
Последние назначения в ритейле: Comfy, Lacoste и SuperStep в Украине, New Balance, АЗК UPG, AB InBev Efes Ukraine


Директор Vodafone Retail рассказала о «серых» игроках рынка, как в сети преодолевают кризис нехватки персонала и трудоустраивают молодежь от 16 лет, а также о том, удалось ли вернуть показатели товарооборота до уровня довоенного 2021 года и почему пропасть между бюджетным ценовым сегментом и премиум.
В настоящее время сеть магазинов Vodafone насчитывает 336 франчайзинговых торговых точек и 91 — собственных. К началу 2025 почти 30% собственных магазинов в сети работает в обновленном формате, а до конца года планируют осуществить реформат еще 15 магазинов в разных регионах. Директор Vodafone Retail Елена Мироненко в интервью RAU рассказала, с какими вызовами сеть сталкивалась на третий год большой войны, сколько уплатила налогов, какова сумма прямой благотворительной помощи и на чем сеть будет сосредоточена в 2025 году.
— Третий год в условиях полномасштабного вторжения. С какими вызовами розничная сеть сталкивалась?
— Через три года полномасштабного вторжения мы прошли через все возможные вызовы военного времени для ритейлеров: от логистических до кадровых. Некоторые из них остаются с нами до сих пор, а команда соответственно gjcnjzyyj в процессе поиска и внедрения лучших решений.
В 2022 году мы практически полностью перезапустили коммерцию – перезаключили соглашения со всеми поставщиками, перешли на предоплату за поставку товаров, перераспределили товарный запас на разные склады. И партнеры и мы пытались максимально диверсифицировать риски для бизнесов. Все учились работать в новых условиях.
Отключение электроэнергии – еще один масштабный вызов. В течение 2023-24 годов мы работали над тем, чтобы обеспечить бесперебойную работу нашей сети при любых обстоятельствах. Сейчас каждый магазин Vodafone оснащен альтернативными источниками питания – приборами разной мощности, с помощью которых мы освещаем торговые точки при отсутствии света. Эти же приборы заживляют платежные терминалы и, что важно, терминалы самообслуживания, чтобы наши клиенты могли пополнить мобильный счет без помех. Было непросто найти источники питания с соответствующими характеристиками, закупить нужное нам количество, но по состоянию на сегодняшний день проблема автономности решена.
Нерешенной проблемой остается кадровый дефицит.
Найти узкопрофильного специалиста в бэк-офис или продавца-консультанта во фронт-офис одинаково сложно. При этом обучение и адаптация последних требует значительно больших ресурсов. Именно поэтому в 2024 году мы возобновили реализацию проекта «Работай у своих», в рамках которого предоставляем возможность получить первый опыт работы детям сотрудников группы компаний Vodafone Украина. Целевая аудитория – подростки в возрасте от 16 лет, период реализации – летние и зимние каникулы. Участникам предлагается официальное трудоустройство на условиях гражданско-правового договора со всеми социальными гарантиями, гибкий график работы от 2 до 8 часов и почасовая оплата труда. После завершения проекта и с наступлением совершеннолетия участники могут устроиться на постоянное место работы по упрощенной процедуре.
— Сеть сосредоточена на формате Techno. Насколько больше чеков в магазинах, чем в традиционных? Какие еще существенные отличия?
— Мы растем, и это лучше заметно в сравнении. Techno-формат, на котором мы сосредотачиваемся, визуально и концептуально отличается от традиционных магазинов Vodafone с классическим их восприятием как торговых точек оператора. Обновленные магазины конкурентоспособны на рынке ритейла, имеют яркий и современный дизайн, широкий ассортимент товаров. Они становятся более заметными и интересными потенциальным покупателям, в результате чего количество чеков в таких магазинах растет примерно на 20%.
Главное отличие – профиль клиента. Наша ЦА до реформатов — мужчины и женщины в возрасте 40 лет, после — молодые люди в возрасте 18-34 года. Соответственно, растет спрос на товары для гейминга, смартфоны премиум-сегмента. К примеру, количество премиальных смартфонов Samsung в продажах увеличилось на 60%. На втором месте по приросту – категории гейминга и персональных гаджетов, в том числе умных девайсов для дома. В среднем товарооборот магазинов после реформатов растет на 35%, средний чек около 20%.
Если раньше целью посещения магазинов Vodafone были операторские услуги, то наши клиенты чаще выбирают комплексные решения: техника плюс связь.
Для понимания каждый второй смартфон в сети продается со связью в подарок. С операторской точки зрения обновленные магазины также более эффективны, ведь привлекают новых абонентов. И уже в этом году мы запускаем конвергентные услуги, включающие мобильную связь, домашний интернет и телевидение. Пакетное предложение станет отличным дополнением к девайсам, которые можно приобрести у нас в сети.
— Кроме открытия и обновления магазинов, куда еще были направлены инвестиции?
— Параллельно с реформатом розничных магазинов, мы активно работаем над обновлением своей e-commerce платформы. В прошлом году провели огромную подготовительную работу и определили два приоритетных проекта на 2025 год: полная перезагрузка интернет-магазина Vodafone Shop и интеграция искусственного интеллекта в консультирование клиентов.
Есть определенные наработки, в течение этого года сможем представить совершенно новые инновационные решения, аналогов которым сегодня нет на украинском рынке.
Эти проекты без преувеличения окажут значительное влияние на развитие всего Vodafone Retail.
— В 2024 году превысили показатели товарооборота довоенного в 2021 году?
— Мы превзошли показатели товарооборота 2021 года и, согласно данным GfK Ukraine, продолжаем наращивать свою долю на рынке телекоммуникационного оборудования.
В общем, тенденция достаточно интересная: если продажи смартфонов для телеком-сектора в целом за год демонстрируют прирост всего на 4%, то наша доля в этом в сегменте приросла на 13%.
— Как вам это удалось, учитывая, что количество собственных магазинов Vodafone сократилось практически вдвое по сравнению с 2021 годом?
— В начале полномасштабного вторжения мы решили оптимизировать бизнес — закрыли торговые точки с низкими показателями и маленькими площадями и открыть новые магазины на лучших локациях, с более высокой проходимостью и более широкими возможностями представления всего имеющегося ассортимента товаров.
— Какие товары в структуре продаж занимали лидирующие позиции в этом году?
— Наше якорное предложение – смартфоны со связью в подарок. В 2025 году обновили ключевое предложение и предоставляем в акционные девайсы до 3500 юнитов на мобильный счет, которые абонент может потратить на оплату новых пакетов услуг по своему тарифу. Здесь следует добавить, что линейка брендов постоянно расширяется, чтобы охватить все ценовые сегменты.
Второе и третье место заняли наушники и смартчасы. Неожиданно, но мелкая бытовая техника и гаджеты для красоты и ухода также пользуются спросом среди клиентов Vodafone.
— В 2024 году продолжили наблюдать расслоение продаж на два больших потока – бюджетного ценового сегмента и премиум? Средний сегмент продолжал уменьшаться?
— По результатам прошлого года, в бюджетном ценовом сегменте мы выросли сами к себе на 5%, в премиум-сегменте на 55%. Эти потоки остаются доминирующими. Средний сегмент остался на уровне – не уменьшается в плане полученной выручки, однако снижается в количестве реализуемых единиц. Людей, относящих себя к среднему классу, становится все меньше.
Основной проблемой всех «белых» ритейлеров, завозящих официальный товар и прозрачно уплачивающих налоги, остается ключевая роль серого рынка продукции Apple. По информации представителей АСС, более 70% смартфонов iPhone ввозится в Украину нелегально. Из-за этого только за последний год бюджет страны недополучил $200 млн. По прогнозу на 2025 год 825 000 устройств из 1,1 млн рынка новых iPhone импортируется «серыми» игроками.
— Какие изменения в поведении клиентов наблюдали на третий год полномасштабного вторжения?
— Мы выделяем для себя два основных типа клиентов. Первые — бережливые, которые бережно относятся к деньгам и тщательно принимают решение о покупке. Вторые – импульсивные, решение о покупке к таким может прийти здесь и сейчас, главное – эмоции, которые они получат от нового девайса. Пытаемся работать с обоими типами одновременно: постоянно обновляем акционные предложения, регулярно проводим розыгрыши и другие активности в магазинах и социальных сетях. С начала полномасштабного вторжения продолжаем наблюдать падение офлайн-трафика. Зато убеждаемся, что роль онлайн-каналов продаж постоянно растет.
— Какая сумма уплаты налогов и сумма прямой благотворительной помощи была в этом году?
— Общая сумма налогов, уплаченных группой компаний Vodafone Украина в 2024 году, составила 6,075 млрд грн. Сумма прямой благотворительной помощи стране по итогам прошлого года составила 66 млн. грн.
Основные направления поддержки — медицина, помощь детям и поддержка украинцев, пострадавших в результате боевых действий, образовательные инициативы.
К благотворительным инициативам Vodafone регулярно приобщаются клиенты. Прекрасный пример — проект «Добра справа в подарунок», когда абоненты направляют свои бонусы по программе лояльности в поддержку детей, нуждающихся в сложных операциях.
Общая сумма бонусов, перечисленных на проведение операций детям с врожденными пороками сердца в 2024 году, составила 2 млн. грн.
— И поделитесь планами на 2025 год.
— Количество собственных торговых точек пока увеличивать не планируем — за три года полномасштабного вторжения численность живущих, работающих и покупающих в Украине уменьшилась, а затраты на содержание торговых точек стремительно увеличиваются.
Наша ключевая цель на ближайшее будущее – повышение эффективности работающих магазинов и их привлекательность для потенциальных клиентов. Здесь мы сконцентрируемся на реформатах, конвергентных услугах и запуске единых акционных предложений для всей сети.