Топ-20 самых дорогих брендов в мировом ритейле в 2022 году (инфографика)
Утратил ли McDonald’s в себестоимости после выхода с рынка россии, какой новый бренд впервые попал в рейтинг самых дорогих ритейлеров в мире, почему растет ценность фаст-фуда и как в целом изменилась стоимость международных ритейлеров в условиях войны, затронувшей всех.
Глобальная аналитическая компания Kantar проанализировала стоимость мировых компаний и выпустила свой ежегодный рейтинг топ-100 самых дорогих брендов Kantar Brandz 2022. Общая стоимость торговых марок из списка выросла на $1,6 трлн и достигла $8,7 трлн. Лидером в нем стал Apple, стоимость которого увеличилась с $612 до $947,1 млрд, несмотря на то, что американская компания прекратила продажи своей техники в россии еще 1 марта. Второе место занял бренд Google ($819,6 млрд), а на третьем месте оказался лидер прошлогоднего рейтинга – Amazon – его стоимость составила $705,6 млрд. Какие еще изменения произошли в рейтинге и кто среди ритейлеров в лидерах – в обзоре трібуна та RAU.
Новички и те, кто потерял позиции
Впервые в топ-10 вошел люксовый ритейлер Louis Vuitton, принадлежащий конгломерату LVMH. Его стоимость по оценке аналитиков составила $124,2 млрд. Microsoft и Tencent заняли четвертое и пятое места, сохранив позиции прошлого года. При этом стоимость Microsoft увеличилась на $201 млрд, а бренд китайского IT-гиганта стал дешевле на $27 млрд. В топ-10 оказались еще три подешевевшие марки: Visa, Facebook и Alibaba.
Что касается 20 самых дорогих ритейлеров, то в список впервые попала латиноамериканская эко-система онлайн-торговли Mercado Libre ($29,9 млрд). Также среди новичков – сеть ресторанов быстрого питания KFC ($22,3 млрд). Интересно, что стоимость бренда в 9 раз меньше конкурентного McDonald’s ($196,5 млрд), занявшего шестое место рейтинга. Последний увеличил себестоимость за год почти на треть и это при том, что после выхода из россии убытки McDonald’s составили $1,4 млрд. Тот случай, когда репутация бренда стоит значительно больше прибыли.
В Kantar отмечают, что важную роль в успехе бренда играет быстрая цифровизация — более четверти всей выручки McDonald’s на шести крупнейших мировых рынках приходится на цифровые каналы: обновленное приложение, персонализированные предложения, возможность легко и быстро сделать заказ онлайн и забрать его.
Стали только дороже
Категории потребительских технологий и люксовых розничных игроков лидируют по темпам прироста стоимости брендов, увеличившись на 46% и 45% соответственно. Успех сектора ритейла обеспечивали в этом году прежде всего такие люксовые бренды, как Louis Vuitton и Hermès. Стоимость французского модного дома Hermès ($80,3 млрд) увеличилась с 2021 года на 73%, другого француза – Louis Vitton – на 64% ($124,2 млрд). Список самых быстрорастущих брендов возглавил ювелирный дом и производитель часов Cartier, стоимость которого увеличилась на 88% и составила $10 млрд.
Значительно растут в стоимости малоизвестные в Украине спортивные fashion-бренды – канадский ритейлер спортивной одежды Lululemon Athletica ($20 млрд) и китайские компании Anta Sports ($3,7 млрд) и Li-Ning ($3,7 млрд). Исследователи оценивают их стоимость выше, например, чем Under Armour ($3,2 млрд), однако ни одна из четырех вышеупомянутых марок в этом году в первую сотню не попала. Та же ситуация постигла Uniqlo и H&M, которых аналитики оценили в $14 млрд и $7 млрд.
Следует отметить наличие в списке трех брендов быстрого питания. Они соперничают уже не за самое дешевое «бюджетное меню», а за особый опыт и культуру потребления. Никто, кроме Starbucks ($61 млрд) не готовит фраппучино, нигде, кроме Burger King ($7 млрд), не подают вопперы. Уникальное меню и ритуалы самых дорогих брендов фаст-фуда создают особую связь с молодой аудиторией.
Среди FMCG-ритейлеров в этом году особенно выделяется Costco ($49 млрд), уступающий в своей категории разве что гиганту Walmart. Сеть магазинов имеет свой уникальный подход к брендингу: обязательное членство в «семье Costco» для покупок и модель магазина-склада позволяет ритейлеру удерживать цены на низком уровне. При этом Costco скрывает большинство своих онлайн цен от нечленов, что защищает поставщиков бренда от лишнего сравнения цен на товары.
Если брать только ритейл (к нему исследователи не относят фаст-фуд, люксовые бренды, а также производителей одежды и обуви, даже если у них есть свои магазины), то двадцатка самых дорогих брендов в ритейле выглядит следующим образом.
В своем исследовании Kantar комбинирует потребительские оценки с анализом финансово хозяйственной деятельности каждого предприятия. Методология подразумевает оценку стоимости торговых марок как инструментов социального воздействия, генерирующих прибыль (нематериальный актив). Стоимость бренда – это сумма в долларах, которую бренд вносит в общестоимость корпорации. То есть количественно определяется какой объем покупок и какая часть надбавки к цене, которую платят клиенты, может быть отнесена на счет капитала бренда. В этом году анализ включает 19250 брендов, 5,4 млн потребителей, 522 категорий, 51 рынок. Рейтинг составляется специалистами компании ежегодно, начиная с 2006 года.
Читайте также
Топ-50 ритейлеров, которые ушли из россии, приостановили работу или остались работать