АЗС у дома: зачем ОККО покупать сеть магазинов КОЛО

АЗС у дома: зачем ОККО покупать сеть магазинов КОЛО

13.10.2021 08:00
  1041
Микола Маранчак

Эксперты рынка о том, как повлияет на рынок покупка сетью автозаправок ОККО крупнейшей столичной сети магазинов формата «у дома» КОЛО и зачем это концерну «Галнафтогаз» Виталия Антонова.

Читайте українською

О потенциальной сделке между двумя компаниями стало известно в начале октября. При этом переговоры о продаже могли начаться еще в летом, когда сеть КОЛО преодолела отметку в 250 торговых точек. Портал All Retail опросил экспертов о возможности и последствиях такой покупке. RAU выбрала ключевое из их ответов.

Органичная транзакция

Бывший генеральный директор АЗС WOG Сергей Корецкий считает, что если информация о возможной покупке ритейлера КОЛО сетью автозаправочных комплексов ОККО правдива, то это будет крутое стратегическое решение в направлении дальнейшего развития. «По сути, магазины на заправках — это и есть convenience stores, но привязанные к автозаправочному комплексу», — считает топ-менеджер, основавший в 2019 году сеть кофеен Idealist Coffee.

По мнению Корецкого, АЗС основных игроков в Украине уже давно перестали быть просто топливным ритейлом — они превратились в полноценный ритейл-бизнес с широким ассортиментом блюд, напитков и товаров to go (чем, по сути, и является convenience).

«КОЛО — это, все же, формат магазина у дома, но уверен, что это могла бы быть очень органичная транзакция. Во-первых, для компании ОККО, в которой работает централизованная логистика товаров, будет достаточно легко добавить к действующим 450 торговым точкам на заправках еще 100, 200 или 500 новых объектов. Конечно, для этого необходимо будет соответствующее совершенствование, оптимизация и настройка операционных процессов — но это уже техника. Также мне кажется, что формат магазинов может претерпеть некоторые изменения перехода в convenience. Во-вторых, не исключено, что на базе бренда КОЛО ритейл-оператором можно было бы заходить на другие заправки, потому что в Украине еще существует большое количество АЗС с низким уровнем качества нетопливных сервисов. Я думаю, что за этим будущее: когда ритейл-операторы будут заниматься на заправках именно ритейл-бизнесом, а горючее будет выступать лишь как один из элементов ассортиментной матрицы», — пояснил свою позицию бизнесмен.

Данная (гипотетическая) сделка приведет к полноценному выходу инвестиционной группы, в которую входит сеть АЗС ОККО, на обширный рынок продуктового ритейла. К такому мнению пришел Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», директор департамента развития аптечной сети АНЦ.

«Это может стать отличной коллаборацией, поскольку формат КОЛО хорошо подходит для размещения на АЗС. Продуманный и компактный концепт — ничего лишнего. А ОККО может постепенно все глубже проникать в городскую среду (в Европе АЗС зачастую расположены прямо в городских кварталах возле жилых домов, чередуясь с теми же продуктовыми минимаркетами). Вопрос только в том, сколько времени и средств потребуется ОККО, чтобы вывести КОЛО на уровень положительной рентабельности», — подчеркнул он.

Все ради маржи

В компании Deloitte в Украине считают, что украинские АЗС в будущем могут начать выходить на рынок общественного питания — например, приобретая мировые франшизы в этой сфере. «В Западной Европе магазины и кафе при заправках генерируют уже более половины прибыли для АЗС — то есть основным источником формирования прибыли стали не продажи бензина и дизельного топлива, а «шоколадки и хот-доги», — говорит руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции Deloitte в Украине Александр Ямпольский. — В Украине этот показатель еще не такой, но он уверенно растет. Поэтому неудивительно, что ведущие украинские АЗС смотрят в сторону развития сетей магазинов и кафе. Мы знаем о подобных сделках в других странах. Например, британская сеть АЗС EG Group приобрела сеть местного дискаунтера ASDA. Это позволило группе увеличить показатель EBITDA почти на 6% и успешно развивать направление «магазинов у заправки».

По словам Александра Ямпольского, приобретение сети магазинов позволяет АЗС увеличить свое присутствие в определенных регионах, где развивалась сеть. В данном случае — это Киев и Одесса, а также соответствующие области. Кроме того, такое приобретение дает возможность улучшать текущие бизнес-процессы на «околозаправочных» магазинах (например, в сфере логистики продуктов).

Подобного мнения придерживается и управляющий партнер Retail.Pro Артем Ретин. «Для ОККО продуктовый ритейл не такой уж и «непрофильный» бизнес: у компании уже есть опыт управления продуктовыми магазинами Tobi, а также есть свои магазины при большинстве АЗС. Я думаю, что ОККО, в первую очередь, хочет диверсифицировать свой топливный бизнес, а во-вторую — за счет увеличившегося сбыта планирует значительно улучшить условия закупок у поставщиков. В случае покупки КОЛО, с большой вероятностью, ОККО значительно расширит свой ассортимент private labels, а это позитивно отобразится на марже общего бизнеса», — констатировал эксперт.

Перспективная история

В среднесрочной перспективе горючее, как конкурентное преимущество, точно перестанет быть таковым — через единые стандарты качества топлива, а также в связи с развитием сегмента электромобилей и другими факторами. К такому умозаключению пришел бывший генеральный директор АЗС WOG. «Если такая транзакция действительно состоится, это точно повысит капитализацию ОККО с точки зрения любой возможной будущей монетизации — IPO, партнерство или продажа», — считает Сергей Корецкий. Convenience store — это точно перспективная история в Украине. У нас очень много сильных региональных операторов этого формата и этот сектор достаточно хорошо развивается. Я считаю, что это была бы очень выгодная сделка для ОККО, если они сделают шаг в этом направлении.

Его мнение поддерживает Артем Ретин. «Основное преимущество для рынка от этой сделки по сути одно — за счет того, что АЗС ОККО находятся по всей стране и логистика уже налажена, ОККО гораздо быстрее сможет расширить свою сеть по всей территории Украины», — добавил топ-менеджер. В то же время ни один из экспертов не дает своих прогнозов, когда сделка может состояться и о какой сумме идет речь. По оценкам Forbes стоимость такой сделки может достигать $15-20 млн, но состоится ли она — станет известно лишь в будущем.

Читайте также —

Рестораны Дмитрия Борисова представят свои блюда в сети магазинов КОЛО


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка