Наталья Красникова, ЭКО Маркет: Как работает ритейл в прифронтовых регионах и почему это важно
По данным Госстата, на начало полномасштабного вторжения в прифронтовых областях проживали более 15 млн человек, что равняется более чем трети населения Украины. Немало населения покинуло эту зону, однако многие живут там и сейчас, и эти люди нуждаются в постоянном подвозе продуктов.
До 24 февраля 2022 года ЭКО Маркет имел большой рынок в ныне оккупированных областях и регионах ведения боевых действий. Магазины сети в Донецкой, Сумской, Николаевской, Херсонской и Черниговской областях посещали примерно 1,2 млн покупателей в месяц, что равнялось почти 2500 тонн продуктов за соответствующий период.
Об изменениях, произошедших после начала войны, и как сейчас работает продуктовый ритейл в прифронтовых городах и почему это важно директор по логистике ЭКО Маркет Наталья Красникова рассказала в колонке для NV.
Начало вторжения
За первые месяцы войны стоимость перевозки товаров выросла иногда на 200%. Это были тяжелые времена, когда рынок только начинал адаптироваться к условиям, которые менялись ежедневно: враг занимал населенные пункты, перерезал дороги, атаковал почти со всех сторон. Тогда мы завозили только самые необходимые продукты. Рынку понадобилось два месяца, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако цены на логистику стали на 50% выше довоенных показателей.
На это прежде всего повлияли цены на топливо, которые выросли уже на 40% с начала вторжения, также некоторые случаи перестали считаться страховыми.
Самая тяжелая ситуация в областях, где ведутся самые активные боевые действия — это Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская и Харьковская области. Чем ближе к линии фронта, тем труднее доставлять товары. По словам Красниковой, речь идет об условной зоне в 50 км, где цены на доставку в 2-3 раза выше средних по стране.
Это мы наблюдаем по опыту работы наших магазинов в Николаеве, Херсоне, Краматорске, Константиновке, Покровске, Мирнограде. До войны в этих городах проживало примерно один миллион человек. Каждый день мы подвозили туда в среднем 30 тонн продуктов. Сейчас это где-то 20 тонн.
Все же падение не такое критическое, как ожидалось. Магазины в вышеупомянутых городах ежемесячно посещают более 200 тысяч покупателей. Одной из причин является то, что часть людей вернулась в свои дома. Также магазины в прифронтовых регионах часто посещают военнослужащие.