Дефицит брендов. Импорт одежды в Украину упал на 60%, а H&M и Zara не спешат открываться. Есть ли шанс у украинских производителей

Дефицит брендов. Импорт одежды в Украину упал на 60%, а H&M и Zara не спешат открываться. Есть ли шанс у украинских производителей

06.06.2022 08:45
  1231
Дарія Осіїк

Из магазинов исчезает брендовая одежда. Причин несколько – падение спроса и проблемы международных ритейлеров с оплатой заказов. Но это шанс для украинских производителей одежды, у которых тоже много проблем. Forbes рассказывает, смогут ли украинские модные бренды воспользоваться этим шансом.

«Товара на складах достаточно, но не весь актуален, – говорит CEO мультибрендового fashion-ритейлера ARGO Павел Савчук. – Продаем то, что приехало в январе – феврале». ARGO, который в Украине имеет 52 магазина, где продаются бренды Benetton, Mango и другие, сократил импорт более чем вдвое. Не все летние коллекции, обычно завозимые в Украину в марте-апреле, доехали до ТРЦ, говорит Савчук.

Импорт одежды и обуви во время войны, по оценке консалтинговой компании Pro-Consulting, снизился почти на 60%. Международные fashion-бренды – основные игроки украинского ритейла. В 2019-20 годах, по данным ассоциации Укрлегпром, они заняли более половины всего рынка, еще более 30% – контрабанда и секонд-хенд, украинские производители завоевали только 11%. Все они делили рынок в объеме почти 60 млрд грн.

На украинский рынок вернулись не все международные операторы. Например, закрытые магазины Zara, Pull&Bear, Bershka и шведский H&M.

А сеть Intertop, в портфеле которой более 200 мировых брендов, завезла в Украину только 40–45% заказанных еще до войны коллекций. Их, как и другую одежду, стало сложнее заказывать: банки перестали гарантировать оплату долгов ритейлеров.

К тому же одежда, например, футболки и обувь, не входят в перечень критического импорта, который ввели в начале войны. Поэтому компании не могут закупать валюту для оплаты одежды или обуви. «Уже идет заказ коллекций на весну – лето 2023, – разводит руками CEO Intertop Украина Сергей Бадритдинов. – Мы даже не можем заплатить долги, чтобы заказать хотя бы что-нибудь».

В дефиците окажется легкая летняя одежда, говорит Савчук из ARGO. «Если валютные ограничения не ослабят, нехватка одежды и обуви усилится еще сильнее полугода, — объясняет Бадритдинов. — Будет дефицит. В Украине производят только 20% одежды и обуви. Этого недостаточно». В ARGO, чтобы избежать проблемы с оплатой, заказывают одежду через компании партнеров в Европе. «По сути переводим задолженность с поставщика на них, – объясняет Савчук. – Это трехсторонние договоры».

Компания также частично заменяет бренды, которых недостаточно в магазинах, одеждой собственной марки Equilibri. Его отшивают подрядчики под Одессой и на западе Украины и через несколько недель доставляют в магазины. «Мы добавляем в ассортимент новые модели, которые производим под нужды рынка», – говорит Савчук. Например, патриотические футболки, пользующиеся спросом. До войны доля собственной марки на полке была 10-15%, сейчас может достигать 30%, говорит Савчук.

Шанс для украинских изготовителей?

Дефицит импортной одежды – шанс для украинских производителей, чтобы нарастить долю продаж. «Украинские бренды могут увеличить спрос на свою продукцию», – предполагает гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов.

Чтобы часть покупателей осталась у локальных игроков, нужно, чтобы магазины Zara и других игроков были закрыты около года, говорит Савчук из ARGO. У международных брендов достаточно рычагов для возвращения своей доли. Часть международных брендов уже идут на уступки: уменьшают долги на ввозимый товар или отдают коллекции с большими скидками, чем раньше.

«Предложение ограничено, и люди покупают украинское, – объясняет Савчук. – Степень патриотизма выше, чем до войны». В 2014 году волна патриотизма после Революции Достоинства повысила спрос на made in Ukraine. На ней поднялось несколько отечественных марок: VOVK, Must Have, Goldi и aTan.

«Сейчас ситуация другая – у людей нет денег», – говорит владелец сети aTan Андре Тан. Его сеть после 2014-го выросла втрое, до 52 магазинов (из них только 16 сегодня работают). Выручка открытых магазинов упала втрое, в некоторых случаях – в четыре-пять раз. Похожая ситуация и у других игроков рынка: у MustHave продажи в мае упали на 60%. У мультибрендовых ARGO и Intertop – на 30–40%.

Смог сохранить объемы на уровне прошлого года украинский производитель Goldi, у которого 25 магазинов. Помогли продажи повседневной одежды. «Но прошлый год – это тоже было выживание из-за пандемии», – говорит совладелец Goldi Олег Червонюк.

«Сейчас показатели хуже, чем до СOVID», – говорит совладелица Must Have Анна Коваленко. Поэтому ее компания на 50% сократила коллекцию на весенне-летний сезон, чтобы не накапливать остатков на складах.

Украинской одежды достаточно, чтобы заменить импорт. «У украинских брендов много остатков на складах», — говорит Тан. В свои магазины он отгрузил только 20% сшитой весенне-летней коллекции (в коллекции 65 000 единиц одежды). Остальную одежду, если ее не купят оптовики в Европе, появится в магазинах и летом 2023-го.

Чтобы вернуться к довоенным оборотам в суперконкурентной нише недорогой одежды, Тан выходит в Европу. Это единственный шанс не утонуть, а затем нарастить долю на рынке. Его магазины осенью за франшизой откроются в Австрии, Великобритании, Испании и Италии.

Но партнеры, которые хотят открывать или покупать одежду у него оптом, расценивают как риск то, что производство в Украине может пострадать и они останутся без товара. Чтобы избежать этого, склад с одеждой Тан планирует открыть в Европе, например, в Польше. Одна из его трех фабрик пострадала из-за боевых действий.

Еще одна цель – вместе с другими девятью брендами, среди которых одежда дизайнеров Лилии Литковской, Кати Сильченко – увеличить экспорт одежды. Чтобы получить заказы в Европе, Тан и компания поедут на выставки моды в Германию, Италию и Францию, где баеры закупают коллекции. Чтобы представить стенд с украинской одеждой, бренды привлекают финансирование у Европейского банка реконструкции и развития. Пока его еще не согласовали.

Но шанс зайти в нишу в Европе только в премиум-сегменте, отмечает Тан. «Теперь задача – создавать дополнительную стоимость товара и продавать его в Европе, – говорит он. – Наши дизайнеры уже доказали, что могут продаваться по всему миру».

Читайте также — 

https://rau.ua/ru/news/chasi-deficitu/

К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка