Константин Паршин, Novus: Мы хотим увеличить наши мощности в полтора раза

Константин Паршин, Novus: Мы хотим увеличить наши мощности в полтора раза

31.05.2024 09:00
  601
Дарія Осіїк

Руководитель департамента операционной логистики сети магазинов Novus в интервью RAU рассказал об особенностях нового современного Логистического центра Novus, который должен полностью открыться в мае 2024 года. В частности, об основных преимуществах централизации логистики и повышения эффективности работы за счет новейших технических решений.

— Когда и почему возникла идея создания Novus Logistics Center?

— Поскольку сеть Novus постоянно развивается, то естественно возникает потребность в расширении возможностей обеспечения ее работы. Чтобы и в дальнейшем расширять ассортимент и количество отгружаемой продукции, было решено построить новый логистический центр. То есть первая задача-поддержать расширение сети Novus логистическим ресурсом.

Вторая задача — достичь синергии всех имеющихся логистических ресурсов, сосредоточив их под одной крышей. Это значительный шаг вперед по сравнению с предыдущей системой из семи распределительных центров, последний из которых переехал на новый Логистический центр 17 мая.

Третья причина — сокращение логистических затрат, потому что обслуживать одну локацию выгоднее, чем семь. Что позволяет повысить операционную эффективность логистики всего бизнеса торговой сети.

— Как давно вы занялись реализацией этих планов?

— Этот масштабный проект начался еще в 2019 году с создания концепции строительства собственного логистического центра. Он должен был завершиться значительно раньше — в 2022 году, но полномасштабная война заставила корректировать наши планы. Учитывая существенные потери от ракетных обстрелов, включая новый центральный офис в ТРЦ и БЦ Retroville, а также «холодный» распределительный центр Novus в Броварах, у компании были более приоритетные задачи. Хотя и в 2022 году было сделано немало. После первого шока компания достаточно быстро начала восстановление и уже в конце 2022-го строительство ЛЦ возобновилось. По состоянию на начало мая 2024 года комплекс построен на 99% и уже с января этого года мы здесь работаем, обслуживая сеть Novus. Как я уже говорил, последний РЦ только что переехал на Логистический центр, и осталось завершить ряд минорных доработок, и тогда наш ЛЦ будет полностью запущен в работу.

— Что вы планируете делать с этими семью РЦ, которые и теперь высвободились?

— Дело в том, что предыдущая модель логистики предусматривала аренду складских площадей или покупку услуги по складскому хранению. У нас было несколько партнеров, выполнявших весь комплекс логистических услуг, сотрудничество с которыми уже завершено, а также нами освобождены арендованные склады.

— Насколько большей будет мощность нового складского комплекса?

— Она будет несколько больше общих возможностей предыдущих семи локаций. Достаточно сказать, что за сутки с нашего ЛЦ отгружается 1200-1500 паллет с товаром. Потенциально эта цифра может быть увеличена в полтора раза. Это позволит либо расширить сеть магазинов на 50%, либо наполовину нарастить продажи в существующих торговых точках.

— За счет чего вы имеете такое преимущество: это просто увеличение площадей или определенные современные технические решения?

— Прежде всего — за счет концепции. Сначала концептолог нарисовал идеальный склад. А потом его идея начала обрастать техническими решениями. Важно, что здесь все сосредоточено под одной крышей. Для сети, которая торгует самым разнообразным товаром — от алкоголя и fresh-продукции до сыпучих или замороженных продуктов — нужно иметь разные условия хранения для каждой группы товаров. И такие условия здесь есть. Так же и персонал склада не распылен по разным локациям, а сосредоточен в одном месте. Это обеспечивает необходимую гибкость при использовании человеческого ресурса, поскольку разные части склада работают в разном темпе: где-то опережая, а где-то — догоняя события. Все зависит от нагрузки, сезонности и тому подобное. Главная задача — обеспечить 100% выполнение заказов магазинов и сделать это своевременно.

Логистический комплекс занимает семь гектаров, удобная транспортная развязка значительно облегчает развозку товара в любом направлении, а близость к магазинам в столице — сокращает время на доставку. К тому же, если раньше один магазин принимал шесть машин в день (с разных складов), то теперь — только две большего размера (с сухим и холодным товаром). У нас также есть решение, когда в одной машине можно привезти и сухой и холодный товар и дополнительно сэкономить. Это так называемые термоконтейнеры (холодильники на колесах), которые можно поставить в машину с бакалеей, например. Специальная конструкция таких контейнеров позволяет сохранять необходимую температуру для доставки до 24 часов.

— Пока у вас есть избыточные мощности склада, не думаете ли вы зарабатывать на сдаче их в аренду?

— Нет, мы рассчитываем на постепенное развитие сети. Пусть не так много новых торговых точек удалось открыть в прошлом году, но те что есть — существенно нарастили товарооборот. Как в штуках так и в деньгах.

— Сколько зон хранения представлено в вашем логистическом центре?

— У нас есть так называемая сухая зона (ее емкость более 24 000 паллето-мест), есть также несколько разнотемпературных зон. В частности, для хранения определенных овощей и фруктов надо иметь отдельные камеры со своей температурой и вентиляцией, чтобы углекислый газ и этилен, которые они выделяют, не повредили другие плоды. Гордостью Novus Logistics Center является возможность хранения продукции в 18 температурных зонах, что делает наш логистический центр в определенной степени уникальным. Диапазон температур: от минус 24-30 градусов Цельсия до плюс 22-24. Например, есть специальная камера для шоколадных изделий, где поддерживается оптимальная температура в 16 градусов.

— Использовались ли какие-то особые технические решения при сооружении комплекса?

— Да, конечно, конечно. Например, при сооружении стен были использованы наиболее современные в Украине сэндвич-панели, благодаря которым температура зимой внутри помещения не падает ниже заданных 15 градусов, а летом — не поднимается выше 20 градусов. Также даже в сухой зоне склад оборудован системой кондиционирования — этим может похвастаться далеко не каждый такой объект.

Центр имеет также около 90 единиц современной новой погрузочно-разгрузочной техники, которая отвечает всем требованиям «зеленого склада».

— Если вернуться к самой концепции склада, чем она отличается от других?

— Как я уже говорил — это продуманная планировка. Так, рампы приема товара расположены только с одной стороны, они ведут к местам хранения товара (сухой и холодный склады, овощи, фрукты, рыба, мясо, молочка, замороженные продукты). С другой стороны склада находится зона отгрузки с теми же зонами для разных товаров. То есть склад работает как конвейер: с одной стороны товар приходит, обрабатывается и затем с другой стороны отгружается в магазин. Потоки перемещения товара не пересекаются внутри, что значительно экономит ресурсы для обработки товара. Также важно, что для охлажденных или замороженных продуктов рампы тоже охлаждаются и являются изолированными от внешней среды во время перегрузки товара. Всего у нас около 100 рамп с обеих сторон склада, что довольно много как для такого объекта (при его площади 35 000 кв. м).

— Вы говорили о стандартах «зеленого склада», что еще входит в это понятие?

— Новый центр оснащен сверхсовременным оборудованием и инженерными системами. Он прошел предварительную (на стадии проекта) «зеленую» сертификацию по стандарту BREEAM, что означает максимальное энергосбережение и экологическую эффективность. В частности, здесь холодильники работают на углекислоте, а не на фреоне, который применяется в большинстве подобных установок. Плюс такое оборудование является энергоэффективным и несмотря на его высокую стоимость — достаточно быстро должно окупиться. В дополнение — на крыше планируем установить солнечные панели, которые будут обеспечивать 90% потребностей логистического центра.

Логистический центр полностью утилизирует мусор, который образуется во время работы склада. Вторичное сырье отправляется на переработку, а продукты, которые теряют кондицию, могут идти на корм животным и тому подобное. Важно отметить требования к чистоте и удобную навигацию для водителей и посетителей, а также обязательное наличие зеленой зоны рядом (это тоже есть в требованиях сертификации и в наших планах).

— Готовитесь ли вы к возможным блэкаутам?

— Да, у нас есть три мощных дизель-генератора, которые полностью обеспечивают работу всего комплекса. Солнечные панели на крыше — как дополнительный экологически чистый источник. Кроме имеющихся пожарных резервуаров с технической водой планируем оснастить комплекс резервной питьевой водой.

— Сейчас в ритейле в целом актуальна проблема дефицита кадров. Как вы решаете эту проблему?

— Я считаю, что у нас, без преувеличения, созданы лучшие условия для работы персонала, что, кстати, тоже является требованием BREEAM. Людей на работу и домой привозит специальный транспорт, их обеспечивают униформой, есть раздевалка и душевая. Также обеспечиваем питание: пока привозим обеды, до конца мая должна заработать собственная столовая с домашней кухней. Отдельно в каждой зоне есть удобные комнаты отдыха, оснащенные балконами, а также кухнями, холодильниками, микроволновыми печами и тому подобное.

На рабочих местах тоже по максимуму обеспечиваются комфортные условия труда. Скажем, на складе замороженных продуктов водитель штабелера находится в теплой закрытой кабине, в других зонах работает кондиционирование воздуха и тому подобное.

— Сейчас также актуальна тема автоматизации работы для сокращения штата и оптимизации расходов. Какие технические решения у вас применяются?

— Одна из наших инноваций — док-менеджмент. Каждый отобранный заказ на магазин управляется автоматической системой, которая указывает, куда вывезти ту или иную паллету. Также это сочетается с безбумажными технологиями. Гарнитура с наушниками есть более чем у 200 человек на складе, которым система говорит, что где брать и куда класть. Человек общается с системой, докладывая о выполнении. Это сокращает ошибки и уменьшает расходы. Такая практика есть уже у многих компаний. Пока это лучший способ сбора заказов, хотя мы практикуем практически все известные методы сбора заказов на магазины. Дополнительно будем внедрять весовой контроль грузовых мест, чтобы контролировать точность отгрузок.

— Сколько у вас в целом штатных работников склада?

— Весь штат 400 человек. Из них есть 300 в наличии, а остальные — это лизинг персонала. Это вынужденная мера.

— Какие ваши планы по улучшению эффективности работы в количественном выражении?

— Мы планируем сократить свои расходы минимум на 10%, но есть надежда что этот показатель будет выше. Наш девиз: «Все ради свежести». Ради этого все эти огромные расходы в несколько десятков миллионов долларов. Мы хотим выйти на показатель отгрузок в 2000 паллет в сутки, то есть увеличить нынешние объемы в полтора раза. Потери продукции тоже должны сократиться минимум на 20%. Централизация работы логистики должна улучшить показатели наличия товара в магазине, его качество и ассортимент. Централизация сейчас достигает 78%, хотим увеличить ее еще на 10%. Многое надо довести до завершения, чтобы полностью получить запланированный эффект. На это уйдет примерно полгода.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка