Таисия Литовченко, Retail&Development Advisor: Запад Украины становится локомотивом развития ритейла

Таисия Литовченко, Retail&Development Advisor: Запад Украины становится локомотивом развития ритейла

23.10.2017 09:00
  1243
Іван Зайцев

Почему западные области страны становятся все более привлекательные для ритейлеров – как украинских, так и международных, — почему там строят новые ТРЦ и какие перспективы развития ритейла в западных областях — выступление директора Retail&Development Advisor.

На Realty-Forum-West прошла одна из самых масштабных встреч инвесторов, девелоперов и ритейлеров, работающих в западных областях Украины. Одним из докладчиков форума выступила Таисия Литовченко – директор компании Retail&Development Advisor – партнера Ассоциации ритейлеров Украины.

Сначала немного истории

Развитие ритейла и девелопмента торговой недвижимости на Западе Украины всегда сильно отличалось от развития в других регионах страны. В первую очередь – из-за исторически сложившихся отличий в менталитете жителей, сформировавшемся под значительным влиянием не столь далекой Европы: Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. Близость к границе обусловила и способ выживания многих обитателей Западной Украины во временя 90-х: во-первых, они массово уезжали на заработки за рубеж; во-вторых активно занялись предпринимательством: покупали самые различные товары за границей и продавали их в Украине, как правило, в маленьких магазинах или на больших рынках.

Два этих фактора и привели к значительному перекосу в развитии ритейла Центральной и Западной Украине. К концу 90-х – началу 2000-х в больших городах уже появлялись первые профессиональные торговые центры (например, Глобус и Метроград в Киеве), активно развивались сетевые операторы как продуктовой (Фуршет, Сільпо, АТБ), так и непродуктовой (ARGO, Эпицентр, MTI, DiaWest) розницы. В западных областях работали либо несетевые магазины, либо локальные сетевые операторы, такие как Евротэк и другие. Соответственно, потребности в профессиональных ТРЦ не было. А отсутствие качественных торговых площадей, в свою очередь, сдерживало выход в регион новых сетевых операторов.

Но уже к концу «нулевых» ситуация стала понемногу меняться. Конкуренция в традиционных для операторов городах усилилась, и ритейлеры обратили пристальное внимание на западные области. Сначала – выходя в street-ритейл, поскольку качественных торговых центров просто не было. Спрос рождает предложение – и уже девелоперы спешно начали разрабатывать проекты строительства профессиональных ТРЦ в городах Западной Украины.

Бурный рост

Начавшееся развитие сильно притормозил кризис 2008-09 годов. Инвесторы лишись свободных средств и возможности в прежних масштабах вкладывать финансы в Украину. Часть проектов была заморожена, часть – отложена на неопределенный срок, а некоторые компании и вообще отказались от выхода в нашу страну.

Но едва наметилось деловое оживление, как ритейл и девелопмент Западного региона возобновил свое развитие. В 2010 году во Львове открылся первый профессиональный ТРЦ – King Cross Leopolis, в том же году после капитальной реконструкции в Ровно была открыла первая очередь ТЦ Злата Плаза. В 2012-м этот ТРЦ запустил вторую очередь, увеличив торговую площадь до 20 000 кв. м.

После чего очередные финансовые и политические потрясения, увы, нередкие в нашей стране, снова остановили развитие сегмента розничной торговли. Лишь в 2014 году в Луцке начал работу ТРЦ Порт Сити общей площадью 54 000 кв. м. Развитие снова активизировалось: годом позже начал работу ТРЦ Forum Lviv (70 000 кв. м), а в 2016-м – львовский Victoria Gardens (102 000 кв. м).

Но даже после открытия новых ТРЦ уровень обеспеченности торговыми площадями жителей западных городов оставался низким, особенно на фоне городов-миллионников остальной Украины. По данным CBRE Ukraine, на тысячу жителей Львова приходится 188 кв. м торговой площади, Киева – 371 кв. м, Днепра – 202 кв. м. Потенциал для роста есть.

Тем более, что ритейлеры активизируют развитие в западных областях Украины еще по трем причинам. Первая: та самая возможность зарабатывать за границей, особенно сейчас, после вступления в силу безвизового режима Украина – ЕС, обеспечивает стабильный платежеспособный спрос. Хотя по данным Госстата уровень дохода жителей Западной Украины остается сравнительно невысоким (особенно по сравнению с Киевом и Днепром), ни для кого не секрет, что реальные доходы украинцев Львова, Ужгорода и других городов значительно выше.

Вторая: лидерам рынка уже стало тесно в Центральной Украине и Киеве, поэтому они стремятся открывать новые торговые точки в регионах с меньшим уровнем конкуренции. Например, с прошлого года АТБ активно осваивает западные области, для чего даже приобрела часть сети супермаркетов Барвинок. Вместо Praktiker во Львове начал работу Эпицентр. Сільпо открыла новые маркеты во Львове (в ТРЦ Victoria Gardens и Forum Lviv), а также в Луцке, причем два последних выполнены в концептуальных концепциях. Примеров много.

И, наконец, третья: темпы роста розничного товарооборота в западном регионе даже по данным Госстата значительно опережают среднеукраинские показатели. Если в среднем по Украине за январь-август этого года рост составил 8,7% год к году, то во Львовской области – 11,8%, а в Закарпатской – сразу 23,3%, то есть почти в два раза больше, чем где бы то ни было в Украине!

Новые игроки

Эти три фактора, учитывая появление профессиональных торговых площадей немедленно привели к выходу в регион новых операторов розничной торговли, в том числе украинских и мировых лидеров ритейла. Только с начала этого года в Западном регионе появились такие бренды как New Yorker, Aromatekque, Daniel Hechter, Baldinini,Argosha, Reima, IQOS, Bookling, 360 VR, King Fitness, Fresh Berry и другие.

И это при том, что уже достаточно давно в данных областях работают Inditex с рядом своих брендов, LPP, MTI и многие другие. В прошлом году на рынке западноукраинских городов появились турецкий бренд LC Waikiki, датский JYSK, мультибрендовый магазин Bomond, новые форматы лидеров сегмента «бытовая техника и электроника» — Цитрус, Фокстрот, Эльдорадо, Comfy, Алло.

Причем уже вышедшие в регионы игроки также не останавливаются в развитии. В луцком ТРЦ Порт City с начала года начали работу RYLKO, VOVK, INTERTOP, Буква. В ровенском ТРЦ Злата Плаза — Anabel Arto, KSD Aurum, Cherry Berry, Fresh Berry, Будинок Іграшок. Значительным пополнением могут похвастаться и львовские ТРЦ: в Forum Lviv открылись торговые точки VOVK, IQOS, Bookling, Actors, ALL Stars, Адреналин Парк, 360 VR; в King Cross Leopolis — Sassofono, Green Point, Magenta, Rixus, Xiaomi; в Victoria Gardens — Top Shop, Eva, Roy Robson, Brocard, New Yorker,  Antrekot, Sinsay, Cropp, House, Walker, Baldinini, Guess, Aromateque, Argosha, и другие. Ни один регион не может похвастаться таким интересом со стороны ритейлеров. За исключением, разумеется, Киева, но столица всегда на особом счету.

Интерес присутствует, что подтверждают все новые и новые открытия. И возникает логичный вопрос:

Что дальше?

А дальше можно с уверенностью прогнозировать, что интерес ритейлеров и девелоперов к Западному региону будет только расти. И расти не только и не столько ко Львову, где уже есть три крупных профессиональных ТРЦ и представлены все ведущие операторы, сколько к другим городам региона. Я рекомендую обратить внимание на Ужгород и Закарпатскую область. По нескольким причинам.

Во-первых, в крупнейшем городе Закарпатья полностью отсутствуют современные торгово-развлекательные центры. Во-вторых, как я уже говорила, товарооборот в области растет вдвое быстрее, чем в целом по Украине, то есть спрос есть и интерес потребителей увеличивается. В-третьих, Закарпатье становится одним из центров внутреннего украинского туризма – так, по данным облгосадминистрации, в прошлом году регион посетило на 18% больше туристов, чем в 2015-м, а до 2020-го количество туристов планируется удвоить, и довести до 680 тысяч человек в год.

 

Интерес бизнеса к области подчеркивает и строительство первого в Ужгороде современного профессионального ТРЦ – Корона, открытие которого запланировано на ближайшие полгода. Общая площадь объекта составит 11 тысяч квадратных метров, арендная – 7800 кв. м, и он станет не только центром шоппинга и развлечений, но и туристической жемчужиной города, а также центром культурной жизни Ужгорода. Во-первых, ТРЦ расположен в историческом здании, к реконструкции которого архитекторы подошли предельно бережно, сохранив его архитектурный облик и особенности. Во-вторых, Корону отличается уникальное техническое решение: расположенные прямо на крыше живые сады, с открывающейся панорамой города. В-третьих, один этаж ТРЦ отведен под культурные мероприятия, выставки художников, фестивали и другие активности.

Так что приглашаем вас осваивать новые рынки, выходить в новые регионы и вместе с нами развивать ритейл в Украине и Закарпатье!

Читайте также —

Корона Закарпаття: презентація нового ужгородського ТРЦ Korona


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка