Алексей Мечинский: «Сейчас для Praktiker приоритет №1 – это эффективная система управления товарными запасами»
5 вопросов генеральному директору и владельцу сети строительных гипермаркетов Praktiker
В феврале 2014 года Аудиторская компания «Крестон Геренти Груп Юкрейн», 75% которой принадлежит Алексею Мечинскому, приобрела четыре Praktiker. За это время новому владельцу пришлось закрыть два магазина в сети и открыть два новых. В интервью RAU Алексей Мечинский рассказал о причинах покупки, новых открытиях и реакции на девальвацию.
В прошлом году вы купили 4 магазина Praktiker. Зачем владельцу консалтинговой компании DIY-ритейл? Или была привлекательной цена?
Ошибочно считать, что я был просто аудитором. Прежде всего, я бизнесмен. Мне интересны абсолютно разные инвестиционно-привлекательные проекты. За последние 10 лет я построил несколько успешных предприятий в разных бизнес-отраслях. Консалтинговая компания в этом случае – наилучший помощник, так как позволяет располагать временем и знаниями высокоинтеллектуальной команды профессиональных аудиторов, юристов, бухгалтеров. Что касается компании Praktiker Украина, то она действительно привлекла меня относительно низкой стоимостью при довольно существенных финансовых вложениях на этапе ее запуска – в сеть было вложено более 50 000 000 евро. Прежде всего, я покупал не арендованные магазины, а немецкую систему управления бизнесом. Конечно, некоторые бизнес-процессы нужно усовершенствовать, ведь убыточной сеть стала не из-за неправильной организации, а благодаря банальному транжированию средств управляющей компании. Но я считаю, что Praktiker – это бриллиант без огранки. Мы уже добились позитивной динамики, поэтому я уверен, что по итогам 2015 года результатами своей работы полностью будем довольны.
Когда вы поняли, что нужно уходить из Макеевки? Официально Praktiker ушел в ноябре 2014 года. Когда начались проблемы?
Первое время мы надеялись, что линия разграничения зоны АТО не пройдет через Макеевку и магазин остается на территории подконтрольной Украине. Когда стало понятно, что этого не произойдет, я принял решение закрыть магазин и организовал вывоз товара и оборудования. Могу сказать, что в этот момент я столкнулся не только с трудностями транспортировки через блок-посты, но и с внутренним саботажем – сотрудники магазина боялись потерять рабочие места и всячески затягивали процесс ликвидации магазина. Именно поэтому вопрос по закрытию магазина решился лишь в ноябре.
Почему пришлось закрыть Praktiker в ТЦ King Cross Leopolis? Не смогли договориться по ставкам? Традиционно для якорей они не так велики.
Понимаете, вопрос здесь не в ставках. Эту ситуацию необходимо рассматривать в комплексе. Нужно понимать, что договор между Praktiker и King Kross – это не традиционный договор аренды, а целый инвестиционно-строительный проект, ведь торговый центр строился с учетом корпоративных стандартов наших магазинов. И на момент строительства мы были единственным крупным арендатором. Торговый центр еще не запустился, а Praktiker уже работал и привлекал туда аудиторию. Генератором трафика был наш магазин. На рекламу и маркетинг в целом были потрачены колоссальные средства. Когда появился «Ашан», который в силу своей отраслевой принадлежности дает больше трафика, руководству торгового центра стало выгоднее разбить нашу площадь под небольшие бутики, для которых арендные ставки существенно выше. Для этого необходимо было избавиться от нас и для этого прибегали к разным мерам, что нечестно. Кроме того, по тому же договору у нашей компании приоритетное право на выкуп площади в случае ее продажи. Однако квадратные метры магазина без огласки были проданы лизинговой компании, о чем мы совершенно не подозревали. Не думаю, что при такой нечестной игре я должен был уступать.
Ощущаете ли падение продаж в связи с девальвацией. Что делаете?
Товары DIY не являются у населения предметами первой необходимости, поэтому снижение покупательского спроса и падение продаж мы ощущаем как никто иной. Однако в этом я вижу и положительный момент – теперь мы тщательнее подходим к вопросу закупок товара, покупаем только самое популярное и необходимое для нашего формата. На примере – предыдущее руководство позволяло закупать мыльницы с оборачиваемостью один год и низкой рентабельностью, что, по моему мнению, является просто потерей денежных средств. Уж лучше класть деньги на депозит, чем покупать низколиквидный товар. Тем более, если сравнивать с тем, что было на момент покупки компании – ситуация выровнялась и товарный запас значительно превышает задолженность. Разумеется, в связи с этим пришлось отказаться от сотрудничества с некоторыми поставщиками. Кстати, уделяя такое пристальное внимание к закупкам и связывая стоимость товара непосредственно с его оборачиваемостью и рентабельностью, мы выявили мошеннические схемы со стороны наших сотрудников и недобросовестных поставщиков. Разумеется, мы это пресекаем и отказываемся от сотрудничества с такими партнерами. Ведь, несмотря на последние события, я всячески стараюсь сохранить имидж Praktiker как надежной европейской компании и с такими схемами призываю бороться.
Товары DIY не являются у населения предметами первой необходимости, поэтому снижение покупательского спроса и падение продаж мы ощущаем как никто иной. Однако в этом я вижу и положительный момент – теперь мы тщательнее подходим к вопросу закупок товара, покупаем только самое популярное и необходимое для нашего формата
Открытие в Броварах и Praktiker в Днепропетровске в новом формате площадью до 10 000 кв.м. Почему вы решили уменьшить магазин и что будете дальше?
Магазин в Броварах появился в декабре 2014 г. На данный момент мы экспериментируем с форматами. Днепропетровск – это формат магазина у дома. Здесь можно представить наиболее популярный ассортимент, который точно будет пользоваться спросом у покупателей. А покупательский спрос – это гарантия рентабельности в кризисное время. Официально он откроется 29 августа, но уже работает в техническом режиме и обслуживает покупателей. Магазины в Броварах и Днепропетровске мы открыли, чтобы заменить площадки в Макеевке и Львове.
Но сейчас приоритет №1 – это эффективная система управления товарными запасами. Нет смысла открывать новые магазины, если нет инструмента обеспечения их эффективности. Запуск новой системы эту проблему решает. Специально для разработки этой системы были приглашены передовые специалисты из ведущих компаний. Аналогов этой системы для DIY в Украине нет. Скажу только, что новая система позволит нам избавиться от оверстоков и закупать только самый выгодный для сбыта товар. Мы ее презентуем в сентябре. В дальнейшем, мы, конечно, планируем развиваться и уже ведем переговоры с банками.