Мал да удал: топ-10 сетей продуктовых минимаркетов Украины
Продуктовые сетевые магазины формата «у дома» все активней развиваются по всей Украине. Какие сети располагают наибольшим количеством торговых точек и в каких регионах минимаркеты представлены шире всего.
Исследовательская компания GT Partners Ukraine подготовила масштабный аналитический обзор рынка украинских продуктовых минимаркетов. В исследовании учитывались торговые точки площадью до 200 кв. м.
В частности, в нем приводятся данные о самых популярных торговых сетях, работающих в формате «магазин у дома» или «минимаркет», географическом распространении таких торговых точек, динамике роста количества минимаркетов и многом другом.
Пока что основное внимание потребителей и игроков рынка направлено больше на формат «супермаркет» — именно на развитие подобных объектов делают ставку все лидеры рынка. Но вместе с тем опыт Западной и Центральной Европы показывает, что в условиях дефицита больших свободных площадей и желания потребителей иметь возможность покупать товары «в двух шагах от дома» продуктовые минимаркеты в городе имеют хорошие перспективы развития.
В Украине этот формат постепенно тоже отвоевывает «место под солнцем». В частности, по данным GT Partners Ukraine, за 5 лет количество минимаркетов в стране увеличится на 50%!
Уже не первый год успешно развиваются сети Рукавичка, Наш Край и ЛотОК, причем практически все их торговые точки работают в формате «магазин у дома» или «минимаркет». Стремительно наращивают количество магазинов сети Сім-23 и Делви. Не стоят на месте и другие операторы.
Что примечательно в топ-10 сетей продуктовых минимаркетов Украины: если в целом на FMCG-рынке уверенно лидируют корпорации с пропиской в больших городах – Киев, Днепр, то с небольшими магазинами географическое разнообразие заметно больше.
Сразу четыре ритейлера в топ-10 представляют Западную Украины: по две компании из Луцка и Львова. Еще два оператора – с «пропиской» в Запорожье. Кроме них, в списке представлен только Киев, Кривой Рог, Кропивницкий и Николаев. То есть каких-либо жестких географических ограничений и предпочтений нет.
С другой стороны, анализируя распространение небольших сетевых продуктовых магазинов по регионам Украины, не трудно заметить определенный дисбаланс. Наибольшее количество торговых точек подобного формата открыто на Западной Украине – почти 40% от всех минимаркетов. Что и не удивительно, учитывая наличие сразу четырех ритейлеров в списке десяти крупнейших сетей минимаркетов по количеству объектов.
На втором месте по проценту работающих объектов – Восточная Украина, хотя в топ-10 сетей минимаркетов не входит ни одна компания регистрацией в Восточной Украине. Остальные значительно отстали: в Центральной Украине работают всего 13% магазинов, в Южной – 10%, в Северной и Киеве – по 9%.
Подобная диспропорция позволяет небольших региональным игрокам не соперничать с бесспорными лидерами рынка, такими как АТБ и Сільпо, а успешно развиваться в смежных нишах, открывая магазины формата «у дома». Во многих городах сетевая розница представлена еще не очень сильно, и потребность покупателей в близких и небольших магазинах с товарами первой необходимости пока что обеспечивают несетевые операторы. Однако, как показывает практика, им все сложнее конкурировать с пусть и небольшими, но системными компаниями: активно открываются Наш Край (компания начала предлагать партнерам запускать магазины по принципу обратного франчайзинга), Делви, ЛотОК, Сім-23 и другие сети. Более того: появляются новые игроки, например, в Киеве и области все больше становится магазинов сети «Коло дому».
Читайте также –
Мережа мікромаркетов Коло дому: новий проект менеджменту АТБ?