Как развивался и пережил национализацию маркетплейс ПриватМаркет
Год назад, в январе 2016-го, команда ПриватБанка, которой руководил Дмитрий Дубилет, запустила небанковский продукт – маркетплейс ПриватМаркет.
Как пишет AIN.UA, на маркетплейсе продавцы получили возможность размещать информацию о компании, товарах, услугах, искать покупателей среди клиентов банка, и участвовать в тендерах. Для рядовых пользователей через несколько месяцев появился агрегатор товаров, которые можно купить, в том числе в рассрочку, прямо на странице площадки.
«Главная цель проекта — продажа небанковских продуктов. Одна из основных наших гипотез состоит в том, что мы, как банк, знаем многое о своих клиентах, включая их потребности. Поэтому, можем быть в нужном месте в нужное время со своими предложениями», — рассказывает нынешний руководитель ПриватМаркета Анатолий Рогальский.
Клиентов, чьи потребности знает Приват, много. Банк обслуживает 3,2 млн пенсионеров, 500 000 студентов, 500 000 ФОП и 600 000 малых и больших предприятий. Около 3,6 млн работников имеют в банке зарплатные карты. Всего, как утверждала глава НБУ Валерия Гонтарева, финучреждение имеет 20 млн вкладчиков.
Как и какие данные о клиентах использует Приват? «Например, у нас есть страховки на авто. По этому признаку можем выбрать людей с автомобилем. Мы видим как часто человек делает покупки в интернете, его цель накоплений в «Копилке», читает ли он наши письма и многое другое», — объясняет Рогальский. Анонимизированные данные по выбранным критериям банк использует в рекламных коммуникациях как по ПриватМаркету, так и по другим, более традиционным банковским продуктам.
По сути, ПриватБанк имеет 20-миллионный рынок своих клиентов, о которых он уже много знает и которые привыкли пользоваться его банковскими сервисами. За счет этого он может лучше продавать им продукцию других магазинов (b2c-маркетплейс), помогать компаниям-клиентам самим выходить в ecommerce-сегмент и участвовать в государственных и коммерческих тендерах. При этом, в процессе Приват может продолжать продавать банковские услуги.
Бизнес для бизнеса и государства
При запуске ПриватМаркета команда сперва нацелилась на бизнесы. В январе прошлого года стартовал b2b-раздел площадки, содержащий справочник юрлиц и направление с тендерами для площадки ProZorro. За счет интеграции с банковскими сервисами участвовать в тендерах государственной электронной системы закупок клиентам Привата проще через «Маркет». Поэтому основным KPI для команды являлся процент участия в тендерах, который ПриватМаркет обеспечивал для всех торгов на ProZorro за месяц. В банке отказались раскрывать этот показатель, но сообщили, что к декабрю процент приблизился к двузначной цифре.
Компании, участвующие в торгах через площадку банка, получают ряд преимуществ. Авторизация происходит через Приват24, что лишает необходимости заполнять регистрационные формы и верифицировать участие первым платежом. Как утверждает руководитель тендерного направления ПриватМаркета Артем Калашников, благодаря этому компания подтверждает участие в тендере через 3-5 минут после авторизации на площадке. «У конкурентов это может занять несколько дней, ведь нужно заплатить вперед и подписывать бумажные договора», — объясняет он. Площадка Привата также работает с клиентами без депозитных платежей: «сначала выигрывай тендеры, а потом за них плати».
Еще одна ниша в сфере закупок для ПриватМаркет появилась в конце октября с запуском открытой системы для коммерческого сектора Rialto. Маркетплейс банка подключился к ней в ноябре, став вторым после SmartTender.biz. Теперь помимо Привата с ней работают Zakupki.Prom.ua, «Державніторги онлайн» и еще три площадки готовятся к подключению. С начала работы системы в Rialto зарегистрировалось 40 000 поставщиков и было оглашено 948 тендеров.
Задачи у ПриватМаркет по этой системе такие же, как и для ProZorro. По проценту участников торгов, который привела площадка, она занимает второе место и имеет большой отрыв от третьего. На старте, ПриватМаркет обеспечивала до трети участников торгов Rialto, но на ее долю серьезно повлияло подключение площадки по закупкам Prom.ua, а затем и национализация. «Сейчас мы наблюдаем возвращение участников к нам и будет работать над привлечением новых пользователей», — рассказывает Рогальский.
Незаметная рассрочка
Для рядовых пользователей ПриватМаркет стартовал в мае 2016 года. «На отладку процессов и привлечение ключевых продавцов на рынке нам понадобилось четыре месяца. Затем мы начали инвестировать в продажи и каждый месяц росли в два раза по продажам», — рассказывает Рогальский.
Конкретных цифр менеджер не называет, но говорит, что 70% всех покупок пользователи делают в рассрочку. Процент невыплат «не высок, как и в целом по банку». Редакции AIN.UA удалось выяснить, что месячный оборот площадки исчисляется в миллионах гривен, а количество транзакций измеряется тысячами.
Покупая что-то на ПриватМаркет пользователь может сполна ощутить «синергию с банковскими продуктами» Привата. Если выбрать товар с того же браузера, что обычно используется для входа в Приват24, и нажать кнопку «Оформить заказ», то система предположит, что перед ней может быть тот же пользователь, что заходит и в онлайн-банкинг. Если это подтвердить, то «Маркет» подтянет информацию о ФИО, email и телефоне, хоть и частично скрытые. Стоит выбрать карту, адрес доставки, нажать кнопку оплатить и сумма за товар будет списана со счета пользователя. Так, редакция AIN.UA почти обзавелась очистителем воздуха, но, к счастью, оплату можно отменить в течение четырех часов. Раньше, как объясняет Рогальский, последним шагом был ввод пароля из SMS. Но команда решила его убрать и это положительно повлияло на воронку продаж даже с учетом отмененных в последствии заказов. «Можно сказать, что мы сделали самый удобный чекаут для оформления рассрочки для клиентов ПриватБанка», — говорит он.
Государственные планы
Под конец 2016 года Кабмин объявил о национализации ПриватБанка. Если относительно принадлежности системы Приват24 государству есть вопросы, то, по утверждению руководителя проекта, ПриватМаркет полностью перешел в ведение Минфина. Все, от кода площадки до торговой марки, уже является государственной собственностью.
Кардинальных изменений в работу небанковского проекта это не принесло. После ухода Дмитрия Дубилета из финучреждение, место руководителя ПриватМаркета занял Рогальский, который ранее занимался направлением b2c. Кроме этого, «в команде изменений нет и не планируется», — утверждает новый IT-директор банка Александр Дрелинг.
«Новое руководство с оптимизмом приняло наш проект. Все таки в рамках банка это стартап, который пока генерирует значительно меньше прибыли, чем флагманские направления», — рассказывает Рогальский. Его начальник настроен даже более уверенно: «Я лично поддерживаю данный проект. Более того, он был утвержден правлением банка как стратегическое направление».
Все же после национализации в проекте немного переменился вектор развития. Основные силы направили на разработку функциональности для госзаказчиков в системе ProZorro. Пока компании могут только участвовать в тендере, но с марта месяца через ПриватМаркет можно будет и выступить организатором. «Новое правление и государство заинтересовано в прозрачном проведении тендеров ProZorro, что мы поможем обеспечить. К тому же, сейчас в первую очередь нам нужно перевести туда закупки ПриватБанка, — говорит Рогальский.
Первую половину 2017 года команда проекта планирует привлекать организаторов торгов в лице госорганов и поставщиков на тендерную площадку. Во втором полугодии Рогальский хочет снова сосредоточиться на продажах частным лицам. «Но буду стараться делать все параллельно. Глобально мы планируем вырасти по всем показателям в 3-3,5 раза в 2017 году», — утверждает менеджер.
Источник: AIN.UA
Читайте также —
Біс паніки: як користувачі соцмереж жартували про націоналізацію Приватбанку