Дальний Запад: реалии и перспективы ритейла Ужгорода и Закарпатской области

Дальний Запад: реалии и перспективы ритейла Ужгорода и Закарпатской области

25.05.2017 09:45
  2130
Іван Зайцев

Сфера ритейла в Закарпатье находится на ранней стадии развития. Но потенциал региона сомнений не вызывает, и уже в ближайшие годы можно ждать быстрого роста этого сегмента.

Читайте українською

Закарпатская область – уникальный для Украины регион. Ни одна другая область не имеет границ сразу с четырьмя государствами. Именно особое географическое положение области – рядом границы, а от остальной страны она отделена Карпатскими горами —  и обусловило определенны отличия в развитии Закарпатья по сравнению с другими регионами Украины. Не стала исключением и сфера ритейла. В то же время, данный сегмент в последнее время начал активно развиваться: в регионе появляются новые игроки, ведется строительство торговых центров, место несетевой розницы занимают известные в Украине и за рубежом игроки. Rau.ua разбиралась, какие перспективы развития рынка ритейла в Ужгороде и Закарпатье, и какие изменения его ожидают после открытия новых торговых центров, первым из которых станет ужгородский ТРЦ Корона, ввод в эксплуатацию которого намечен на IV квартал 2017 года.

В начале пути

За последние годы сфера розничной торговли Ужгорода сделала значительный шаг вперед. В городе представлены многие национальные операторы и международные бренды самых различных направлений. Достаточно сказать, что из сектора продуктового ритейла в Ужгороде работает Cільпо, drogerie — Watsons, ProStor и Eva, из сегмента обуви представлены Luciano Carvari и Интертоп, спортивной одежды и снаряжения — adidas и Puma, бытовой техники и электроники – Фокстрот и Эльдорадо, ювелирки – Золотой Век, очки и оправы — Люксоптика, детские товары предлагают Антошка и IDEXE, одежду – Arber, косметику и парфюмерию – Brocard.

Это лишь некоторые примеры, разумеется, украинских и международных брендов, работающих в административном центре Закарпатья, гораздо больше.

Например, бренд детской одежды IDEXE свое покорение Украины начал как раз с самого западного города страны. «Первый магазин мы открыли еще в 2013 году в Ужгороде, и выбор этого региона был не случаен, — рассказала в интервью rau.ua официальный представитель IDEXE в Украине Анна Штефко. – В город по делам бизнеса приезжает много людей со всей Украины, кроме того, он близко к Европе, так что потребители уже знали наш бренд».

Успешно работает в Ужгороде и сеть магазинов гаджетов ЖЖУК. «У нас работает четыре точки в городе, еще две сейчас переезжают, — уточняет директор по развитию сети ЖЖУК Владимир Полищук. – Все они демонстрируют хорошие результаты, так что рассматриваем возможность открытия новых объектов».

Интерес к городу вполне объясним – после падения покупательской способности в 2014-15 годах сфера ритейла начинает оживать, а рост розничного товарооборота в Закарпатской области даже опережает среднеукраинские показатели.

Кира Пругло, руководитель направления аналитики Департамента оценки и консалтинга CBRE Ukraine, обращает внимание, что оживление потребительского спроса обеспечило достаточно устойчивый рост розничного товарооборота. «Так оборот розничной торговли в 2016 году в Украине вырос на 4,4% г/г, а в Закарпатской области этот показатель составил 4,8 % г/г, — детализирует эксперт. — Несмотря на то, что потребительский спрос в регионах оставался более подверженным экономическим колебаниям ввиду более низкого располагаемого дохода населения, спрос ритейлеров показал позитивную динамику в соответствии с общими тенденциями на рынке».

Оборот розничной торговли в Закарпатской области, млрд грн*

2015

2016

Январь-март 2017
24,7 26,8 3,65

*Данные Госстата

«Оборот розничной торговли за январь-март 2017 года составил 3647,1 млн грн, что в сравнительных ценах на 1,1% больше, чем в соответствующем периоде 2016 года. Оборот юридических лиц, основным видом экономической деятельности которой является розничная торговля составил 2407,3 млн грн – на 1,9% больше, чем в 2016-м», — сообщили в Закарпатской облгосадминистрации. При этом цены на потребительском рынке с начала года выросли на 3,8%.

Как уточнили в Закарпатской облгосадминистрации, из всех предприятий сферы торговли области чуть менее 30% работают именно в Ужгороде, на втором месте по количеству объектов – Мукачево, остальные более-менее равномерно распределены по всему Закарпатью.

Так что без преувеличения можно утверждать, что решающее влияние на развитие сферы розничной торговли самой западной области Украины оказывает именно Ужгород.

Туристическая Мекка

Отчасти рост выручки ритейлеров объясняется достаточно большим турпотоком в Закарпатье и Ужгород. После резкого падения реальных доходов населения Украины и аннексии Крыма многие украинцы вынуждены были пересмотреть свои привычные маршруты путешествий. Если раньше они охотно отдыхали на Черном море или за Границей, то в последние три года активно осваивают ранее незнакомые для себя направления. Одну из лидирующих позиций в рейтинге интереса занимает Закарпатье в целом и Ужгород в частности.

Топ-10 самых популярных туристических направлений в Украине за май 2017 года

Место Направление
1. Киев
2. Одесса
3. Карпаты
4. Закарпатье
5. Львов
6. Каменец-Подольский
7. Ужгород
8. Черновцы
9. Умань
10. Аскания-Нова

*По данным Ассоциации индустрии гостеприимства Украины

За 2016 год, как утверждают в Ужгородском горсовете, город посетило на четверть больше туристов, чем в 2015-м, и эта тенденция наблюдается уже пару лет. Увеличивается турпоток и в этом году. По данным Главного управления статистики в Закарпатской области, в прошлом году регион посетило на 17,9% больше украинских туристов, чем в 2015-м.

Впрочем, доверять официальным данным нужно с большой осторожностью: они учитывают только тех гостей области, которые официально регистрировались и хотя бы одну ночь проводили в гостиницах, хостелах или легальных апартаментах.

На самом же деле туристов в разы больше: директор Департамента экономического развития Закарпатской ОГА Денис Ман считает, что за год область посетило более миллиона гостей.

При этом в самой области не скрывают своих амбициозных планов по привлечению туристов. Согласно утвержденной облрадой Программе развития туристической и рекреационной сферы на 2016-2020 года, официальный турпоток должен увеличиться с 390 000 до 680 000 людей.

Запланированный поток туристов в Закарпатскую область

Год 2016 2017 2018 2019 2020
Количество туристов, тыс. 390 450 550 610 680

*По данным Закарпатской облгосадминистрации

Проблемные точки

В то же время развитие ритейла в регионе сдерживают несколько факторов, которые заодно и являются ключевыми причинами, почему всемирно известные бренды не торопятся открывать свои магазины в Ужгороде.

Прежде всего – это нехватка качественных торговых площадей, отвечающих всем требованиям международных компаний.

«Рынок торговой недвижимости Закарпатья находится на начальном этапе развития и характеризуется ограниченным предложением качественных торговых центров, — отмечает Кира Пругло. — В данный момент предложение качественных торговых площадей сосредоточено в городах Ужгород и Мукачево. Основные объекты представлены ТРЦ Tokyo, ТЦ Дастор, ТЦ Luxor Plaza, а также ТРК Щодня».

По оценкам CBRE Ukraine, обеспеченность торговыми площадями в Ужгороде составляет около 157 кв. м на 1000 жителей (для сравнения – в Киеве этот показатель равен 371 кв. м, в Харькове – 154 кв. м, во Львове – 188 кв. м). Ввиду ограниченного предложения качественных торговых центров, в регионе больше развит street-retail.

Но и в случае со street-retail количество устраивающих крупных операторов торговых площадей сравнительно невелико.

Еще в конце прошлого года исследовательская компания RealtyStory, анализируя рынок street-retail в западных областях Украины, отмечала, что по сравнению с 2015-м вакантность снизилась и к концу III квартала в большинстве городов была на минимальном уровне. «Распространена ситуация, когда новые арендаторы, заинтересованные в локации, вынуждены предлагать значительно более высокую арендную плату, чтобы мотивировать владельца помещений расторгнуть договор с существующим арендатором, — добавляет директор RealtyStory Сергей Сушко.  — Это привело к росту арендных ставок в наиболее привлекательных для ритейлеров локациях до 30-40%».

 

Эти данные в больше степени относятся к областным центрам по восточную сторону Карпатских гор, но в Ужгороде ситуация схожа: лучшие локации уже заняты, новых площадей не появляется, поэтому многие компании, рассматривающие возможность выхода на рынок региона, вынуждены временно отложить начало экспансии. ТРЦ Корона

Есть и еще один нюанс, настораживающий крупных игроков рынка. «Близость к границе, с одной стороны, играет положительную роль, но с другой – негативную, — рассказывает топ-менеджер сети электроники и гаджетов. – Регион, несмотря на все усилия властей, остается одним из центров контрабанды в стране, и в нем без проблем можно купить нелегально ввезенные гаджеты по ценам значительно меньшим, чем у официальных дилеров». Если платить все налоги и сборы с импортируемой техники, легально работающие компании просто не смогут конкурировать с продавцами контрафактной продукции. А учитывая все еще невысокий уровень доходов населения области, цена часто становится ключевым фактором при принятии решения о покупке.

Светлое будущее ТРЦ Корона

При всем том Закарпатье остается привлекательным регионом для ритейлеров. «Наблюдаем повышение интереса ритейлеров к западному региону», — констатируют в CВRE Ukraine. Анна Штефко из IDEXE говорит, что в планах компании – открыть до 40 магазинов в Украине, изрядная часть которых – как раз в западных областях страны. «Хотим дальше развивать западный регион, поскольку это для нас – «маленькая Европа», — добавляет топ-менеджер. – Тут уже больше привыкли к стилю нашего магазина, к продаваемой одежде». Увеличивать присутствие собирается и сеть ЖЖУК: в дополнение к ныне работающим четырем объектам в Ужгороде добавится еще несколько.

Присматриваются к области и международные игроки. «Нам интересен этот регион. Не только Ужгород, но и Черновцы, Ивано-Франковск и другие западные города Украины, — рассказал rau.ua CEE Director LC WAIKIKI Бурч Коркмазлар. — Но есть один нюанс: насколько эти города готовы к тому, чтобы мы пришли. Если мы говорим о Восточной Украине, то там больше торговых центров, куда можно заходить и где можно работать. В Западной Украине, особенно если говорить о Закарпатье, все не настолько развито. Но безусловно, поскольку мы заявили, что хотим открыть в Украине 60-70 магазинов, мы заинтересованы в этих городах. Все зависит от того, какие будут предложения и насколько регион будет готов, чтобы LC Waikiki зашел туда. Везде, где появляется возможность, мы рассматриваем локации. Недавно у нас был как раз тур по Западной Украине, сейчас ожидаем предложений».

В неизбежности появления качественных торговых площадей в западном форпосте Украины уверена и Кира Пругло из CBRE Ukraine. «В связи с ростом спроса со стороны ритейлеров, в западном регионе Украины в дальнейшем ожидается более активное развитие рынка торговой недвижимости, — считает она. — В конце 2017 года ожидается открытие нового ТРЦ Корона общей площадью 11 000 кв. м».

Таисия Литовченко, директор компании Retail & Development Advisor – эксклюзивного брокера ТРЦ Корона, добавляет, что при запуске нового торгово-развлекательного центра очень важна эмоциональная составляющая. «Пока что рынок торговой недвижимости Закарпатья по уровню развития сильно отстает от многих других областей Украины, поэтому открытие ТРЦ Корона станет значительным событием для ужгородцев, — говорит Таисия. – В городе появится не только торговый центр, но и обширная развлекательная зона, что изменит сам подход потребителей и восприятие шоппинга». Она уточняет, что культура совершения покупок в Ужгороде больше ориентирована на street-retail во многом из-за того, что в городе пока что отсутствуют современные качественные торговые центры с мощной развлекательной и детской зонами.

«ТРЦ Корона сможет изменить устоявшееся впечатление и привлечь посетителей оригинальной концепцией, художественной галереей, постоянными выставками и арт-проектами, а также уникальной смотровой площадкой, где расположена интерактивная карта туристических мест Закарпатья и подзорная труба, позволяющая рассмотреть не только весь Ужгород, но и даже увидеть Чоп, и также качественным фуд-кортом, — уверена Таисия Литовченко. – В итоге ТРЦ Корона станет еще одним фактором привлечения туристов в Ужгород, Меккой как для жителей, так и для гостей столицы самой западной области Украины».

Читайте также —

Корона Закарпаття: презентація нового ужгородського ТРЦ Korona


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка