Ростислав Кисиль, Meest: Бесконтактность и диджитализация в 2021 году
Основатель и президент почтово-логистической группы компаний Meest Ростислав Кисиль рассказал Lb.ua, что ждать бизнесу в 2021 году.
Читайте українською
Это будет год дистанции. Бесспорно, это был один из главных трендов в 2020 году, и он будет оставаться с нами и в дальнейшем. Столкнувшись с коронавирусом, люди были вынуждены попробовать много дистанционных сервисов, которые в 2021-м продолжат внедряться в повседневную жизнь: крупнейшие компании и офисы уже сделали заявления, что не намерены возвращать сотрудников в офисы: формат удаленной работы оказался более эффективным; школы и университеты разрабатывают онлайн-программы для обучения; бизнес-встречи проходят в Zoom и Google Meet далее.
Забота о себе оставаться трендом номер один. Продукты и услуги должны облегчать жизнь пользователей, вызвать у ощущение комфорта и покоя. Именно этот тренд, а также стремление потребителей к бесконтактности, подтолкнули Meest к развитию услуг доставки через почтоматы — без очередей и лишнего общения с людьми. Сейчас эти почтоматы — единственные в Украине, через которые можно не только получать, но и отправлять посылки.
Пытаясь усовершенствовать цифровой опыт, который получили клиенты за время карантина, Meest сделал для них отправку не только бесконтактной, но и максимально простой и удобной. В 2021 году помогать с отправкой и получением посылок будут новейшие диджитал-технологии — чатботы в Viber и Telegram. А если вложить в почтомат посылку до 11:00, в Киеве даже можно воспользоваться сверхбыстрой бесконтактной доставкой за 5 часов. Ведь экономию времени, по нашему мнению, можно отнести к тренду «забота о себе».
Тотальная диджитализация продолжится
2020-й дал мощный импульс к развитию электронной коммерции. Почти все потребители получили опыт онлайн-расходов и оценили пользу такого шопинга, благодаря экономии времени и доставке изо дня в день. Популярность онлайна подчеркивают и опросы TNS — по данным компании, у более чем 60% украинцев интернет прочно вошел в повседневную жизнь. Офлайн уходит на второй план — сайты и приложения становятся главными каналами обслуживания. Поэтому чем скорее бизнес найдет онлайн-площадки для реализации собственных товаров и услуг, тем больше шансов выдержать удары, которые может нанести вирус бизнес-процессам в будущем. Не следует забывать и о собственной службе доставки или сотрудничестве с почтовыми операторами, которые могут помочь наладить процессы. Так, например, в течение декабря и января, мы в Meest не брали плату за доставку товаров через почтомат, в том числе и из интернет-магазинов. Уверен, для многих это стало хорошим поводом попробовать новый для себя способ доставки.
Бизнес должен становиться более ответственным. Развитие многих стран мира тесно связан с беспощадной эксплуатацией окружающей среды. Однако, по версии ООН, такой подход может затормозить развитие всего человечества, и нынешняя пандемия COVID-19 является тому доказательством. Об этом говорится в докладе Программы развития ООН (ПРООН). Более того, его авторы уверены: пандемия коронавируса — следствие отношения человека к природе. Поэтому странам предложено пересмотреть пути достижения благосостояния — уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. В противном случае кризисов, подобных COVID-19 в будущем не избежать.
Лично мы в Meest с 2016 года при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) реализуем экологическую инициативу «Зеленая логистика». Она меняет подходы к утилизации и переработке отходов, а также внедряет экотехнологии во всей цепочке процессов доставки.
В частности у нас действует услуга «4Д: Доставка Дружня До Довкілля». Доплатив всего 1 грн, любая компания может сделать свои отправления экологически чистыми. Ведь по данным консалтинговой компании EcoArt, именно такая сумма нужна, чтобы компенсировать 2 кг СО2 — объем парниковых газов, образующегося при доставке. Все деньги мы направляем на высадку деревьев или другие проекты по поглощению вредных выбросов.
Считаю экологичность одним из важнейших трендов 2021, ведь уже сейчас страхи, связанные с изменением климата или токсичностью часто влияют на поведение и выбор покупателей. Ежедневно доля тех, кто ожидает от бренда защиты окружающей среды, увеличивается. Все это должно подталкивать компании к устойчивому и экологическому ведению бизнеса.
Умение трансформироваться
Если говорить о положительных последствиях вируса, он научил бизнес главному: быть готовым к неожиданным событиям. В течение года менялось все: привычки потребителей, их стиль жизни, способ потребления продуктов и остальные, казалось бы, вечные ценности. Компании, в свою очередь, были вынуждены адаптировать бизнес-процессы в соответствии с новыми запросами.
Только активно двигаясь и постоянно адаптируя собственные сервисы можно успеть за COVID-19. Трансформации станут нормой для бизнеса в 2021 году. Не стоит ждать возвращения докоронавируснои эпохи.
Читайте также —
Ростислав Кисиль, Meest: Как монополия убивает рынки и почему это плохо