Зайти в Сільпо: Сколько конкурентов поглотила торговая сеть за два десятка лет

Зайти в Сільпо: Сколько конкурентов поглотила торговая сеть за два десятка лет

14.05.2019 08:15
  3453
Костянтин Симоненко

С 1998 года, когда открылся первый магазин под вывеской Сільпо, эта сеть «проглотила» нескольких менее удачливых конкурентов. Когда, как и кого – в ретроспективном обзоре RAU.

Читайте українською

Как все начиналось

Торговая сеть Сільпо входит в состав Fozzy Group, которую в 1997 году основали Владимир Костельман, Роман Чигирь, Олег Сотников и Юрий Гнатенко. Они владеют компанией и сейчас. По словам Владимира Костельмана, бизнесом бывшие одноклассники занялись еще в начале 90-х, торгуя продуктами питания в Днепропетровске (ныне Днепр). Потом сосредоточились на оптовой торговле чаем, а зимой 1997 года переехали в Киев.

Первым магазином, открытым совладельцами Сільпо, был гипермаркет Fozzy (оптовый склад с открытой выкладкой). Он начал работу в 1997 году в городе Вишневое под Киевом. На данный момент сеть торговых объектов Fozzy Cash & Carry объединяет 10 гипермаркетов в 7-ми городах Украины. Кроме Fozzy и Сільпо, бизнесмены владеют брендами Le Silpo, Фора, Thrash!, Favore.

Годом основания сети Сільпо считается 1998-й. Тогда бизнесмены открыли первый супермаркет в Киеве. В 2001 году Сільпо разрослась до пяти магазинов. Сеть расширялась в основном путем покупки и аренды торговых площадей, а затем приступила к поглощению других сетей.

Первые жертвы

В конце 2002 года владельцы Сільпо, выкупив акции у трудового коллектива, приобрели сеть из 38 гастрономов Днепрянка, большая часть которых была расположена в Дарницком и Днепровском районах столицы. Вместе с магазинами также была приобретена и продовольственная база, которую превратили в распределительный центр. Также у ОАО «Днепрянка» была лаборатория по анализу качества продукции.

К лету 2003 года процесс поглощения был на финальной стадии. На месте 30 бывших гастрономов впоследствии открылись магазины сети Фора, которая появилась в 2002 году. Как сообщал тогда руководитель торговой сети гастрономов-дискаунтеров Фора Дмитрий Фильченков, перспективы развития такого формата торговли компания видела в небольших инвестициях, необходимых для создания сети.

В реконструкцию и оборудование всех 30 магазинов вложили около 20 млн грн. Поначалу переоборудовали только четыре гастронома и целый год тестировали их работу, определяя предпочтения потребителей, сезонные колебания спроса, ассортимент и формат магазина.

Тестирование показало, что оптимальным вариантом дискаунтера является магазин площадью до 400 кв. м, а стоимость его оснащения не должна превышать $300 за кв. м (данные на май 2004 года). Руководство проекта Фора оценивало емкость киевского рынка дискаунтеров в 150-200 магазинов.

Адаптация формата «дискаунтер» на территории постсоветского пространства привело к возникновению «экономичного супермаркета», к которому Фора и принадлежит. Основной принцип работы сети заключается в предоставлении покупателям товаров с минимальной наценкой за счет экономии на издержках. Сейчас под вывеской Фора по всей Украине работает 248 магазинов.

Неудачный штурм

В начале 2000-х рынок розничной торговли в Украине динамично развивался, а доля цивилизованной розницы торговли продтоварами не превышала 6%. Поэтому темпы развития впечатляли: сети Fozzy Group в таких тепличных условиях ежегодно увеличивались в 2-3 раза по количеству объектов.

В декабре 2002 года компания пыталась выйти на российский рынок. В Москве на улице Окской запустили пилотный проект — супермаркет с торговой площадью 400 «квадратов». Но оказалось, что организовать торговлю за границей и наладить отношения с поставщиками гораздо труднее, чем дома. А заниматься импортом товаров из Украины ради одной точки – невыгодно.

Поэтому уже в августе 2003 года руководство Fozzy Group решило закрыть единственный работающий супермаркет Сільпо в Москве и приостановить проект по созданию там собственной сети из трех магазинов, так как прибыль оказалась ниже ожиданий. Место Сільпо заняла новая сеть Семен Семеныч, развитием которой занялись бывшие российские менеджеры Сільпо на деньги владельца помещений Алексея Душутина (один магазин Fozzy Group у него купила, а два арендовала).

Купленное помещение продали, компания сосредоточилась на расширении сети Фора и Сільпо в Украине.

Новые приобретения

В процессе развития Fozzy Group неоднократно использовала слияния и поглощения для масштабирования бизнеса, в том числе – сети Сільпо. Большинство сделок компания провела в «золотое» для украинской экономики время – в период с 2004-го по 2008 год.

В 2004 году компания купила два супермаркета Тико-Маркет в столице на площади Победы и на Оболони. Это были магазины площадью более 1000 кв. м, поэтому на их месте открыли обычные универсамы Сільпо с ассортиментом 6000-12 000 наименований продуктов питания и сопутствующих товаров. Тогда участники рынка оценивали стоимость сделки примерно в $2 млн (из расчета $1000 за квадрат).

В феврале 2005-го стало известно о сделке по поглощению восьми магазинов российской компании Далпорт Сити (торговая марка Да! Маркет). Всего у Далпорт Сити было 10 магазинов в Киеве и 3 – в Виннице. Последние интересовали Fozzy Group больше всего, так как появилась возможность выйти в Винницкий регион. По мнению экспертов, сумма сделки могла составить $3 млн. Впрочем, не исключено, что вместо покупки имела место переуступка права аренды сети, задолжавшей поставщикам. Вероятно, поэтому подобные приобретения не фигурируют в официальной истории Fozzy Group.

В следующем году Fozzy приобрела у банка Південний сеть из 14 магазинов Рорус в Одессе и Херсоне. Спустя некоторое время все они прошли ребрендинг и сейчас работают под вывеской Сільпо. Кроме магазинов, в состав менеджмента Fozzy перешла значительная часть ключевых сотрудников сети Рорус.

Тогда же, в 2006-м, состоялось поглощение сети из 12 дискаунтеров Панич, на площадях которых в скором времени открылись гастрономы Фора. Сеть Панич, основателем которой был Киевский универсальный банк, насчитывала пять объектов в Киеве (четыре из которых имели площадь порядка 300–400 кв. м, один — 2000 кв. м), магазин в Вышгороде, а также шесть торговых точек в Мариуполе. На момент осуществления сделки работало всего четыре точки, а долги по кредитам перед банком составляли 80 млн грн.

По словам участников рынка, Fozzy Group только переоформила на себя права аренды, а не долговые обязательства, поэтому и отрицала факт покупки. В интервью СМИ Владимир Костельман тогда говорил, что около 60% недвижимости находится в собственности Fozzy Group и только 40% — арендованные помещения. Все свои магазины размещали в уже существовавших зданиях.

Скупка по-крупному

Зато в 2007 году состоялись сразу две большие покупки . В сентябре 2007 года Fozzy Group и компания БМ-Трейд (ее конечный бенефициар — литовский ритейлер Sanitex) заключили договор, в результате чего более 40-ка магазинов, работавших под брендом Буми-Маркет, стали до конца 2008 года частью торговой сети Фора. Общая площадь магазинов сети – 24 000 кв. м в Киеве, Киевской, Черниговской, Сумской и Житомирской областях.

В собственность холдинга перешли как торговые площади, так и операционная часть бизнеса БМ-Трейд, что позволило компании усилить позиции в Киеве и области. Стоимость сделки оценивали в $30-50 млн, т. к. большая часть магазинов работала на арендованных площадях.

Через два месяца, в ноябре 2007 года, компания завершила сделку по поглощению запорожской торговой сети КИТ (17 магазинов в Запорожье и 1 — в Бердянске). Сеть из 24 магазинов (еще 6 готовились к открытию в разных городах Запорожской области) была оценена хозяевами в $30 млн. По условиям сделки, Fozzy установил контроль над операционной деятельностью запорожской сети. Кроме того, холдинг получил право долгосрочной аренды помещений магазинов, включавших в себя сразу четыре формата: магазины премиум-класса Кит-Фаворит, обычный маркет КИТ, минимаркет Хит и cash&carry ЕвроКит.

Тогда компания Интермаркет подсчитала, что «цивилизованная розница» уже занимает 33% украинского розничного рынка. Согласно исследованию международной консалтинговой компании A.T. Kearney, Украина в 2006 году заняла 4-е место по инвестиционной привлекательности для международных торговых сетей. В свою очередь национальные операторы активно развивались за счет регионов, так как в Киеве ощущался дефицит торговых площадей, а конкуренция между сетями значительно выросла.

Передел конкурентов

В 2010 году Fozzy Group увеличила товарооборот своих торговых сетей на 37,5% — более чем до 16 млрд грн. К концу года общее количество магазинов в продуктовых торговых сетях группы составило 323. Не в последнюю очередь за счет занятия площадей, ранее принадлежавших конкурентам.

Так, в июле 2010 года на месте четырех магазинов Spar в Черкассах открылись точки Cільпо, благодаря сделке по переуступке прав аренды на магазины, склады и оборудование.

В декабре 2010 года Сільпо выкупил торговые площади 7 магазинов ЮСИ в Харькове. Частная промышленно-торговая фирма ЮСИ объединяла 8 продовольственных магазинов, 7 из которых были расположены в Харькове и 1 – в Ровно. Суммарная торговая площадь сети составляла около 5000 кв. м. Магазины сети ЮСИ работали в разных форматах (торговая площадь от 300 до 1200 кв. м), поэтому только часть из них сменила вывеску на Сільпо.

В августе 2011 года Сільпо заняли место трех киевских магазинов Rainford днепропетровских бизнесменов Александра Мартынова и Бориса Цейтельмана. Еще Rainford переуступил право аренды на семь магазинов в Запорожье и Днепропетровске. Всего в сети на тот момент было 16 магазинов (включая купленные ранее точки «Большая ложка»). Переговоры о продаже велись и с Varus, который разделил с Сільпо оставшиеся торговые точки.

Любопытно, что первый магазин Fozzy Group изначально работал под вывеской «Партнер-Вишневый», а сам бренд «Партнер» принадлежал Rainford, с которой работали на условиях франшизы. Так бывший покупатель франшизы купил своего франчайзи.

Впрочем, скупали не только магазины конкурентов. Сентябрь 2015-го ознаменовался покупкой за $10-16 млн магазина DIY Новая линия площадью около 5000 кв. м.

Через четыре года, в 2015-м после закрытия 14-ти супермаркетов Амстор на их месте открылись магазины Сільпо. В данном случае речь не идет о поглощении или переуступке прав аренды, но чтобы предоставить максимально полную и подробную информацию сети, этот факт мы включили в таблицу.

Летом 2015-го супермаркет Сільпо на 2900 кв. м открылся в Ровно в ТРЦ Чайка на площадях, ранее занимаемых магазином сети Край, которая была выставлена собственником, Анатолием Юркевичем, на продажу. Годом раньше аналогичный магазин открылся на месте Край в ТЦ Фестивальный на жилмассиве Троещина в Киеве. Также Сільпо активно поглощал площадки Фуршета в торговых центрах Киева, например, в ТЦ Гулливер.

В октябре 2015 года открылся Сільпо на Оболони, где ранее располагался премиум-супермаркет сети Маленький Принц (до этого назывался Delight) компании Марком Ильи Гринберга.

В сентябре 2017 года открылся 240 по счету Сільпо. Этот магазин на 1300 кв. м появился в Киеве на месте, где свыше десяти лет работал супермаркет сети West Line, которая в 2016-м окончательно ушла из сферы розничной торговли.

После чего ритейлер сосредоточился на обновлении уже существующих объектов, повышении эффективности бизнеса и органическом развитии в новых локациях, в том числе и открывающихся ТРЦ. Информации о новых и будущих сделках пока нет, но практически наверняка собственники группы приглядываются к привлекательным объектам, в том числе и работающим сетям. Усиление конкуренции и нехватка площадок ужесточают борьбу за доступные площади, и можно ожидать появления новых Сільпо вместо менее удачливых соперников.

Съели и переварили

Методика интеграции новых магазинов в сеть Сільпо выглядит примерно так: создаются рабочие группы по каждому объекту. Первоначальная их задача — определить формат магазина, который будет размещен в купленном или арендованном помещении, а также сети, в которую войдет данная точка (Сiльпо, Фора и т.д.).

Исходя из принятого решения определяется объем работ (ремонт, размещение оборудования) и составляется план реструктуризации управления (если это уже действующий магазин).

Успешный опыт отдельных регионов внедряется по всей сети. Работа магазинов сравнивается по целому ряду показателей. Например, если в магазине работает 100 человек, а в другом с такими же показателями только 20, то нужно работать так, как работают во втором регионе. И так далее, по всем сферам и направлениям.

Читайте также —

Сільпо 20 лет: топ-20 малоизвестных фактов о флагманской сети Fozzy Group


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка