12 лучших: топ ритейлеров по обороту в 2022 году

12 лучших: топ ритейлеров по обороту в 2022 году

07.04.2023 09:00
  3024
Костянтин Симоненко

Согласно данным, которые опубликовал Опендатабот со ссылкой на данные Минцифры и Госстата, в прошлом году самая большая выручка была у предприятий сферы оптовой и розничной торговли, поставки электроэнергии и газа. RAU выбрала 12 компаний, причастных к сфере ритейла и электронной коммерции.

Первые по размеру дохода

Как свидетельствуют данные Опендатабот, из 100 компаний, показавших крупнейший товарооборот в Украине в прошлом году, около трети работают в сфере оптовой торговли. В сфере розничной торговли и электронной коммерции насчитывается 12 компаний. Среди них самая большая по количеству торговых точек сеть супермаркетов АТБ. По показателю дохода в размере 148,3 млрд грн она заняла второе место, уступив только возглавляющей рейтинг компании Нафтогаз.

В десятку лучших с показателем 70 млрд грн дохода за 2022 год также попала сеть супермаркетов Сільпо, которую развивает Fozzy Group. Однако обе лидирующие компании по понятным причинам не дотянули до довоенного уровня товарооборота. АТБ не хватило совсем чуть-чуть – 400 млн грн, а Сільпо смог продать товаров на 2,8 млрд грн меньше, чем в 2021 году.

Больше всего упали обороты у Metro C&C Ukraine – на 5,8 млрд грн и за прошлый год сеть наторговала только 20,1 млрд грн.

Значительное сокращение дохода показали также сети Comfy (-3,2 млрд грн), Varus (-3,1 млрд грн), а также крупнейший онлайн-ритейлер в Украине Rozetka (-2,8 млрд грн) и сеть магазинов EVA (-2,3 млрд грн), работающая в сегменте drogerie. Это достаточно большие потери, учитывая, что обороты этих компаний колеблются в пределах 10–20 млрд грн.

Однако ряд компаний все же смогли нарастить доход, несмотря на все сложности военного времени. Так, на первом месте по динамике прироста находится компания «Выгодная покупка», развивающая сеть магазинов Аврора. Ее доход составил 14 млрд грн, что на 8,2 млрд грн больше, чем в 2021-м. Работу e-commerce и не только обеспечила в трудные времена Нова пошта, поэтому не упомянуть ее в этом рейтинге будет неправильно. Так, оператор доставки Нова пошта, сейчас активно осваивающая европейский рынок, получила доход в 2022 году в размере 23,7 млрд грн, что почти на 2 млрд грн больше, чем в 2021-м.

Так же, хоть и с более скромными результатами, на позитиве закончили 2022 год сети супермаркетов Велмарт и Велика кишеня (оба развивает компания Фудком) и компания Таврія В с сетью одноименных супермаркетов и жестких дискаунтеров Пюре. Их результаты соответственно на 800 млн грн и 900 млн грн лучше предыдущего года. Точно так же еще один продуктовый ритейлер Фора нарастил обороты на 700 млн грн.

Накопленные убытки

Однако размер дохода далеко не всегда коррелирует с прибыльностью бизнеса. К примеру, сеть Сільпо, которая по обороту находится на втором месте, оказалась первой по убыткам. Если в 2021 году ее убытки составили 1,8 млрд грн, то уже по итогам прошлого года они выросли на 5,6 млрд грн, составив 7,4 млрд грн. Это почти втрое больше убытков другой продуктовой сети Novus, чья прибыль показала в 2022-м отрицательный результат в размере 2,5 млрд грн при обороте в 16 млрд грн. К сожалению, отсутствие статистических данных не позволяет сравнить эффективность работы этой сети с показателями 2021 года. В то же время, еще одна иностранная сеть Metro C&C Ukraine сменила миллиардную прибыль в 2021 году на 500 млн грн убытков в 2022-м. То же произошло с украинским продуктовым ритейлером Varus, который сменил прибыль в 200 млн грн на убытки в размере 70 млн грн. Что смотрится даже неплохо, учитывая значительные потери выручки у обоих FMCG-операторов.

Самые прибыльные операторы

Из двенадцати компаний прибыль в 2022 году показали восемь операторов: АТБ, Аврора, Фора, Rozetka, Comfy, EVA, Велмарт и Таврія В. Однако улучшить результаты прибыльности бизнеса удалось только Аврора (и это лидер по наращиванию прибыли – на 1,9 млрд грн), EVA (+200 млн грн), Велмарт и Велика кишеня (+ 110 млн грн), а также Rozetka (+70 млн грн) и Таврія В (+20 млн грн). Фора также смогла улучшить результат на 4 млн. грн.

Больше всего удалось заработать сети АТБ – почти 3 млрд грн прибыли, но этот результат оказался хуже на 5,5 млрд грн чем позапрошлогодние показатели при почти аналогичном обороте. Также Нова пошта при наращивании дохода в 2022 году не смогла «переплюнуть» свои достижения в 2021-м: 2,1 млрд грн прибыли против 2,6 млрд грн соответственно.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка