Темпы строительства торговых центров в Европе существенно снизились – исследование

Темпы строительства торговых центров в Европе существенно снизились – исследование

07.05.2018 11:33
  551
Ukrainian Retail Association

Изменение потребительского поведения и рост электронной коммерции создали одновременно и сложную среду, и дополнительные возможности для владельцев торговых центров и ритейлеров.

Читайте українською

Согласно отчету компании Cushman & Wakefield «Европейские торговые центры», темпы девелопмента ТРЦ в Европе замедляются. Общая площадь законченных объектов строительства снизилась на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 3,8 млн кв. м в 2017 году.

Общий объем площадей торговых центров в Европе к началу 2018 года составил 166,5 млн кв. м, что на 2,3% больше показателя аналогичного периода в 2017 году. На Западную Европу приходится 109,7 млн кв. м, а 56,8 млн кв. м — на Центральную и Восточную Европу (ЦВЕ). В течение 2017 года Турция заменила Россию на позиции самого активного рынка Европы, введя 495 000 кв. м во второй половине года, опередив Россию (330 000 кв. м) и Польшу (298 000 кв. м), которая заняла третье место.

В перспективе, количество нового пространства, которое будет введено в эксплуатацию в течение ближайших двух лет, оценивается на уровне 6,6 кв. м. Однако, произойдет значительный разрыв между Востоком и Западом, поскольку в Западной Европе ожидается снижение объемов на 21,3%, тогда как в Центральной и Восточной Европе рост составит 12,3%. Это продлит тенденцию, сложившуюся в течение последнего десятилетия, когда Западная Европа отстает от ЦВЕ с точки зрения появления новых площадей.

Автор отчета Сильвия Джодловски, старший аналитик департамента исследований в компании Cushman & Wakefield в Лондоне комментирует: «Рост электронной коммерции, изменение потребительского поведения и ожиданий, развитие технологий и все еще растущее предложение повлияли на девелопмент европейских торговых центров и привели к сокращению объемов нового пространства. Такая ситуация особенно характерна для более развитого рынка Западной Европы, но случается также и в Центрально-Восточном Европейском регионе.

В настоящее время основное внимание девелоперов сконцентрировано на качестве пространства и его организации.

Девелоперы теперь считают организацию архитектурной среды важным компонентом успешного торгового центра, так как сочетание ритейла, отдыха и развлечений по-прежнему создает те условия, которые нельзя повторить в интернете. Хорошо спроектированные, динамические и высококачественные помещения является необходимостью для владельцев ТЦ, которые стремятся привлечь новых покупателей, повысить посещаемость и время пребывания».

В свою очередь руководитель департамента торговой недвижимости региона EMEA в компании Cushman & Wakefield в Лондоне Джастин Тейлор отметил, что сегодняшние торгово-развлекательные центры сильно отличаются от тех, которые появлялись двадцать лет назад, и им нужно будет продолжать развиваться, чтобы держать руку на пульсе и отвечать требованиям все более опытного и разборчивого потребителя.

«Термин «торговый центр» постепенно исчезает, поскольку они больше не ориентируются исключительно на шопинг. Вместо этого они сочетают традиционные компоненты ритейла с заведениями питания, досугом, временными ярмарками и сервисными центрами. Главной темой следующих нескольких лет станет «организация среды», и по мере того, как границы между секторами размываются, уже немыслимо строить торговый объект без зон отдыха, жилых помещений, офисов или коворкингового пространства. Торговые центры становятся местами, где пересекаются много разных направлений для создания ярких эпицентров деятельности, которые удовлетворяют наши самые разнообразные коммерческие, развлекательные и социальные нужды», — подчеркнул Джастин Тейлор.

Западная Европа

Франция была активной страной с точки зрения новых открытий, введя в эксплуатацию более 326 000 кв. м новых торговых площадей в 2017 году. Однако, зрелость рынка и значительное существующее предложение привели к 28%-у сокращению нового пространства по сравнению с 2016 годом.

В Великобритании слабеет спрос на торговую недвижимость за пределами основных престижных торговых локаций и избыточное предложение торговых площадей привели к 23%-у снижению активности девелопмента ТРЦ, а в 2017 году было завершено строительство всего 120 000 кв. м. В Германии наблюдалось 82%-е снижение в 2017 году поскольку законодательство об ограничении землеустройства привело к уменьшению девелопмента новых загородных торговых центров.

В Испании рекордные 82,4 миллиона туристов в 2017 году положительно повлияли на девелопмент торговых центров, поскольку спрос со стороны ритейлеров и инвесторов увеличился. Испания занимает второе место по девелопменту в 2017 году, введя 210 000 кв. м нового пространства и имея второй по величине план девелопмента на 2018/19 гг.

Среди европейских городов Хельсинки, Париж, Люксембург, Мадрид и Марсель составляют топ-5 рынков с точки зрения девелопмента.

Центральная и Восточная Европа

В 2017 году Россия была второй по величине страной с точки зрения девелопмента, несмотря на то, что ежегодный объем завершенного строительства сократился с 1,6 млн. кв. м в 2016 году до 0,6 млн. кв. м в 2017 году. Отчасти это связано с экономическим спадом в 2014 году, когда значительно снизилось число новых проектов, а также является результатом относительного равновесия спроса и предложения, достигнутой в 2017 году. План проектов на 2018 год показывает, что девелоперы теперь переключили свое внимание с крупномасштабных проектов на более мелкие объекты.

В прошлом году новое предложение на рынке торговой недвижимости Турции значительно возросло и составило 1,1 млн кв. м, что делает ее наиболее активным государством с точки зрения девелопмента и составляет 74% от общего объема завершенных объектов в регионе Центрально-Восточной Европы в 2017 году. На 2018-2019 гг. запланировано ввод 1,4 млн кв. м нового пространства, 70% из которых будут расположены в Анкаре или Стамбуле, хотя прогнозируется некоторое замедление из-за относительно слабой торговой среды и близкого к насыщению уровня в некоторых частях рынка.

В Центральной Европе в 2017 году почти на 20% уменьшилось количество новых торговых площадей. Однако улучшение экономической ситуации привело к росту заработной платы и уровня продаж в регионе. Это вызвало интерес со стороны международных ритейлеров и поддержало девелопмент торговой недвижимости в Польше, Чехии и Словакии.

Читайте также –

Дослідження ICSC: Торгові центри України в інтернеті


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка