Эпоха возрождения: топ-10 самых дорогих брендов в мировом ритейле в 2021 году
Amazon, Alibaba, Home Depot, Walmart и другие. Кто признан самым дорогим глобальным брендом в мировом ритейле
Читайте українською
Глобальная аналитическая компания Kantar представила очередной рейтинг самых дорогих глобальных брендов BrandZ Global Top 100 в 2021 году. Напомним, здесь потребительские оценки комбинируются с анализом финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия. Методология подразумевает оценку стоимости торговых марок как инструментов социального влияния, генерирующего прибыль (нематериальный актив). Стоимость бренда — это сумма в долларах, которую бренд вносит в общую стоимость корпорации. То есть количественно определяется, какой объем покупок и какая часть надбавки к цене, которую платят клиенты, может быть отнесена на счет капитала бренда. В этом году анализ включает 18 500 брендов, 3,9 млн потребителей, 512 категорий, 51 рынок.
Разгон после кризиса
Согласно рейтингу Kantar, Amazon четвертый год подряд признается самым дорогим брендом в мире и самой дорогой розничной компанией. Теперь стоимость бренда Amazon составляет $683,9 млрд, что на 64% больше по сравнению с 2020 годом. Напомним, год назад brand value мирового гиганта электронной торговли вырос на 32%, до $415,9 млрд.
Эксперты были сами немало удивлены, отмечая, что особенностью рейтинга 2021 года является значительный рост стоимости брендов, превосходящий показатели предыдущих годов. В целом, входящие в рейтинг 100 ведущих брендов выросли на 42% по сравнению с прошлым годом (это в 4,5 раза больше средних темпов роста за последние 15 лет), и теперь их совокупная стоимость составляет $7 трлн, что больше, чем ВВП Франции и Германии вместе взятых.
Такой значительный рост эксперты связывают с оптимизмом в отношении возможного прекращения пандемии, а также шагами, предпринятыми правительством США для улучшения экономических перспектив страны после сложностей, вызванных карантинными ограничениями.
На втором месте находится компания Apple, бренд которой оценили в $611 млрд, при росте на 74%. Как отмечает руководитель глобального отдела исследований BrandZ Мартин Герьериа (Martin Guerrieria), впервые в истории сложилась ситуация, когда в рейтинг входят сразу два бренда, стоимость которых превышает полмиллиарда долларов.
Впереди — самые технологичные
Уникальность рейтинга 2021-го года не только в значительном приросте стоимости брендов. Впервые в истории количество китайских компаний в Kantar BrandZ 2021 Top 100 превосходит число американских среди самых быстрорастущих брендов — четыре из пяти компаний, которые удвоили свою стоимость — китайские. В частности, стоимость китайского розничного бренда Pinduoduo выросла за год на 131%, что сделало Pinduoduo самым быстрорастущим розничным брендом. При этом в общей сложности на бренды из КНР и США приходится 88% от общего количества представленных торговых марок.
По мере того, как во время пандемии все больше людей в мире обращались к онлайн-покупкам, 20 ведущих ритейлеров увеличили стоимость своего бренда в общей сложности на 48%. Помимо успеха американского Amazon, китайские бренды электронной коммерции продемонстрировали уверенный рост. Так, Alibaba, занявшая седьмое место в мировом рейтинге, укрепила свои позиции в качестве второго по стоимости розничного бренда с показателем в $197 млрд (рост на 29% к 2020 году).
Гиганты электронной коммерции были не единственными победителями в розничной торговле: Home Depot продемонстрировала рост стоимости на 22% благодаря росту онлайн-продаж на 86%, в то время как Walmart выросла на 30%, а Lowe’s — на 51%.
Кто воспользовался ситуацией
В первой десятке глобальных брендов прочно обосновались технологические и финансовые компании. Мало того, технологически продвинутые бренды тянут за собой сопутствующие бизнесы, участвующие в цепочке создания стоимости — от ритейлеров до служб доставки FedEx и UPS.
Однако также наблюдается рост в секторах, многим из которых предсказывали проблемы на раннем этапе пандемии. Бренды одежды, например, совокупно выросли даже больше, чем бренды средств массовой информации и развлечений в рейтинге, а люксовые бренды, несмотря на сокращение поездок и карантинные ограничения во всем мире, переориентировали свои усилия (на пошив масок или производство антисептиков) и, как следствие, продемонстрировали рост. В том числе за счет возросшей репутации компании.
Как показывает аналитика, примерно 70% того, что делает бренд успешным, заключается в правильном выполнении четырех основных принципов: обеспечение превосходного покупательского опыта через последовательно брендированные точки соприкосновения, ряд хорошо продуманных и функциональных продуктов и услуг, удобство и привлекательность за счет отличной рекламы.
Очевидно, что попадание в топ-10 в следующем году станет огромным испытанием для любого бренда, даже для тех, кто больше всего инвестирует в акционерный капитал и занимает значимое положение в мире. Как отмечают эксперты, сидеть сложа руки и надеяться, что какая-то из передовых компаний ошибется и уступит свое место, такой план не сработает. Хотя войти в десятку лучших брендов компаниям из сектора FMCG в нынешних условиях будет очень сложно.
Топ-10 самых дорогих брендов классического ритейла
№ п/п | Бренд | Страна | Стоимость бренда, $ млрд |
1 | Amazon | США | 683,852 |
2 | Alibaba | Китай | 196,912 |
3 | The Home Depot | США | 70,522 |
4 | Walmart | США | 59,522 |
5 | JD | Китай | 44,516 |
6 | Costco | США | 35,137 |
7 | Pinduoduo | Китай | 21,732 |
8 | ZARA | Испания | 21,382 |
9 | IKEA | Швеция | 21,021 |
10 | Lowe’s | США | 20,672 |
Источник: Kantar
Читайте также —
Кризисный рейтинг: топ-20 самых дорогих брендов в мировом ритейле в 2020 году