Удар по площадям: топ-10 продуктовых сетей Украины по суммарной торговой площади
У кого из ведущих продуктовых ритейлеров Украины больше торговых площадей и как изменялся их размер в течение первых шести месяцев текущего года.
В августовском выпуске журнала AllRetail содержится исследование топ-10 food-ритейлеров Украины по суммарной торговой площади, проведенной исследовательской компанией GT Partners. Оно посвящено основным тенденциям развития крупнейших игроков сегмента FMCG, где в фокусе аналитиков на этот раз оказалась суммарная торговая площадь операторов за I полугодие 2022 года.
В частности, в рейтинге представлены крупнейшие из ныне действующих торговых сетей FMCG Украины. В нем указана суммарная торговая площадь магазинов каждого оператора на конец июня 2022 года, суммарная торговая площадь магазинов оператора на конец 2021 года и динамика прироста площадей.
Общие потери
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечень крупнейших игроков продуктового ритейла по торговой площади магазинов не претерпел изменений, чего нельзя сказать о самих показателях. Практически все без исключения компании понесли потери из-за масштабных боевых действий и оккупации части украинских территорий россией. Конечно, какая-то часть магазинов была закрыта навсегда по другим причинам, но главным фактором остается война. Так, все сети, входящие в топ-10, потеряли почти 335 000 кв. м торговых площадей.
В частности, Fozzy Group, по-прежнему лидирующая в списке крупнейших по площади ритейлеров, сократила свои торговые площади на 12,6% или на 90 900 кв. м. Теперь общая торговая площадь всех магазинов Сільпо, Фора, Fozzy Cash&Carry, Le Silpo, Thrash! Траш!, Favore по состоянию на конец первого полугодия 2022 года составляет всего 628 800 кв. м. Это немного больше, чем было на конец 2020 года.
Однако ближайший конкурент Сільпо – сеть магазинов АТБ, которая в последнее время активно сокращала разрыв, потеряла больше. Ритейлер с самым большим количеством торговых точек сократил свои торговые площади на 18,3% или 120 070 кв. м. Это самое большое сокращение среди всех игроков в топ-10. В частности, недавно сеть сообщила о прекращении работы всех магазинов в Донецкой области. В результате имеющийся показатель в 534,5 тысяч кв. м – это даже меньше, чем было в сети к концу 2020 года (586 640 кв. м).
Иностранный легион
Международные ритейлеры тоже значительно сократили свои показатели, хотя и удержались на занятых позициях. Ашан, два года назад потеснивший Metro Cash & Carry Ukraine с третьей на четвертую позицию, так и остался в тройке лидеров, даже с учетом сокращения суммарной торговой площади: на 22 150 кв. м за первые шесть месяцев 2022-го. Динамика сокращения торговых площадей Ашан – 12,4%, то есть сопоставима с динамикой Fozzy Group.
И еще одно интересное совпадение: так же как и в случае с Сільпо и АТБ, ближайший конкурент Ашан – компания Metro Cash&Carry Ukraine сократила свои площади на 17,6% или на 32 400 кв. м. Но в отличие от супермаркетов Сільпо или магазинов АТБ международные ритейлеры открывали преимущественно гипермаркеты большой площади, поэтому потеря даже одной торговой точки, например Metro в Мариуполе, существенно влияла на конечный результат. К тому же, в последнее время Ашан развивал магазины меньших форматов магазинов у дома и точки pick up point, а Metro продолжал работу на прежних локациях и общий показатель площадей ритейлера оставался почти неизменным.
Еще один ритейлер с иностранным капиталом – сеть Novus – входит в первую пятерку с показателем 145 860 кв. м. Это на 9% или 14345 кв. м меньше, чем в начале года. Однако компания прилагает все усилия для возобновления работы магазинов. Так как это произошло после ракетных обстрелов столичного ТРЦ и БЦ Retroville.
Второй эшелон
Среди других украинских ритейлеров так сказать «второго эшелона» больше всего сократились площади в ПАО «Ритейл групп», развивающей сети Велика Кишеня, Велмарт, ВК Экспресс, ВК Select – всего на 18 160 кв. м или 16%. Тепер торговые площади всех магазинов ритейлера уже меньше 100 000 кв. м.
У других национальных FMCG-операторов таких как ЕКО маркет, Таврия В, Varus, потери площадей примерно одинаковы в относительном измерении: от 8,1% у Varus до 10,7% у Таврия В. В абсолютных цифрах картина схожа: больше всего сократились площади в Таврия В – сразу почти на 16 300 кв. м, а меньше потерял Varus – на уровне 7550 кв. м.
Замыкает топ-10 по величине торговых площадей одесская сеть Копійка, развивающаяся преимущественно в южных регионах страны. Однако, учитывая небольшую площадь этих магазинов, даже 5,7% потерь за полгода или более 3000 кв. м – это серьезный вызов для сети.
Читайте также –
Топ-10 продуктовых сетей Украины по суммарной торговой площади