
Олег Вишняков, Ultramarket: Как новые технологии изменили логистику в Украине


Основатель строительной и управляющей компании Building Development рассказал об амбициозном проекте создания вместе с Alterra Group сети многофункциональных торговых центров в формате «ритейл парк», как выбирают города для строительства новых ТЦ, благодаря чему привлекают международных арендаторов и каким будет новый ТЦ Obriy в поселке Татаров возле Буковеля.
Building Development – нетипичный украинский девелопер торговой недвижимости. В отличие от многих компаний, увлекающихся строительством крупных ТРЦ на десятки тысяч квадратных метров в городах-миллиониках, Building Development выбирает для своих проектов небольшие города с населением в пару десятков тысяч человек, но с большим потенциалом благодаря транзитному трафику. Еще одна особенность: как правило, в таких городах нет современных профессиональных торговых центров, поэтому конкуренция минимальная.
Почему выбрали именно такой путь развития, как определяют места для строительства торговых центров, благодаря чему удается привлекать в такие объекты международные бренды и на какой трафик рассчитывают, рассказал в интервью RAU основатель Building Development Роман Курицкий. Поводом для разговора стал новый проект девелопера – торговый центр Obriy Tatariv в поселке Татаров Ивано-Франковской области.
– Почему выбрали именно Татаров? Это небольшой поселок, и вряд ли местные жители смогут обеспечить необходимый трафик для успешной работы ТЦ.
– У меня давно была идея построить в этом регионе что-то современное, красивое и функциональное. Не в последнюю очередь из-за того, что часто там бываю: я люблю горы и езжу туда с 2003 года, посещаю Буковель, до которого от Татарова 10 минут, причем приезжаю как зимой, так и летом. И заметил, что в последнее время летом туристов и отдыхающих в этом регионе чуть ли не больше чем зимой.
А главная трасса на Буковель идет как раз через Татаров. Годовая посещаемость курорта – около 2,5 млн человек, но профессиональных торговых объектов там вообще нет. Более того – в Татарове идет разветвление дорог, неподалеку поворот на Ворохту, Верховину, Говерлу, Косов, которые тоже являются большими туристическими центрами. Частично захватываем трафик в Закарпатье, потому что через Татаров идет дорога на Мукачево, Рахов и Ясени.
– То есть ориентируетесь на туристические потоки?
– Не только. В зоне охвата ТЦ хватает и местных жителей, доход которых за последнее время очень поднялся и которіе заинтересованы в качественном шопинге. Основная зона охвата – до 10 минут на машине – это 45 000 человек. Вторичная – до 20 минут на авто – 61 000. Учитываем и то, что за последние годы – даже до полномасштабной войны – многие люди из разных уголков Украины переехали в эти локации. Активно развивается инфраструктура, строятся отели, горнолыжные курорты, развивается сфера услуг: то есть происходит постепенный прирост платежеспособного населения.
И это без учета транзитного трафика, который в сезон просто зашкаливает! Поэтому наша заинтересованность в строительстве ТЦ в этой локации более чем ясна.
– Долго выбирали место для ТЦ Obriy Tatariv?
– Участок искали около четырех лет. Во-первых, нас интересовала исключительно правая сторона трассы, чтобы перехватывать транзитный трафик на Буковель. Поэтому искали участок от Яремче до перекрестка с поворотом на Буковель. Во-вторых, нам потребовался достаточно большой участок для строительства ТЦ и близлежащей инфраструктуры: чтобы разместить большой паркинг, зоны отдыха и так далее. В-третьих, что тоже достаточно важно, и значительно ограничивало варианты выбора: участок под строительство должен быть сравнительно ровным. В конце концов удалось найти площадку площадью около двух гектаров, которая полностью удовлетворила наши требования.
– Каким будет будущий ТЦ?
– Это будет не классический торговый центр, а ритейл-парк. Главная его особенность: все магазины будут иметь отдельный вход с фасада, а торговые галереи в классическом понимании будут вообще отсутствовать. Несколько таких проектов уже есть в нашем портфолио, мы понимаем и любим этот формат.
– Какая его площадь?
— Арендная площадь – 8000 кв. м. Благодаря формату почти все площади пригодны для аренды, пустых мест нет, все используется максимально эффективно.
– Когда проект стартовал?
– В октябре прошлого года мы оформили документы на участок и приступили к проектированию. Сейчас стройка идет полным ходом, земляные работы и монолитные работы продолжаются.
– А когда планируете открыть объект?
— Пердварительный план – до конца года, но надеемся открыться раньше. Посмотрим.
– Это полностью ваш проект?
– Как и в предыдущих случаях, над ним мы работаем с партнером – Alterra Group. Мы вместе занимаемся концепцией проекта, брокериджем и выступаем как управляющая компания, то есть закрываем весь спектр услуг сами.
– Кто будет представлен на локации?
— Как только непосредственно приступили к реализации проекта, сразу увидели немалую заинтересованность от сетевых операторов разного уровня: от международных игроков до локальных ритейлеров.
Планируем разместить в ТЦ до 15 операторов разных сегментов, которые будут полностью удовлетворять спрос потребителей на все необходимое.
— Уже подписаны арендаторы? Какие сети выступят якорными арендаторами?
— Подписан договор с Jysk, который займет площадь 1300 кв. м. Это топовая для них локация, поскольку вокруг множество отелей, туристических баз, домов отдыха, хостелов: то есть потенциальных клиентов, как раз заинтересованных в наличии в непосредственной близости такого магазина.
Продуктовым якорем станет западноукраинская сеть Torba. Может, в Киеве, на востоке или в центре Украины его не особо знают, а на западе страны у этого ритейлера очень прочные позиции и высокая лояльность к бренду.
Подписанный договор с fashion-брендом Sinsay: он займет 700 кв. м. Ведем переговоры и с другими сетями.
– С кем именно?
– Например, с LC Waikiki, Эпицентр, Rozetka, одной из ведущих сетей виномаркетов, предусмотрено размещение зоомагазина – общаемся с Master Zoo и E-zoo. Предварительная договоренность уже есть с мультимаркетом Аврора, обязательно будет магазин сегмента drogerie, скорее всего – Eva, сервисные услуги, надеемся присоединить Нова пошта, плюс кафе и ресторан – уже достигли договоренности с кафе-кондитерской и IQ Pizza. Конечно, аптека, видим там супермаркет электроники, Книгарню Є.
Более того: уже на завершающей стадии переговоры с детским развлекательным центром Країна Мрій. Это направление в регионе вообще отсутствует, а запрос от потребителей есть: с детьми там некуда особо пойти, например, отпраздновать день рождения.
– Детские центры обычно занимают немалую площадь. Как вы планируете на 8000 кв. м разместить и продуктовый якорь, и ДРЦ, и LC Waikiki, i Sinsay, и Эпицентр?
– Вы правы, поэтому уже рассматриваем возможность увеличения площади до 10 000 кв. м – именно под детский центр и еще несколько небольших операторов.
– А что с прилегающей территорией? Будете там что-нибудь делать?
– Самое главное и самое важное, что мы там сделаем: это обустроим парковку. Это болезненный вопрос для Карпатского региона, и мы хотим обеспечить максимальный комфорт нашим посетителям. Ориентировочно она будет рассчитана на 230 машиномест, что позволит всем посетителям без проблем разместить свои автомобили.
– Планируете что-то особенное в оформлении ТЦ?
– Да, будет очень яркий и привлекательный визуал, декор с элементами мозаики, оригинальные элементы с местными мотивами. Существенное преимущество этой локации: большой фасад, выходящий прямо на трассу. Он длиной 250 метров, поэтому имеем возможность сделать его ярким, примечательным и запоминающимся. Также установим большую стелу для привлечения дополнительного внимания.
Для нас очень важна культурная составляющая. Хочется не только собирать уже сформировавшийся трафик покупателей, но и создавать новый. Для этого планируем реализовать в рамках торгового центра художественную галерею, публичное пространство – место для проведения учебных мероприятий.
В основе культурной составляющей закладываем мозаику на фасаде — исторически развитый в Украине вид искусства, который, к сожалению, в последнее время приходит в упадок. Мы откроем его украинцам с другой стороны, предоставим возможность гордиться локальным художественным произведением. Знаем, что это хорошо работает с коммерческой точки зрения, привлекает на локацию гораздо больше аутории, которая едет туда специально.
— безопасность и энергонезависимость. Как решили этот вопрос?
— Рядом с ТЦ в отдельно стоящем помещении строим бомбоубежище – это требует и закон, и здравый смысл. Obriy Tatariv будет снабжен генераторами, на всей кровле будет установлена солнечная электростанция.
– Какие ваши дальнейшие планы?
– В дальнейшем развивать сеть ТЦ Obriy в формате ритейл-парк. Кроме Татарова, уже строим еще один объект на западе Украины – во Львове на въезде из Киева, дальше рассматриваем строительство подобного торгового центра под Киевом, на стадии разработки еще один ТЦ в Ивано-Франковской области. А дальше – только вперед!