Юрий Назарук, iFest: Несмотря на все вызовы, мы не останавливаемся — движемся вперед и в Украине, и за ее пределами

Юрий Назарук, iFest: Несмотря на все вызовы, мы не останавливаемся — движемся вперед и в Украине, и за ее пределами

Сьогодні
  33
Оксана Дудка

Соучредитель холдинга iFest Юрий Назарук об опыте украинского ресторанного бизнеса за рубежом, в частности о причинах закрытия «Пьяная Вишня» в Лондоне, о запланированном открытии заведения в столице красных вин Бордо и о планах выхода на рынки Германии, Чехии, Испании, США и Японии.

О сложностях с ведением бизнеса в Украине

После сообщения в Facebook о том, что во Львове 50 ресторанов выставлено на продажу, некоторые медиа написали, что именно iFest закрывает 50 собственных ресторанов. Банки прочитали эти искаженные новости и остановили все кредитные линии холдинга, потому что решили, что мы «на грани».

Ситуация на ресторанном рынке нехорошая, однако не критическая. Плохо — в Сумах, в Харькове, в Мариуполе. В более спокойных регионах Украины лучше — это военные реалии времени. Однако iFest продолжает экспериментировать и открывать новые заведения и за рубежом, и во Львове. Все рестораны холдинга вмонтированы в город и одновременно заточены под туриста. Такие заведения, как «Криївка», «Гасова Лампа», «Львівська копальня Кави», «Найдорожча ресторація Галичини» — не найти больше нигде в Украине. Рестораны — это уже давно не только о еде. Это места силы, куда люди приходят, пьют кофе, общаются и понимают — нет, это еще не конец.

Относительно закрытия «Реберня» в Тернополе — это было франшизное заведение, и здесь было допущено много ошибок. Чтобы проект работал, надо иметь на месте сильного партнера, удачную локацию, команду. В этом формате заведение вряд ли откроется снова. Но, возможно, «Реберня» появится в Тернополе с новым партнером и на новом месте.

Как выживает ресторанный бизнес в Киеве, Одессе, Львове

Заведения «Реберня» и «Пьяная Вишня» есть в столице, и эти заведения движутся хорошо, потому что Киев всегда был большим живым рынком. В Одессе другая картина: обстрелы, тревоги, комендантский час — какая может быть барная жизнь, когда люди должны быть дома в 23:00? И туристы сейчас не едут просто так на море, если там может прибиться мина.

Во Львове когда-то было под два миллиона туристов в год — и город уже едва справлялся, все работало на пределе инфраструктурных возможностей. Теперь в городе много внутренних гостей — военные в отпуске, люди, которые не имеют возможности выехать за границу. Но это точно не зарубежные туристы, которые приехали во Львов, чтобы пить глинтвейн и гулять по старому городу. Это вынужденный туризм — не от радости, а от обстоятельств.

Количество заведений в холдинге !Fest

В начале февраля 2022 года холдинг имел 127 заведений, сейчас — уже более 180. После полномасштабного вторжения открыли более 30 новых точек за рубежом, большинство из которых — «Пьяная Вишня».

За рубежом «Пьяная Вишня» работает в Польше, Молдове, Румынии, Венгрии, Словакии, Латвии, Литве и Эстонии. В Польше также открылась «Реберня». В Азербайджане открыта «Львовская мастерская шоколада», а кофейный бренд !Fest Coffee Mission представлен в Польше, Турции и Сальвадоре.

Относительно планов открытия новых заведений в 2025 году — зависит от обстоятельств. В Украине холдинг не строит громких прогнозов — не то время. Во Львове команда работает над созданием новых концепций, в Киеве вскоре состоится запуск новых «Пьяная Вишня» и «Реберня».

О влиянии войны на бизнес

В 2014 году «Львовская мастерская шоколада» в Донецке была расположена прямо напротив театра. Чтобы сохранить команду, в компании решили продолжить работу, несмотря на оккупацию. В заведении играла украинская музыка, персонал общался на родном языке. Это был очень сильный кейс. Но в какой-то момент все поняли, что дальше работать опасно — и закрылись.

В Мариуполе работали две «Пьяные Вишни», одна из них — на пляже у Азовского моря, которая открылась в январе 2022-го, а уже в феврале город был захвачен. Оба заведения остались на оккупированной территории. Также была «Пьяная Вишня» в Херсоне — ее тоже пришлось закрыть.

В Харькове и Запорожье были прилеты возле заведений iFest, фасады были повреждены, но уже через несколько недель восстановили работу. Если говорить об общих потерях — это десятки миллионов гривен.

О франшизе за рубежом

В Лондоне «Пьяная Вишня» проработала всего три месяца: заведение открыли с ресторанной лицензией, а необходимо было получить барную. Оформлением документов занимался локальный партнер, который до конца не изучил местные правила и допустил ошибки. Когда обратились за новой лицензией — получили отказ. Из-за высокого уровня криминала в центре Лондона местные власти ограничивают открытие новых баров. Все же надеюсь вернуться в Лондон уже с учетом всех нюансов.

Уже этой весной откроется первая «Пьяная Вишня» во Франции в городе Бордо. Далее в фокусе — Германия, Чехия, Испания, США и Япония. «Вишневый» формат хорошо воспринимают в разных странах, надо нести эту атмосферу дальше.

Советы для предпринимателей, которые планируют открывать бизнес за рубежом

Необходимо иметь надежного локального партнера, которому вы доверяете. Это поможет вам лучше ориентироваться на местном рынке, избежать ошибок и ускорить процесс адаптации. Также важно сделать полный юридический аудит и понять, подходит ли выбранное место для вашего бизнеса. Стоит узнать, почему определенное помещение оставалось пустым, почему никому не удалось сделать бизнес на этой локации раньше, и есть ли шанс изменить ситуацию к лучшему.

Не менее важно учитывать культурные особенности и предпочтения местных жителей и помнить, что ваши основные клиенты — это не соотечественники, а местные люди. Поэтому, чтобы достичь долгосрочного успеха, важно настроить бизнес так, чтобы он откликался на их потребности. Будьте готовы к тому, что инвестировать на зарубежных рынках придется больше, чем в Украине, а рентабельность может быть ниже. Однако это не значит, что успех невозможен. Главное — быть готовым адаптироваться к новым условиям и рынкам. Это позволит вам создать успешный бизнес в новой стране.

Источник: Delo.ua


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Электронная система отслеживания подакцизных товаров: что изменится с 2026 года и готов ли бизнес к переменам

Электронная система отслеживания подакцизных товаров: что изменится с 2026 года и готов ли бизнес к переменам

С 1 января 2026 года в Украине вступают в силу новые правила маркировки алкогольной и табачной продукции. Согласно Закону...
time icon  
  47
Все новости рынка