История бренда или главное «F»: как Fotos.ua эволюционировал до F.ua

История бренда или главное «F»: как Fotos.ua эволюционировал до F.ua

13.10.2016 09:00
  2267
Іван Зайцев

Об истории компании, бренда, трансформации принципов работы и логотипа интернет-магазина рассказывает управляющий партнер F.ua Дмитрий Покотило.

fotos-f-ua-pokotiloДо 2003 года я занимался печатью фотографий, у меня было несколько точек. Поэтому когда мы с партнерами запустили интернет-магазин в феврале 2003 года, то отталкивались от названия, связанного с фототематикой. К тому же рабочий адрес электронной почты на тот момент у  меня  fotos@i.ua. Так появилось название Fotos.

Первоначальный дизайн интернет-магазина Fotos выглядел минималистично:

fotos-f-ua-1

Cкоро наш ассортимент заметно расширился, помимо фотоаппаратов и фототехники, мы стали продавать электронику и бытовую технику. Спустя полгода, в июле 2003 года, мы изменили дизайн:

fotos-f-ua-2

Именно тогда в первый раз у нас мелькнула идея о том, чтобы сменить название. Но, во-первых, постоянные покупатели и так знали, что мы торгуем не только фотоаппаратами. Во-вторых, мы активно рекламировались под брендом Fotos. Поэтому не стали переименовываться. Хотя и видели, что новые клиенты были сильно удивлены тем, что у нас, помимо фототехники, продаются еще и телевизоры, холодильники, стиральные машины, телефоны и другие товары.

Второй раз мы сознательно пропустили шанс переименоваться в 2006 году, когда меняли домен. Мы ограничились переездом с Fotos.com.ua на Fotos.ua.

На тот момент у нас уже была сформирована сеть сайтов и торговых знаков под них: Esms.com.ua, Fotik.com.ua, Plazma.tv. По названиям видно, что мы их запускали под конкретные группы товаров.

Плюс было еще два универсальных знака, — Inox.com.ua и Nedorogo.ua, — под которые подходили бы все товарные категории.

Мне импонировало название Plazma.tv. У меня была идея объединить под этим названием все наши интернет-магазины. Но оно ассоциировалась с плазменными телевизорами, которые тогда выходили на украинский рынок. Поэтому от Plazma пришлось отказаться.

fotos-f-ua-3

Третий раз был в 2008 году. Мы переезжали на новый движок и закрывали все дополнительные сайты, оставив только Fotos, так как он был самым известным и раскрученным.

Мы должны были сменить название на четвертый раз, и с 2013 года готовились к ребрендигу. Выбрали название, которое ассоциировалось бы с доступностью по ценам, по расстоянию и по удобству — “Точка доступа”. Но как раз в процессе переименования появился магазин с таким же названием в Чернигове. Тогда мы решили, что будет неправильно брать чужой бренд, пусть и региональный. Кстати, недавно этот магазин закрылся.

В 2014 году нам на глаза попался домен f.ua.

F_ua_LOGO copy

У меня до сих пор есть опасения, что одна буква — не самый удачный вариант, ведь ее легко перепутать с другой буквой. По-моему, хорошо запоминаются необычные, ничего не значащие, смешные названия. Или такие, которые состоят из двух слов, поэтому мне нравилась “Точка доступа”. Как правило, покупатель вбивает название магазина в поисковик. А для этого оно должно врезаться в память.

До сих пор многие переспрашивают: F.ua — это Fotos? Хотя с момента ребрендинга прошло почти два года. При том, что сам Fotos путали с другими подобными названиями: fotomag, foto.ua и т.д. Доходило до курьезов: люди заказывали товары, например, на Fotomag, а по поводу доставки звонили нам.

Что касается технической стороны процесса переименования, то тут всё прошло более-менее гладко.

Был только один инцидент: на неделю просел трафик с Яндекса

fotos-f-ua-4

Мы не учли, что потребуется время на то, чтобы Яндекс «склеил» два домена: Fotos и F.ua. Но быстро сориентировались и откатили все назад; дождались, пока домены склеятся, и через четыре месяца сменили название. Дальше все пошло без эксцессов.

Несмотря на то, что мы шли к ребрендингу несколько лет, мы не обращались за помощью к агентствам и неймерам, а отталкивались от своих представлений о том, что нам подходит, а что — нет. Название Fotos не было идеальным вариантом (как я упоминал, его путали с другими магазинами). Зато потом оказалось, что оно все-таки врезалось в память. Со временем привыкнут и к F.ua.

Справка. Дмитрий Покотило — управляющий партнер интернет-магазина F.uа. Родился в 1972 году. В 1995 году запустил свой бизнес, который вырос из небольшой торговой точки в один из крупнейших украинских интернет-магазинов F.ua. Окончил КИСИ (строительный институт).

F.ua — один из крупнейших в Украине интернет-магазинов бытовой техники, электроники, а также автотоваров, товаров для детей, для здоровья, спорта, туризма и других. Входит в тройку лидеров онлайн-продавцов бытовой техники и электроники. Доля магазина в общем объеме интернет-продаж в Украине в 2015 году приблизилась к 7%. Магазин был основан в 2003 году под названием Fotos, однако в ноябре 2014 года сменил название и домен на F.ua. На сегодня в ассортименте F.ua представлено более 230 000 товаров.

Владимир Цой: правила жизни и бизнеса президента MTI


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка