительство
- подключение к сетям
- неоднозначные трактовки налогового законодательства
Устранение этих проблем увеличит интерес иностранных инвесторов, которые вот уже много лет не решаются зайти в Украину.
Пока что основные инвестиции в украинский рынок делают местные игроки, как в развитие существующего бизнеса, так и в приобретение нового. Среди заметных M&A сделок в 2016 году – приобретение инвестиционной компанией Dragon Capital логистических центров East Gate Logistic и West Gate Logistic, расположенных в Киевской области, а также торгового центра «Пирамида».
Для сильного импульса к развитию рынка необходимы более существенные кредитные ресурсы и внешние инвестиции как со стороны портфельных, так и стратегических инвесторов. О том, как привлечь эти ресурсы в ритейл и девелопмент – поговорим уже 1 декабря на Retail&Development Business Summit 2016.
Читайте также —
Первая сессия RDBS-2016: «Инвестиционный климат в ритейле и девелопменте» (обновляется)