Итоги года в мировом ритейле: взгляд экспертов

Итоги года в мировом ритейле: взгляд экспертов

22.12.2017 09:00
  1054
Іван Зайцев

World Retail Congress подготовил отчет, в котором эксперты из разных стран и континентов делятся своими взглядами на итоги уходящего года для мирового ритейла и рассуждают о перспективах развития в следующем году.

Читайте українською

Конец декабря – традиционное время для подведения итогов, оценки достижений в уходящем году и составления планов развития на будущий год. Опрошенные World Retail Congress эксперты рассказали, чем им запомнится уходящий год, что произошло с ритейлом в их регионе, и какие ожидания и прогнозы на 2018-й. RAU подготовила перевод самых интересных высказываний специалистов.

Ian McGarrigle, Chairman World Retail Congress:

За последние 12 месяцев в розничной торговле во всем мире происходил быстрый переход к цифровым каналам. Amazon и Alibaba продолжали задавать темп и подавать рынку пример, покупая розничные сети и внедряя новые технологии. Но как эти макроэкономические тенденции реализовывались в отдельных странах и на региональном уровне? Как ритейлеры на этих рынках реагировали на структурные изменения, а также на экономические и политические факторы?

Чтобы предоставить подробный анализ года, мы попросили группу признанных экспертов в ритейле прокомментировать, что и как в прошлом году повлияло на розничную торговлю в их регионе. Если резюмировать их высказывания, то ритейл должен становиться все более изобретательным, креативным и эластичным, чтобы успешно развиваться в современном сложном, непредсказуемом и быстроменяющемся мире.

Азия

Deborah Weinswig, Managing Director Fung Global Retail&Technology:

Китай был локомотивом роста в 2017 году, и мы ожидаем, что это продолжится и в 2018-м. Также ожидаем, что Япония продемонстрирует незначительный рост розничных продаж, учитывая тенденцию восстановления экономики. В Южной Корее розничные продажи росли в этом году, несмотря на политические сложности с Китаем и угрозы со стороны КНДР. Если геополитическая ситуация не ухудшится, мы прогнозируем значительно больший рост ритейла в Республике Корея в следующем году.

В 2017 году рост розничного товарооборота в Китае составил более чем 10%. Основным двигателем снова стали онлайн-продажи.

Китайские покупатели потратили $25,3 млрд на День Холостяка 11 ноября на Alibaba и $19,1 млрд на JD.com. По сравнению с прошлым годом рост составил 39% и более 50% соответственно.

Вероятней всего, тенденция сохранится и в 2018 году, особенно если интернет-гиганты будут уделять особое внимание переходу из онлайна в офлайн, геймификации продаж, внедрению элементов развлечений и общей «новой розничной» модели.

Интернет-магазины, особенно Alibaba, продолжали возглавлять консолидацию традиционных офлайновых и онлайн-магазинов. Два крупнейших интернет-магазина Поднебесной, Alibaba и JD.com, приобрели или инвестировали в различные розничные форматы, и открыли новые физические магазины в 2017 году.

Судя по всему, они продолжат инвестировать в традиционную розницу, в том числе покупая офлайновых ритейлеров, поглощая их или консолидируя активы.

Розничные продажи в Японии показали незначительный рост в первые три квартала, и снизились только в октябре из-за плохой погоды. Учитывая, что доходы домохозяйств и индекс потребительского доверия в Японии продолжают расти, ожидаем, что снижение розничного товарооборота будет носить временный характер, и скоро рост продаж возобновится.

В Южной Корее розничные продажи выросли, несмотря на запрет Китая на поездки в Корею, когда Южная Корея активировала High Altitude Area Defense (THAAD) для защиты от угроз из Северной Кореи. Недавно Китай смягчил запрет на поездки в Корею и антикорейские настроения ослабли. Мы ожидаем, что розничные продажи в Корее будут расти, при условии, что геополитическая ситуация не ухудшится.

США

Robin Lewis, CEO The Robin Report:

Рождественские колокольчики начинают более громко звонить в США сразу после окончания распродаж Черной Пятницы и Кибер-Понедельника. Санта принесет ритейлерам очередной рост продаж. Кажется, эта метафора удачно описывает ожидания и надежды экспертов и большинства руководителей ритейлеров. Я скрещиваю свои пальцы.

Хорошая новость: наем рабочих в США в октябре восстановился; потребительские расходы растут; рост ВВП составил около 3% за последние два квартала; NRF (Национальная федерация ритейла) прогнозирует рост товарооборота в 4% во время праздников; фондовый рынок находится на рекордно высоких уровнях; ожидается сокращение корпоративного налога, которое должно помочь созданию новых рабочих мест, повышению заработной платы и, соответственно, расходов потребителей.

Так что не нравится в этой картине? Retail Next, компания, специализирующаяся на  отслеживании трафика, прогнозирует всего 2,1% роста для офлайн-магазинов на праздники; в то время как занятость населения растет, заработная плата не повышается; в то время как расходы растут, сбережения снижаются и задолженность по кредитам увеличивается.

Кроме того, потребители больше тратят на путешествия, отдых, развлечения, рестораны, здоровье и благополучие, домашние и другие услуги.

Около $2,5 трлн прибыли корпораций оседают в банках и активах, а не используется для инвестирования в персонал, повышение заработной платы или создание дополнительных производственных возможностей. Так почему следует полагать, что корпоративные налоговые льготы будут использованы для этого? Может быть, в конце концов однажды просто не хватит спроса на избыточное предложение, которое накапливается в США. Соответственно, насколько хватит прогнозируемого роста продаж на 4%?

Чтобы справиться с этой проблемой, американские ритейлеры перешли к ценовой конкуренции за потребителя. По сути, дисконтирование цен стало основой конкуренции почти во всех секторах розничной торговли.

В новом мире электронной коммерции Amazon снова возглавит рейтинг самых крупных компаний: продажи корпорации растут на 20-30% в год, он обеспечит более 50% роста онлайн-продаж во время праздников, и на его долю приходится более трети всего рынка. Walmart станет звездой в старом мире, где он ускоряет преобразование и внедрение мультиканальности, чтобы стать крупнейшим кошмаром Amazon. Если одежда снова станет любимым подарком, Macy’s, Kohl’s, Nordstrom и JC Penney должны преуспеть. Children’s Place будет победителем в своем сегменте, со своей ставкой на маленькие, интимные, персонализированные магазины и бутики, которые удовлетворят миллениалов.

Великобритания

Richard Hyman, founder Richard Talks Retail:

Это был самый тяжелый год для ритейла Соединенного Королевства, и ждать с оптимизмом 2018-й оснований мало. Прошлый год показал многочисленные препятствия для развития ритейла (минимальная заработная плата, высокая плата за обучение, ставки по кредитам и амортизация фунта стерлингов являются ключевыми). Скорее всего, депрессия потребительского рынка Великобритании будет продолжаться, а это значит, что спрос останется очень низким. Инфляция в экономике приводит к тому, что рост стоимости будет продолжать опережать продажи.

Широко распространенные ценовые акции, в которых доминируют британские непродовольственные товары, в течение всего года являются симптомом системной слабости и давления наличности.

Это, в свою очередь, привлекает внимание к корпоративным долгам и заставляет беспокоится о возможностях более слабых компаний обслуживать свои кредиты. Мы также наблюдаем резкое сокращение работников в промышленности: верный симптом маржинального давления, поскольку ритейлеры пытаются снижать стоимость товаров для покупателей. Между тем, уже переполненный рынок сталкивается с большим ростом продаж в онлайн-секторе, который растет месяц за месяцем. Между лидерами и аутсайдерами никогда не было такого разрыва.

Победители демонстрируют, что необходимо для процветания. Primark и Aldi всегда смогут предложить самую привлекательную цену, и они обеспечивают надежное и стабильное качество. Costco фокусируется на коррекции ассортимента и низкой цене. LUSH сосредоточился на фантастическом обслуживание клиентов. И ZARA — это модель, которая больше, чем любая другая, начинается и заканчивается работой с клиентом. Эти предприятия представляют собой фантастические образцы для подражания.

Но они — исключения. В противном случае высококонкуретный рынок понес бы гораздо меньше потерь в 2017 году. Ситуация просто требовала изменений, и некоторые из них начались в конце этого года. Они продолжатся в 2018-м, и я ожидаю, что это потрясет британских ритейлеров. Это будет больно для компаний и для сотрудников, и часть из них вынуждена будет уйти с рынка. В результате появится более сильный, более яркий сектор розничной торговли, а победители получают больше возможностей для развития.

Германия

Mirko Hackmann, Editor In Chief Handelsjournal

В 2017 году потребительские настроения в Германии оставались на стабильно высоком уровне. Это привело к готовности немцев больше покупать, что стимулирует общий экономический рост и увеличение индивидуального дохода. Немецкая экономика продолжает расти. Вследствие этого, условия для частного потребления редко бывали лучше. Рост продаж даже не замедлился из-за ожидаемого увеличения цен и относительно медленного роста доходов домохозяйств за год.

Розничная торговля в Германии продолжала расти и увеличивала доходность восьмой год подряд. По данным немецкой Ассоциации розничной торговли HDE, номинальный рост в 2017 году составит 3% по сравнению с 2016-м. Немецкие ритейлеры ожидают выручку в размере 501,2 млрд евро за 2017 год.

Онлайн-бизнес остается движущей силой ритейла и за год обеспечил около 30% от общего роста.

Также мультиканальные продажи, в основном как отпрыск традиционной и интернет-торговли, продолжают расцветать: более, чем половина многоканальных ритейлеров ожидают увеличения продаж за год, несмотря на снижение посещаемости физических магазинов на 8%. Интернет-торговля в 2017 году выросла на 10% — до 48,7 млрд евро. Традиционный ритейл вырост только на 2%.

Хотя тенденции во второй половине года были довольно положительными, особенно для крупных игроков, мелкие и средние ритейлеры не слишком счастливы. В частности, из-за усиления конкуренции с онлайн-магазинами.

Предприятия с ограниченным инвестиционным потенциалом вряд ли смогут идти в ногу с e-commerce, в то время как крупные розничные торговцы действительно получают прибыль. В интернете наконец стал представлен немецкий пищевой сектор: ритейлеры ожидают роста продаж в 20% за 2017 год, что сделает E-Food одним из самых динамичных сегментов в сфере электронной коммерции в Германии

Россия

Alexey Filatov, Head Of Bbcg & Retail Academy

Ритейлеры в России сталкиваются с теми же проблемами, что и их коллеги по всему миру. Изменение поведения потребителей, вызванное новыми технологиями, приводит к трансформации всех ритейлеров. Но осенью 2017 года мы увидели большой сдвиг в настроениях, которое улучшает ситуацию в российской экономике. Это дало ритейлу стимул к восстановлению, но не отменило необходимости в цифровых преобразованиях.

Несмотря на некоторое улучшение экономики, последствия кризиса 2014-16 годов должны привести к новому этапу консолидации розничного рынка России.

Согласно опросу BBCG, в течение последних 9 месяцев закрылись почти 70 региональных сетей аптек, магазинов одежды и моды. Их доля и во многих случаях их магазины отошли крупным игрокам рынка.

В итоги, «старый рынок», такие компании, как X5 Retail Group, выиграли от консолидации. Отличная производительность группы определяется новыми форматами ее дисконтных магазинов, «Пятерочка» и новой модели супермаркетов «Перекресток». Их стратегия состоит в том, чтобы сосредоточиться на формировании уникального предложения продуктов, в том числе свежих продуктов во всех подкатегориях.

Среди непродовольственных ритейлеров стоит отметить производителя мебели HOFF (22 гипермаркета плюс 11 магазинов малого формата). Явным лидером в DIY является Leroy Merlin Россия. Компания в этом году успешно продолжила расширение во всех регионах, ее объем продаж равен продажам трех ближайших конкурентов вместе взятым.

Но критическая проблема для всего рынка – cross-board торговля. В частности, роль Alibaba стала намного важнее в этом году.

По данным Российской интернет-ассоциации, объем онлайн-импорта превысит $7 млрд к концу 2017 года. Я считаю, что самой важной сделкой года в России является создание совместного предприятия Яндексом и Сбербанком, которая предусматривает инвестиции в $1 млрд в Yandex.Market. Yandex.Market сможет играть важную роль как для рынка, так и для экосистемы современной розничной торговли в России. Сделка будет закрыта к концу декабря 2017 года.

Читайте также –

Тренди digital маркетингу на 2018 рік


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка