
Маркетплейс Алло: продажи автокосметики выросли в 5 раз, а сезонный рост бассейнов – в 6,5 раза


Компания АгроТехБизнес, от названия которой образовались теперь всем известные три прописные буквы АТБ, была основана 1 ноября 1993 года. За почти 32 года своего существования ритейлер расширил сеть более чем в 213 раз: от первых шести гастрономов в Днепре до 1281 магазина по состоянию на июль 2025 года.
Liga.net рассказала о самой большой украинской сети супермаркетов АТБ в цифрах и фактах. Самые интересные RAU представляет в адаптированной версии.
В настоящее время АТБ является крупнейшей по количеству магазинов сетью супермаркетов в Украине, присутствующая в 336 населенных пунктах в 125 районах 22 областей.
В 1997 году, после того как шесть гастрономов с названиями деревьев («Клен», «Тополь», «Сосенки», «Терен», «Калина», «Каштан») объединились в одну сеть, появился первый магазин за пределами Днепра – в Кривом Роге. А еще через год сеть из нескольких десятков магазинов (тогда еще прилавочной торговли) получила свое нынешнее название.
Первой сотней супермаркетов ритейлер управлял уже в 2004 году, то есть через 11 лет после основания сети. Дальше дела пошли веселее: за семь лет сеть выросла в пять раз – до 500 торговых точек.
В 2016-м появляется новый формат «черного АТБ» с современным дизайном и оборудованием. Все последующие магазины открываются в этом формате.
Впервые отметку в 1000 магазинов сеть АТБ пересекла только в марте 2019 года, хотя могла сделать это значительно раньше, если бы не российское вторжение 2014-го и потеря около двух сотен магазинов в Крыму и на Донбассе. В преддверии полномасштабного вторжения, как тогда сообщили RAU в компании, к концу 2021 года сеть насчитывала 1314 магазинов. То есть росла примерно по 120 магазинов в год (иногда и по 150). Сейчас каждый год открывается по 40-50 новых магазинов. Каждый месяц появляются новые. К примеру, в июне 2025 года открыли свои двери шесть новых супермаркетов.
Інфографика Liga.net
Средняя площадь магазина составляет 600–700 кв. м (средняя торговая – около 450 кв. м). Крупнейший магазин компании, площадью 1173 кв. м на девять касс работает в Одессе. Самый маленький находится в Кропивницком и занимает всего 148 кв. м и три кассы.
Теперь сеть супермаркетов АТБ – это комплексная корпоративная экосистема, ежедневно обслуживающая более 3 млн покупателей. В ее работе задействовано 59 000 украинцев, что делает компанию крупнейшим частным работодателем и вторым в государстве – после Укрзалізниця. Стоит отметить, что более 46 000 сотрудников – это персонал именно супермаркетов. Большая часть рабочих (67%) – женщины. Ежегодно на работу в АТБ нанимают более 4000 человек.
В среднем магазины АТБ имеют одинаковый ассортимент в 3700 SKU. Исключение – магазины вблизи линии боестолкновения с «военным ассортиментом» жизненно необходимых товаров (всего 500-700 SKU). Обычно люди покупают 6-7 позиций за один визит. Средний чек составляет более 250 грн. В топ-5 самых популярных товаров входят: бананы, сахар, яйца, картофель и Coca-Cola (2 л). Один кассир успевает обслужить 350 покупателей в смену, тратя в среднем одну минуту на каждого.
Сеть работает в формате мягкого дискаунтера, где примерно треть ассортимента составляют товары собственных торговых марок АТБ. Эту продукцию производят 200 предприятий-партнеров, некоторые снабжают ее уже более 15 лет. Такие товары пользуются наибольшим спросом из-за привлекательной цены, которая обусловлена отсутствием затрат на рекламу. В компании говорят, что товары ВТМ АТБ удовлетворяют все потребности потребителя.
Прошлой осенью сеть АТБ запустила новую собственную торговую марку «День у День» и теперь имеет четыре основных ВТМ. В ценовой линейке новая ТМ «День у День» разместилась между бюджетной ТМ «Розумний вибір» и ТМ «Своя лінія», предлагающей товары сегмента средний плюс. Премиальный сегмент товаров в магазинах крупнейшей отечественной торговой сети представлен ТМ «De Luxe Foods & Goods Selected». Привлекательная цена и качество товаров для ежедневных покупок 3 млн украинцев обеспечили ритейлеру рост товарооборота с 176,9 млрд грн в 2022 году до 248,8 млрд грн в 2024 году.
Во время полномасштабного вторжения, вызвавшего слом привычных цепей снабжения, собственная система логистики облегчила ритейлеру обеспечение магазинов необходимыми товарами. Сейчас АТБ имеет едва ли не самую большую логистическую инфраструктуру в стране. Так, восемь собственных и один арендованный распределительные центры общей площадью 179 161 кв. м круглосуточно управляют товарными потоками в Центральном, Восточном, Северном и Южном регионах страны. Следует отметить, что 6 из 9 РЦ имеют мультитемпературный режим хранения (склады класса А).
Ежедневно перемещается и обрабатывается более 6500 тонн грузов. Для этого ритейлер имеет семь собственных автоколонн, состоящих из более чем 700 грузовиков.
В ответ на блекауты, вызванные ракетными обстрелами энергетических объектов страны, сеть АТБ первой в Украине перевела все супермаркеты на LED-освещение и внедрила системы рекуперации тепла для отопления.
Во время длительных отключений света компания быстро обеспечила магазины генераторами и приняла меры по экономии электроэнергии. В частности, 1272 магазина имеют генераторы, а 183 торговых точки и центральный офис оборудованы солнечными панелями. Еще 200 магазинов в этом году должны оборудовать СЭС (в 2024 году их было только 40). Всего в течение 2022-25 годов в энергонезависимость АТБ было инвестировано более 650 млн. грн и уже сейчас 15% энергопотребления покрывают солнечные панели.
Чтобы соответствовать современным требованиям потребителей, все больше покупающих товары онлайн, в конце 2023 года ритейлер запустил мобильное приложение, объединившее программы лояльности, личный кабинет, чат-бот, партнерские сервисы, благотворительность и онлайн-магазин. В приложении доступна функция «Скануй Купуй» (технология Scan&Go) для самостоятельных покупок и проверки цен.
В настоящее время приложением АТБ активно пользуется 1,8 млн потребителей. Также 2 млн украинцев активно пользуются ко-брендовыми карточками шести банков-партнеров, что дает специальные преимущества при покупках в сети и в интернет-магазине АТБ, где представлено более 3500 SKU.