Семь мифов о старте интернет-магазина на рынке fashion
Арт-директор Rechi.Ua Инна Бачурина выделяет самые популярные мифы у предпринимателей, начинающих e-commerce-проект в сегменте fashion.
Rechi.Ua в e-commerce много-много лет. С 2014 года мы сконцентрировались на сегменте fashion. Все это время мы не только развиваем свой проект, но и с интересом смотрим вокруг: кто начинает, что начинает, почему умирает. И собираем сплетни, чего уж там. Мы сами набили много шишек, потому на своих и чужих ошибках (некоторые стали для магазинов фатальными) сегодня можем сформулировать самые популярные мифы у предпринимателей, начинающих e-commerce-проект в сегменте fashion.
Миф 1. У меня нет денег на аренду магазина, сделаю интернет-магазин.
Если это главная причина старта проекта в e-commerce, то лучше не начинать. Оплачивая аренду в ТЦ, вы кроме самой площади, получаете еще и гарантированных посетителей. В интернет-магазине вам надо будет купить этих посетителей у разных рекламных систем, а сначала нанять интернет-маркетолога, который вам это сделает (советуем заглянуть на work.ua и прицениться к зарплатам интернет-маркетологов).
А если проект будет успешным, то и аренду платить придется. Потому что самый минимальный штат из маркетолога, контент-редактора, менеджера и логиста надо тоже где-то посадить. И да, если в розничном магазине достаточно только консультантов, то в интернет-магазине нужны контент-редактора (у нас их четверо), фотографы (“картинки из Гугла” плохо продают), логист, курьеры, дизайнер, программист и маркетолог. Если же вы все это планируете делать самостоятельно, то через год оторвете уставший взгляд от монитора и поймете, что уже 45 дней без выходных, а проект не развивается, потому что основатель погряз в рутине.
Миф 2. У меня друг программист и сделает мне бесплатно сайт, сестра интернет-маркетолог и всему научит, потому справлюсь без наемных специалистов.
Время дешевого старта в украинском e-commerce уже прошло. Рынок насыщен, а в fashion сегменте еще и есть много крупных инвестиционных проектов, которые готовы годами работать в убыток, лишь бы расти и захватывать наш 40-миллионный рынок. В такой конкурентной среде без сильной и мотивированной команды не выжить. А до того еще надо посоревноваться с теми же инвестпроектами за хорошие кадры.
Миф 3. Тут наценки 300%, а владелец ZARA в топ-5 мирового Форбс. Продажа одежды и обуви — вот секрет богатства.
В Zara наценки 300% вполне возможны. Но это производитель. Если же вы будете просто перепродавать чужой продукт, то такие наценки вам не светят. И главное: какая бы ни была наценка, через пару месяцев (в конце каждого сезона) весь рынок начинает делать скидки и ваша прибыль просто растает на глазах.
Миф 4. Была в Париже (Милане/Риме/Нью-Йорке) и видела крутой магазин ХХХ. В Украине их нет, привезу эту марку в Украину, сделаю интернет-магазин и озолочусь.
Если какой-то классной марки нет в Украине, то либо 1) марка сюда не хочет, либо 2) никто из украинских дистрибьюторов не счел ее достаточно интересной, чтоб выводить на рынок. Т.е. никто из профессиональных игроков рынка не посчитал нужным вкладывать в это деньги. И еще один момент: монобрендовый интернет-магазин требует мощнейшей офлайн поддержки, потому что, ограничиваясь только онлайном, вы никогда не сможете конкурировать за трафик с мультибрендовыми интернет-магазинами.
Миф 5. У моей подруги свой розничный магазин. Я сделаю интернет-магазин, буду продавать ее товар, а себе забирать какой-то процент. Денег на товар не трачу, ничего не теряю.
Этот вариант провальный в стратегической перспективе. Если проект прогорит, ну прогорит. Если все получится, подруга сделает свой интернет-магазин. В любом случае отношения с подругой вряд ли улучшатся. Ну и не надо недооценивать окружающих. Про то, что “за интернетом будущее” знает уже даже ваша бабушка, потому все офлайн-ритейлеры в Украине или уже сделали свой интернет-магазин, или очень активно планируют. Потому если ваш проект предполагает дропшиппинг, то стартовать надо с нескольких поставщиков, причем ни один не должен быть ключевым.
Миф 6. Вон магазин ХХХ как-то же оплачивает поднебесную аренду за свои 150 метров в Пассаже/Sky Mall/любом другом месте. Значит, в этом сегменте клиентов достаточно и деньги тут есть.
Для высоких брендов заход в страну и выход из нее — серьезное решение, которое принимается очень долго. И такие бренды могут себе позволить работать с отрицательным финансовым результатом, рассчитывая на улучшение экономической ситуации через год-два или даже пять лет. Для украинских дистрибьюторов работа розничного магазина с небольшим убытком тоже возможна, когда они не готовы отказаться от хорошего места в ТЦ или перспективной марки.
Миф 7. Главное сделать хороший сайт, а дальше все сложится. А для сайта надо просто выбрать правильную CRM.
CRM-система — один из последних критериев успеха e-commerce проекта. Если все остальное не сложится, то она ничего не изменит. А если проект будет расти и развиваться, то вы еще не раз поменяете движок и все переделаете с ног на голову.
Автор: Инна Бачурина — арт-директор Rechi.Ua