Старожилы рынка: старейшие FMCG-сети Украины (+инфографика)
Как сложилась судьба компаний, первыми начавших построение собственной розничной сети под своим брендом, кто до сих пор успешно развивается, а кто – уже ушел из бизнеса.
По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, сейчас в нашей стране работает около 140 продуктовых розничных сетей. Часть из них – небольшие локальные игроки, а часть – национальные гиганты с сотнями магазинов. Причем некоторые лидеры присутствуют на рынке уже без малого 20 лет! RAU проанализировала: какие ритейлеры начали выстраивать собственные торговые сети первыми, кто последовал за первопроходцами, и как сложилась судьба первых сетевых розничных компаний.
Первопроходцы
Первая достаточно системная розничная сеть в формате Cash&Carry появилась в Украине в 1995 году: оптовый магазин компании Rainford «Солнечный». Его открыли в Днепре местные бизнесмены Александр Мартынов и Борис Цейтельман. Но до наших дней она «не дожила».
Основная часть отечественных FMCG-сетей появилась на рубеже тысячелетий. В 1998 году с легкой руки предпринимателя Игоря Баленко начали работу точки Ля Фуршет, с недешевым импортным ассортиментом. Это обстоятельство, умноженное на кризис 1998-го, привело бизнесмена к новому дисконтному формату магазина — так появился первый супермаркет Фуршет. Украинцы искали низкие цены, и восприняли «на ура» формат дисконтного магазина: первый Фуршет окупился менее чем за два года.
В том же году Владимир Костельман открыл под Киевом первый Fozzy Cash&Carry, а в столице — первый Сільпо. Тогда же появились магазины еще одного великана — АТБ. На самом деле они уже работали, в формате супермаркета и дискаунтера, но назывались «Тополь», «Калинка», «Березка», «Клен», незамысловато «Продукты». В 1998 году Геннадий Буткевич с партнерами переименовали магазины — так появились АТБ-маркеты (аббревиатура «Агротехбизнес», компании Буткевича). В дальнейшем успех сети обеспечило следование бизнес-моделям популярных европейских дискаунтеров — Lidl и Aldi, основанных на низкой наценке, высоком обороте и быстром расширении сети.
Появление еще одного бренда — Велика кишеня, случилось через два года, в 2000, не исключено, что из-за того, что Баленко и Роман Лунин не смогли договорится ранее об открытии Фуршета на базе цеха, принадлежавшего Лунину. Он реализовал идею Баленко и спустя два года открыл там супермаркет Велика кишеня.
Гости из-за границы
Перспективный украинский рынок привлек и зарубежные компании. Первой из «варягов», в 2000 году, на рынок вышла австрийская REWE Group, открыв первый супермаркет BILLA В Киеве. За 8 лет компания за счет иностранных инвестиций построила и открыла супермаркеты в Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Харькове, Днепродзержинске, Сумах, Одессе, Никополе, Краматорске, Житомире. Последний кризис не прошел бесследно — в 2017 году стало известно о том, что BILLA свернула бизнес в регионах и распродала там активы.
В 2001 году на рынке появилось сразу четыре новых сети: Наш край, Вопак, Копейка и Таврия В. Первых трех объединяет «прописка» — Западная Украина. Из небольших региональных сетей они выросли в ритейлеров национального масштаба. К примеру, магазины самого быстрорастущего из них — Наш край, сейчас работают в 18 областях Украины. Это один из первых украинских ритейлеров, который сделал ставку на развитие по франчайзингу.
В 2002 году Владимир Костельман запустил новый формат – «магазины у дома». Для развития своей новой сети Фора Fozzy Group скупала достаточно крупные региональные сети. К примеру, на начальном этапе развития сеть усилили 30 магазинов Днепрянка, а затем 40 точек украинско-литовской сети Буми-маркет.
2003 год можно считать годом экспансии иностранных брендов — в Украине открылись первые торговые точки немецкой METRO Cash & Carry – торгового подразделения компании METRO Group. Несмотря на убытки, понесенные ритейлером в 2014 году в Донецке, и потерю 4 гипермаркетов, ритейлер активно развивается и внедряет новые форматы.
Завершили парад «иностранцев в ритейле» французы – в 2008 году в Украину вышла корпорация Auchan, развивающая бренд Ашан. С тех пор она построила или купила более 20 торговых объектов формата «гипермаркет» и «супермаркет», а в планах компании – развитие и формата «магазин у дома».
Мертвые души
Но не у всех зарубежных ритейлеров отношения с украинским потребителем сложились. Многие из них так и не смогли закрепиться в стране и вынуждены были уйти с рынка. Особенно это справедливо для компаний, ранее успешно работавших в России. В 2005 году в Украину вышли сразу две сети с российскими корнями: Патэрсон и Перекресток. Оба бренда очень хорошо известны в РФ, и их выход сопровождался громкими заявлениями о планах быстро потеснить местных игроков и войти в число лидеров розничного рынка. Не сложилось.
Патэрсон проработал чуть более трех лет, и максимум, чего смог добиться – три супермаркета в Киеве. Перекресток, входящий в состав крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group, также не оказал по сути никакого влияния на рынок продуктовой сетевой розницы – 13 магазинов даже по украинским меркам не являются сколько-нибудь заметной сетью. В 2013 году Перекресток продал свои торговые точки и свернул бизнес в Украине.
Еще меньше продержался на отечественном рынке бренд О’Кей, успешно развивавшийся в России. В 2007 году компания открыла свои первые гипермаркеты, а уже в 2009-м была вынуждена покинуть Украину.
Справедливости ради стоит отметить, что даже западные корпорации не всегда могут похвастаться сплошными успехами. Неудачей завершилась попытка Metro Group вывести на украинский рынок бренд Real: в 2012 году два гипермаркета бренда были проданы Auchan в рамках глобальной сделки по продаже активов Real в Восточной Европе.
Есть примеры и отечественных FMCG-сетей, «не доживших» до наших дней. Один из самых известных – первая розничная сеть Украины Rainford, на пике развития насчитывавшая 49 магазинов. В 2011 году из-за высокой долговой нагрузки компания обанкротилась.
Причина исчезновения ряда других брендов банальна: поглощения более удачливыми конкурентами. Так с карты сетевой продуктовой розницы Украины исчезли Барвинок, Би-маркет, Буми-маркет, Караван и другие сети. Внутрикорпоративный конфликт и начало вторжения пророссийских сил в Донбасс привел к «скоропостижной смерти» розничного бизнеса компании Амстор. Сейчас на месте маркетов бренда открылись Сільпо, а сам Амстор существует только в виде торговых центров.
Редакция благодарит компанию GT Partners Ukraine за помощь в подготовке материалов.
Читайте также —
Топ-10 найбільших торговельних мереж України за сумарною торгівельною площею