Дмитрий Покотило, F.ua: Первую версию сайта написал знакомый программист за $300

Дмитрий Покотило, F.ua: Первую версию сайта написал знакомый программист за $300

22.11.2016 09:01
  390
Ukrainian Retail Association

Основатель интернет-магазина F.ua Дмитрий Покотило о старте в бизнесе, работе компании в кризис и дальнейших планах развития проекта.

Також матеріал доступний українською.

Интернет-магазин F.ua (ранее Fotos.ua) – один из старожилов украинского рынка онлайн-торговли. Он был основан в 2003 году и до сих пор является одним из лидеров по обороту в Украине. Как компания начинала свой путь в e-commerce, за счет чего удавалось переживать кризисы, и как будет развиваться дальше в интервью порталу AIN.UA рассказал ее основатель Дмитрий Покотило.

О старте бизнеса и его развитии в онлайне

Сначала у меня был киоск на Подоле — начинали с копировальных услуг, потом начали продавать фотопленку, затем фотоаппараты, а впоследствии стали печатать фотографии. После этого открыли торговые точки в универмагах. Импульсом к развитию в онлайне, наверное, послужил наш конкурент — владелец точно такой же точки, который продавал товар через газету объявлений Авизо и сильно демпинговал. Как только он начал ставить нам палки в колеса, я решил точно так же портить ему жизнь, поэтому мы тоже снизили цены по Авизо. Тогда все что угодно продавалось через газеты, как сейчас через OLX. Это было время зарождения каталожной торговли.

Какого-то ключевого фактора для запуска в онлайне не было: есть товар для продажи, есть компьютер. Мы даже не оглядывались на конкурентов, просто решили запускаться. Знакомый программист за $300 написал первую версию сайта, она была даже без админской части.

На старте работали с Юг-Контрактом. Он был дистрибьютором Фокстрота и с ними мы быстро договорились. Сначала мы торговали только фототехникой, потом расширились. За пару лет вышли в лидеры среди всех интернет-магазинов уанета (если не считать прайс-агрегаторы).

О работе в кризисы 2008-го и 2014-15 годов

В 2008 было довольно сложно, мы потеряли долю рынка. Не знаю, как тогда получалось развиваться у Rozetka.ua. Возможно, у них уже тогда была возможность работать по гривневым кредитам или гривневым договорам с поставщиками.

В конце 2008-го — начале 2009-го весь товар, все договора, обязательства заключались в долларах, курс пересчитывался каждую минуту. В эту секунду товар стоил 100 грн, а через час — 200 грн. Многие магазины в тот период, насколько мне известно, везли покупателю товар без обязательства держать цену и с привязкой к курсу.

Если у нас тогда заказывали по 100 грн, мы и продавали за 100 грн. Обсуждали тогда, что делать, был даже выбор на этот период закрыться и переждать. Но я решил, что мы точно не будем продавать по такой схеме, когда покупателю товар доставляют по другой цене, чем изначальная. В результате решили не закрываться, но из-за этого «влетели» на много денег.

В 2014-15 годах тоже были курсовые колебания (доллар поднимался до 40 грн на черном рынке), но договоры были в гривне, поэтому в этот раз удар на себя приняли производители и поставщики. После этого многие иностранные магазины закрыли свои представительства в Украине. Насколько я помню, BonPrix закрылся и приостановил работу в Украине. Но сейчас он опять работает.

О том, как изменился потребитель за последние 15 лет

Раньше покупатели покупали в онлайн-магазинах, потому что «в интернете дешевле». Сейчас, конечно, по многим позициям это уже не так, а в некоторых категориях товар может быть дороже, чем в кирпичных магазинах.

Раньше покупатели приходили в интернет с уже подобранной моделью, чтобы ее купить и уйти из онлайна до следующего раза — через год или два, когда понадобится следующая. Возможно, сейчас какая-то часть покупателей все еще действует по этому алгоритму. Но большая часть идет в интернет уже на этапе выбора товара — даже те, кто собирается купить его в офлайне. В интернете уже не дешевле, зато проще выбрать именно то, что тебе нужно. Ведь здесь за короткое время можно собрать намного больше информации, чем от консультанта в магазине.

С другой стороны, покупатели стали более злыми, недоверчивыми. Если просмотреть отзывы на Hotline несколько лет назад, когда магазин в чем-то ошибался или покупатель не мог сориентироваться, он редко начинал сразу скандалить.

О ситуации на рынке и перспективах ecommerce

Объем продаж не падает. Мне тяжело говорить за всех участников рынка, но судя по всему, какого-то роста или бума тоже нет. И не будет, пока не появятся доступные кредиты в банках, как лет пять назад. Имею в виду дешевые (около 13-15% годовых) и простые в оформлении кредиты.

А скачок на рынке может произойти, когда люди поймут, что покупать в интернете удобно, а все неудобства покупки в онлайне исчезнут. К примеру, когда поставщики, дистрибьюторы брендов всерьез возьмутся за автоматизацию процессов с магазинами. Чтобы не было случаев, когда на сайте магазина на товарную позицию одна цена, а в реальности — другая. Причиной купить что-то в интернет-магазине должна быть не цена, а в первую очередь удобство.

У нас до сих пор есть часть людей, которая никогда не покупала в интернете. Они думают, что им важно пощупать товар перед приобретением. Но время изменит пользовательские привычки.

О планах развития интернет-магазина

В первую очередь планируем уйти со старого движка, на котором сидим еще с 2008 года. Сайт уже частично работает на новом движке. На старом осталась, по-моему, только «Корзина».

На очереди — доработать мобильную версию сайта. Это то, что надо было сделать «на вчера». Та мобильная версия, которая у нас сейчас, была сделана чуть ли не в 2008 году и практически не менялась. Она морально устарела, при том, что количество трафика с мобильных устройств сейчас сильно растет. Я это понимаю и для нас это одна из приоритетных задач.

Также планируем вплотную приступить к переходу на украинский язык. Проект в разработке уже лет пять. Можно было бы конечно взять в пример тот же AliExpress, где половина контента не переведена, перевести меню и навигацию, а контент переводить уже по ходу. Но лучше сразу запустить полноценную версию, как мне кажется.

Источник: AIN.UA

Читайте также — 

История бренда или главное «F»: как Fotos.ua эволюционировал до F.ua


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка