CEO Philips Ukraine: «Серый» рынок техники в Украине составляет до 20%
Ирина Березовская, генеральный директор Philips Ukraine, об изменениях в экономике Украине, росте потребительского спроса и борьбе с контрафактным товаром.
Оценка международными компаниями экономических и политических изменений в Украине – пожалуй, один из самых надежных критериев. Ни одна транснациональная корпорация не будет инвестировать в страну с запредельным уровнем коррупции, неработающей судебной системой, произволом силовых органов. Тем интересней узнать у представителей гигантов: как они воспринимают изменения в политической и экономической жизни страны, и готовы ли вкладывать в развитие своего бизнеса в Украине. Издание Новое Время пообщалось с генеральным директором Philips Ukraine Ириной Березовской, и расспросило обо всех этих нюансах. RAU публикует сокращенную версию интервью.
– Как вы оцениваете ситуацию с инвестклиматом в Украине? Стало лучше или хуже здесь за последние годы? И почему?
– Действительно, и мы, и все бизнес-сообщество замечаем некоторый прогресс относительно инвестиционной привлекательности Украины. Индекс инвестиционной привлекательности впервые превысил значение 2010-2011 года. Однако он только вышел из отрицательной плоскости. То есть те оценки, которые ранее были негативными, стали нейтральными. Поэтому показатель 3,15 из 5-ти – хороший прогресс относительно предыдущих лет. Но это признак того, что есть куда расти. Положительным фактором является и уменьшение регулирования на валютном рынке, а также прогресс по дерегуляции, который тоже улучшает инвестиционную привлекательность страны.
– А что стало лучше, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
– Мы замечаем существенный прогресс в дерегуляции. Одно из последних решений, которое облегчило ведение бизнеса для многих компаний – это отмена печатей. Эффективным решением для поддержки прозрачности бизнеса стало обязательство продавцов выдавать фискальные чеки при продаже бытовой техники. Они позволяют потребителю получить гарантийный сервис и быть уверенным в качестве продукции, которую он покупает.
– Сталкиваетесь ли вы с проблемой нелегального импорта продукции на украинский рынок и вообще с проблемой нелегального или черного рынка?
– Согласно оценкам экспертов, «серый» рынок составляет до 20% от объема продаж всей бытовой техники в Украине. Поэтому производители так или иначе сталкиваются с таким явлением. Мы активно работаем в Европейской бизнес ассоциации для того, чтобы на законодательном уровне уменьшить возможности «серого» импорта. Сейчас ведется работа над законопроектом о закреплении принципа национального исчерпания прав, который ограничит возможности нечестных компаний относительно ввоза «серого» импорта в Украину.
– Недавно народные депутаты предложили снизить объем возможного получения по почте различных видов товаров до 150 евро на одного человека в месяц. Как вы оцениваете такую инициативу?
– Мы не является участником этой инициативы. И на самом деле считаем, что такая инициатива не поможет преодолеть проблему «серого» импорта в Украине. Эффективным инструментом на законодательном уровне может стать принцип национального исчерпания прав, который работает в Европейском Союзе. Таким образом станет невозможной контрабанда в крупных размерах.
– Если говорить о рынке малой бытовой техники, что на нем сейчас происходит?
– Рынок малой бытовой техники в 2017 году существенно вырастает по сравнению с предыдущим годом. Темпы роста и в штуках, и в гривнях являются двухзначными. Мы видим, что за первое полугодие объем рынка в штуках почти достиг объема 2015 года. В целом мы ожидаем, что нынешний результат превзойдет 2015 год по количеству проданных единиц.
Такая положительная динамика обусловлена в первую очередь существенным улучшением потребительских настроений у украинцев, а также отложенным спросом.
Поскольку бытовая техника не является предметом первой необходимости, потребители часто откладывали покупку на потом. Сейчас мы наблюдаем, что украинцы адаптировались к экономическим реалиям, рационализировали свои расходы и возвращаются к запланированным покупкам. Также мы видим, что украинцы экономят по-своему: пытаются купить технику на долгие годы. То есть покупают качественный товар по разумной цене, а не самый дешевый. В первую очередь рост на рынке демонстрируют известные бренды, в том числе и Philips.
– Как долго все это продлится?
– Мы оптимистично смотрим в будущее. В этом и следующем году благодаря отложенному спросу рынок будет расти. Но есть еще один фактор, который может способствовать дальнейшему росту рынка. Это инновации. Глобальный рынок бытовой техники растет именно благодаря инновациям и «умным» решениям. Этот тренд приносят в Украину глобальные компании-производители, в том числе Philips.
Скажем, есть инновационные продукты, которые помогают сделать ту же работу за гораздо более короткий отрезок времени, упростить или выполнить ее эффективно. И такие инновационные продукты растут значительно быстрее, чем сам рынок.
К примеру, растет сегмент парогенераторов, которые позволяют гладить вдвое быстрее, чем обычный утюг. Сегмент аккумуляторных беспроводных пылесосов для быстрой уборки возрастает более, чем в два раза. То есть украинцы хотят инноваций, которые могут облегчить их жизнь и работу дома. Именно инновации и инвестиции компаний в их продвижение создают долгосрочный потенциал развития рынка на будущее.
– Говорят, что официальные поставщики продают различные товары с очень большой маржой – 40-50%. Тогда как в интернете можно купить продукцию намного дешевле. То есть люди имеют возможность обходить эти большие наценки. Так ли это на самом деле? Есть ли в словах интернет-трейдеров доля правды или здесь что-то не так?
– Действительно, в интернете можно часто найти товар, который существенно дешевле, чем тот, что продается в других магазинах. Чаще всего этот товар ввезен в Украину по «серым» схемам, о которых мы говорили.
Соответственно, такой товар может быть дешевле официально импортируемого, с которого уплачены все налоги. Такое изделие часто не имеет соответствующего гарантийного и постгарантийного обслуживания, и в этом случае риски несет потребитель.
Поэтому рынок должен быть цивилизованным. На украинском рынке бытовой техники представлены почти все крупные международные игроки, они активно инвестируют и борются за него, и не имеют возможности завышать цены, потому что это приведет к потере доли рынка и потере продаж. Конкуренция на рынке малой бытовой техники очень существенная и способствует тому, чтобы цены для потребителя были доступными.
Источник: Новое Время
Читайте также —
Владислав Чечоткін, Rozetka.ua: Контрабандисти не читають законів