Что будет с рынками доставки и e-commerce – прогноз Нова пошта
Директор по продажам Нова пошта Олег Макаренко рассказал о трендах на рынках доставки и онлайн-торговли.
О расцвете e-commerce
Когда молодых предпринимателей, которые продают товары через интернет, спрашивают о стимулах для развития бизнеса, большинство из них называет возможность купить товар в пару кликов и легко заказать экспресс-доставку. Эта возможность появилась у предпринимателей в последние 10-15 лет. Она дала «зеленый свет» онлайн-торговле, бум которой в Украине происходит прямо сейчас. О том, что происходит и намечается в сферах доставки и e-commerce, можно судить по аналитике Нова пошта.
По нашим данным, компания доставляет более половины общего объема посылок для украинского e-commerce. В 2016 году эта цифра превысила 25 млн посылок или на 50% больше, чем в 2015-м. Если еще в 2014 году доля доставок из онлайн-магазинов в общем объеме Нова пошта составляла около 20%, то сейчас это уже почти четверть общего грузооборота.
Если сравнивать первые кварталы 2016 и 2017 годов, то объемы доставок для e-commerce выросли на треть.
В течение следующих пяти лет, по нашим прогнозам, рынок доставки в количестве отправлений вырастет почти на 70% в сравнении с показателями прошлого года.
О дальнейшем росте
Наш прогноз таков: до 2020 года ежегодно рынок е-commerce продолжит расти количественно в среднем на 20%. При этом мы предполагаем, что темпы прироста будут понемногу снижаться за счет нескольких факторов. Прогнозы, основанные на внешних исследованиях, говорят о том, что в последующие годы количество новых онлайн-пользоваталей в Украине будет постепенно снижаться (доля интернет-пользователей к 2021 году вырастет всего на 10% — до 78%). Снижаться будет и темп прироста приобретений на одного онлайн-покупателя (прогнозированный спад с 16% роста в 2017 году до 7% к 2021-м). Всему этому будет способствовать уже достаточно высокий уровень проникновения интернета по Украине.
E-commerce идет в регионы
Мы наблюдаем расширение покрытия услугами e-commerce районных центров, мелких городов и сел.
Начиная с 2014 года, количество доставок из интернет-магазинов получателям вне областных населенных пунктов Украины растет примерно по 50% в год.
Если в 2015 году этот показатель превышал 8 млн посылок, то к концу 2016-го достиг почти 13 млн. Выросло и количество адресных доставок онлайн-покупок на периферию больших городов: показатели за 2016-й почти на 40% выше аналогичных за 2015 год.
Мы также отмечаем, что вне больших городов растет популярность международного онлайн-шопинга. Жители небольших населенных пунктов заказывают преимущественно мелкие товары весом до одного килограмма и все чаще предпочитают получить товар курьером.
Что делать логистам
Чтобы удовлетворить растущий спрос на адресную доставку в регионах, операторы доставки будут совершенствовать курьерский сервис: вкладывать в автоматизацию процессов и обучение наемного штата сотрудников, пополнять автопарк. Этим уже занялись в Нова пошта: в 2016 году мы увеличили автопарк на четверть, а штат курьеров – почти на треть. Наши курьеры проходят обязательное обучение по программам клиентского сервиса. А прошлом году курсы прошли около 8500 курьеров, за первые три месяца текущего года – уже более 4200 человек.
Кроме того, есть все основания рассматривать направление почтоматов.
Автоматизированные точки выдачи посылок – оптимальный канал для e-commerce, поскольку они предназначены для небольших отправлений.
В ближайшие годы сегмент почтоматов покажет себя одним из самых перспективных для обеих отраслей, потому что украинцы будут все больше ценить время и возможность получить доступ к посылке 24/7.
Читайте также —