Вселенная АТБ: расширение в 213 раз за 32 года

Вселенная АТБ: расширение в 213 раз за 32 года

1 день назад
  42
Костянтин Симоненко

Компания АгроТехБизнес, от названия которой образовались теперь всем известные три прописные буквы АТБ, была основана 1 ноября 1993 года. За почти 32 года своего существования ритейлер расширил сеть более чем в 213 раз: от первых шести гастрономов в Днепре до 1281 магазина по состоянию на июль 2025 года.

Liga.net рассказала о самой большой украинской сети супермаркетов АТБ в цифрах и фактах. Самые интересные RAU представляет в адаптированной версии.

Космические темпы роста

В настоящее время АТБ является крупнейшей по количеству магазинов сетью супермаркетов в Украине, присутствующая в 336 населенных пунктах в 125 районах 22 областей.

В 1997 году, после того как шесть гастрономов с названиями деревьев («Клен», «Тополь», «Сосенки», «Терен», «Калина», «Каштан») объединились в одну сеть, появился первый магазин за пределами Днепра – в Кривом Роге. А еще через год сеть из нескольких десятков магазинов (тогда еще прилавочной торговли) получила свое нынешнее название.

Первой сотней супермаркетов ритейлер управлял уже в 2004 году, то есть через 11 лет после основания сети. Дальше дела пошли веселее: за семь лет сеть выросла в пять раз – до 500 торговых точек.

В 2016-м появляется новый формат «черного АТБ» с современным дизайном и оборудованием. Все последующие магазины открываются в этом формате.

АТБ открыл первый супермаркет в новом стиле (+фото)

Впервые отметку в 1000 магазинов сеть АТБ пересекла только в марте 2019 года, хотя могла сделать это значительно раньше, если бы не российское вторжение 2014-го и потеря около двух сотен магазинов в Крыму и на Донбассе. В преддверии полномасштабного вторжения, как тогда сообщили RAU в компании, к концу 2021 года сеть насчитывала 1314 магазинов. То есть росла примерно по 120 магазинов в год (иногда и по 150). Сейчас каждый год открывается по 40-50 новых магазинов. Каждый месяц появляются новые. К примеру, в июне 2025 года открыли свои двери шесть новых супермаркетов.

Інфографика Liga.net

Размер не главное

Средняя площадь магазина составляет 600–700 кв. м (средняя торговая – около 450 кв. м). Крупнейший магазин компании, площадью 1173 кв. м на девять касс работает в Одессе. Самый маленький находится в Кропивницком и занимает всего 148 кв. м и три кассы.

Теперь сеть супермаркетов АТБ – это комплексная корпоративная экосистема, ежедневно обслуживающая более 3 млн покупателей. В ее работе задействовано 59 000 украинцев, что делает компанию крупнейшим частным работодателем и вторым в государстве – после Укрзалізниця. Стоит отметить, что более 46 000 сотрудников – это персонал именно супермаркетов. Большая часть рабочих (67%) – женщины. Ежегодно на работу в АТБ нанимают более 4000 человек.

Робота АТБ під час війни: ключові факти та основні виклики

В среднем магазины АТБ имеют одинаковый ассортимент в 3700 SKU. Исключение – магазины вблизи линии боестолкновения с «военным ассортиментом» жизненно необходимых товаров (всего 500-700 SKU). Обычно люди покупают 6-7 позиций за один визит. Средний чек составляет более 250 грн. В топ-5 самых популярных товаров входят: бананы, сахар, яйца, картофель и Coca-Cola (2 л). Один кассир успевает обслужить 350 покупателей в смену, тратя в среднем одну минуту на каждого.

Удобство и выгода превыше всего

Сеть работает в формате мягкого дискаунтера, где примерно треть ассортимента составляют товары собственных торговых марок АТБ. Эту продукцию производят 200 предприятий-партнеров, некоторые снабжают ее уже более 15 лет. Такие товары пользуются наибольшим спросом из-за привлекательной цены, которая обусловлена отсутствием затрат на рекламу. В компании говорят, что товары ВТМ АТБ удовлетворяют все потребности потребителя.

Мережа АТБ запустила нову власну торгову марку «День у День»

Прошлой осенью сеть АТБ запустила новую собственную торговую марку «День у День» и теперь имеет четыре основных ВТМ. В ценовой линейке новая ТМ «День у День» разместилась между бюджетной ТМ «Розумний вибір» и ТМ «Своя лінія», предлагающей товары сегмента средний плюс. Премиальный сегмент товаров в магазинах крупнейшей отечественной торговой сети представлен ТМ «De Luxe Foods & Goods Selected». Привлекательная цена и качество товаров для ежедневных покупок 3 млн украинцев обеспечили ритейлеру рост товарооборота с 176,9 млрд грн в 2022 году до 248,8 млрд грн в 2024 году.

Трансформация по требованию времени

Во время полномасштабного вторжения, вызвавшего слом привычных цепей снабжения, собственная система логистики облегчила ритейлеру обеспечение магазинов необходимыми товарами. Сейчас АТБ имеет едва ли не самую большую логистическую инфраструктуру в стране. Так, восемь собственных и один арендованный распределительные центры общей площадью 179 161 кв. м круглосуточно управляют товарными потоками в Центральном, Восточном, Северном и Южном регионах страны. Следует отметить, что 6 из 9 РЦ имеют мультитемпературный режим хранения (склады класса А).

Ежедневно перемещается и обрабатывается более 6500 тонн грузов. Для этого ритейлер имеет семь собственных автоколонн, состоящих из более чем 700 грузовиков.

В ответ на блекауты, вызванные ракетными обстрелами энергетических объектов страны, сеть АТБ первой в Украине перевела все супермаркеты на LED-освещение и внедрила системы рекуперации тепла для отопления.

АТБ скорочує споживання електроенергії по всім діючим магазинам мережі

Во время длительных отключений света компания быстро обеспечила магазины генераторами и приняла меры по экономии электроэнергии. В частности, 1272 магазина имеют генераторы, а 183 торговых точки и центральный офис оборудованы солнечными панелями. Еще 200 магазинов в этом году должны оборудовать СЭС (в 2024 году их было только 40). Всего в течение 2022-25 годов в энергонезависимость АТБ было инвестировано более 650 млн. грн и уже сейчас 15% энергопотребления покрывают солнечные панели.

Чтобы соответствовать современным требованиям потребителей, все больше покупающих товары онлайн, в конце 2023 года ритейлер запустил мобильное приложение, объединившее программы лояльности, личный кабинет, чат-бот, партнерские сервисы, благотворительность и онлайн-магазин. В приложении доступна функция «Скануй Купуй» (технология Scan&Go) для самостоятельных покупок и проверки цен.

В настоящее время приложением АТБ активно пользуется 1,8 млн потребителей. Также 2 млн украинцев активно пользуются ко-брендовыми карточками шести банков-партнеров, что дает специальные преимущества при покупках в сети и в интернет-магазине АТБ, где представлено более 3500 SKU.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка